Жизнь после власти

Александр Щербаков 5
Я долго размышлял, почему партийная верхушка Советского Союза предала идеалы социализма, позволила деструктивным силам развалить великую страну на осколки. Неужели они не верили в социализм как систему с самым справедливым общественным строем, предоставляющим равные условия для образования, карьерного роста всем членам общества? Недавно, после просмотра очередного сериала на историческую тему, меня озарило – а им не надо, чтобы  была справедливость для всех,  им нужна была справедливость для их близких потомков – детей, внуков.  Они сами жили вполне благополучно, имели шикарные служебные квартиры, служебные дачи, персональных водителей, охрану, этаких мальчиков на побегушках. Что еще желать?  Но всё это они не могли передать по наследству, а вот их отпрыски, привыкшие жить на всем готовом, не стремились к власти так, как их отцы.

Давайте вспомним историю. Кто совершал всевозможные бунты, перевороты и революции?  Обиженные существующей властью!!! Если  это был народ, то все заканчивалось бунтом, если недовольство выражали военные, то переворотом, а если еще и имеющие что-то за спиной, то – революцией. Французскую революцию совершила не чернь Парижа, не обошлось без представителей высшего света, обиженных на французского короля.  А кто совершил Февральскую революцию в России? Представители царствующего дома Романовых, которых не устраивала фигура Николая Второго, представители буржуазии и военных, недовольных своим положением, и различные партии либерального толка.  Но, свергнув императора, они не смогли наладить жизнь в стране, которая продолжала воевать, не имея перед собой никаких целей.  И тогда большевики, не самая многочисленная партия в стране, совершили Октябрьский переворот.

Но кто такие большевики-ленинцы? В подавляющем большинстве это представители обиженных слоев, тех же евреев, поляков, латышей, грузин, армян, рабочие, угнетаемые своими хозяевами – капиталистами.  Причем обиженных лично, как Ульянов-Ленин, которого исключили из университета, как Бронштейн-Троцкий, Свердлов, Розенфельд-Каменев, Радомысльский-Зиновьев, представители обиженных евреев, поляк Дзержинский, грузин Джугашвили-Сталин, представители считавшихся угнетенными народами в Российской империи. Они на каком-то этапе верили, что пример революции в отсталой, крестьянской России,  приведет к революциям в развитых капиталистических странах, ведь по Марксу, именно пролетариат является могильщиком капиталистов. Но когда революции в Германии, Австро-Венгрии провалились, а поляки не проявили пролетарской солидарности и дали отпор Красной Армии, кое-кто, и Сталин в первую очередь, поняли, что мировой революции не будет, по крайней мере, в ближайшие годы.  И взяли курс на построение социализма в отдельно взятой стране, что противоречило учению Маркса-Энгельса.  А вот Троцкий продолжал грезить о мировой революции, как и его сторонники, начавшие борьбу со Сталиным и его окружением.

Но социализм был построен.  Это действительно был новый, необычный в истории общественный строй, где практически каждый при определенном усердии и талантах, мог достичь больших высот по карьерной лестнице.  И примеры многочисленных государственных деятелей сталинского периода свидетельствуют об этом. Особенно, если это касалось руководящего состава в народном хозяйстве.  Молодые наркомы, директора заводов, колхозов были отнюдь не редкостью, не исключением из правил. Одновременно им предоставлялись льготы, которые они теряли вместе с высокой должностью. Поэтому они и старались выполнять все планы по индустриализации и коллективизации, что позволило неплохо подготовиться к войне с Германией, а вернее, с западным миром.

После войны, когда исчезла угроза  для жизни советской элиты, началось её постепенно разложение на бытовой почве. Отпрыски и жены этих пропадающих на работе наркомов, директоров, секретарей райкомов, горкомов, не имея никаких бытовых неудобств, хотели все больше и больше. Особенно быстро разложение происходило в Закавказье и Средней Азии, которых не пришлось восстанавливать после войны.  Но, достигший всего в своей жизни, первый секретарь союзной республики, края, области,  должен был оглядываться на вышестоящие партийное руководство, на Москву. И  уж тем более должен быть осмотрительным, когда продвигал своего отпрыска на высокие должности в своей республике, крае или области. Недоброжелатели и завистники были у всех, они-то и «капали» в Москву на таких партийных бонз.  И там делали оргвыводы.

К тому же потерявший свой пост чиновник терял и все льготы – дачу, служебный автомобиль, а то и хоромы, переселялся в обычную квартиру.  Если не на нары, конечно.  Но в 50-80 годы такое уже крайне редко случалось.  А если и случалось, то не с первыми лицами, с их заместителями, становившихся стрелочниками.

А вот детишки всевозможных чиновничьих вельмож  старались жить в свое удовольствие. Очень  редко у кого дети старались следовать советам родителей.  На моей памяти это были два сына руководителей, два Сергея – Берия и Хрущев. Первый Сергей был достоин своего отца.   Второму отец успел даже героя Соцтруда присвоить, и это  в 27 лет, явно не заслуженного.   Но это было скорее исключение, чем правило.  Вспомнил давнее дело детишек, правда, с усами отнюдь не юношескими.  Вот что можно прочитать в Интернете о «Деле волчат».

В самый разгар Великой Отечественной войны московские следователи расследовали дело, связанное с действием пронацисткой тайной организации. Участниками подпольной группы оказались дети высшей партийной и военной элиты СССР. Пока советский народ сражался на фронте с врагом, они мечтали о создании четвертого рейха в стране победившего социализма.

3 июня 1943 года на Большом Каменном мосту в центре Москвы прогремело два выстрела. Прибывшие сотрудники милиции обнаружили на месте происшествия тела парня и девушки, чьи головы были прострелены. Жертвами оказались сын народного комиссара авиации Алексея Шахурина 15-летний Владимир и дочь сотрудника министерства внешней политики СССР Константина Уманского – Надежда. Дети вместе учились 175-й школе, и в момент обнаружения тел мальчик с простреленным виском был еще жив. Умер он через два дня, так и не придя в сознание.

Расследовать дело доверили опытному следователю Льву Шейнину. После опроса одноклассников стало известно, что Алексей и Надежда любили друг друга и встречались. Изучив обстоятельства происшествия, следователи выяснили, что Шахурин выстрелил вслед уходящей подруге, после чего пустил пулю себе в висок. Остался один вопрос, где он взял пистолет? Для выяснения Шейнин провел обыск в комнате убийцы, где следователи отыскали дневник юноши, который поразил всех. Если верить написанному, то погибший парень и его одноклассники входили в тайную антисоветскую организацию «Четвертый рейх».

В 175-й школе Москвы учились дети народных комиссаров, дипломатов, генералов, деятелей культуры и иностранных коммунистов. Отпрыски «благородных семей» страны рабочих и крестьян держались вместе и чужаков в свой круг не допускали. В дневнике Шахурина написано, что он и его друзья в будущем собирались взять в стране власть и выстроить государство по примеру нацисткой Германии. Тетрадь изобиловала цитатами Ницше и Гитлера.

Члены группы присвоили себе звания фюреров, обещали заниматься спортом и получать новые знания и навыки, которые пригодятся в будущем. Взять власть дети элиты собирались без кровопролития. Они планировали отучиться и, поднявшись по карьерной лестнице, занять руководящие посты. И уже после этого изнутри реформировать СССР. Когда дело приобрело такой серьезный оборот, его начал вести доверенный человек Берии,  следователь НКГБ Лев Влодзимирский.

Ученики 175-школы снова оказались на допросе, но уже не в качестве свидетелей. Школьники, чьи имена были записаны в дневнике, сразу попали в следственные изоляторы. Влодзимирский хотел выяснить, где Шахурин взял пистолет. Возможно, у детей есть еще оружие, которым они захотят убить Сталина или Молотова. Выяснилось, что пистолет попал к убийце через Вано Микояна – сына наркома Анастаса Микояна. Тому его с фронта привезли старшие братья. Вано говорил, что Шахурин собирался просто испугать Надежду Уманскую, которая собралась с родителями в Мексику.

Помимо Вано и Серго Микоянов, строителями четвертого рейха были сын генерал-лейтенанта Рафаила Хмельницкого – Артем. Сын известного чекиста Станислава Реденса – Леонид, чья мать была сестрой жены Сталина – Анны Аллилуевой. Среди заговорщиков оказался сын начальника управления оборонной промышленности СССР Петра Кирпичников – Феликс Кирпичников, сын начальника госпиталей Москвы Александра Бакулева – Петр, Арманд Хаммер – племянник бизнесмена Арманда Хаммера, который был посредником в торговле между СССР и западными странами.

Сталин понимал, что такое количество репрессированных отпрысков высшей элиты государства, породит множество опасных врагов. Своих детей ему никто не простит. Значит, их следует арестовывать вместе с родителями. Однако на дворе 1943 год, и о победе говорить рано, а такие действия могут привести к внутриполитическому расколу.

В декабре 1943 года народный комиссар госбезопасности Меркулов зачитал школьникам приговор суда. Всех их сроком на один год высылали из Москвы в отдаленные поселки Урала, Сибири и Центральной Азии. В среде послевоенной советской элиты история с «Четвертым рейхом» воспринималась как неудачная шалость. Официально психически неуравновешенный Шахурин застрелили Уманскую в припадке гнева, вызванного ее отъездом с родителями в Мексику.

Не думаю, что отпрыски высокопоставленных родителей с таким поведением  были только в единственном числе, просто до смертоубийства дело не доходило. Сейчас хорошо известно из достоверных источников, что во времена Брежнева,  когда во главе КГБ был Андропов, многие дети лиц с чинами стали сотрудниками спецслужб, которые работали в посольствах и представительствах за рубежом, привыкая к тамошней жизни в достатке и не очень напрягаясь.  Что-то не слышно, чтобы кто-то из  советских  резидентов за границей завербовал серьезного агента, а вот провалы наших разведчиков случались регулярно, их объявляли персонами нон грата.   А по возвращению в СССР они вели разговоры, разлагающие службу, которая должна была защищать конституционный строй в нашей стране.

Почему же стали пристраивать на такие «хлебные» места своих детишек руководители партийных и советских органов? Дело ясное как божий день. Ведь без спецслужб не обходится ни одно государство в мире, и возможности сделать себе карьеру в этих органах большие.  Главное, без риска. Ну, провалил дело за границей, работая с дипломатическим паспортом, вышлют на родину, и там где-нибудь пристроят.  Многие наши предатели из КГБ и ГРУ так и пришли к измене.

А вот их родители, которых по возрасту отправили на пенсию, особенно это касается руководителей регионов в той же РСФСР (В Прибалтике, Средней Азии и в Закавказье свои законы), начали жизнь весьма скромную. И это их очень раздражало. Если раньше перед ним шапку ломали, в дом доставляли все, что требуется, и возили на автомобиле не только самого начальника, но и его жену, то теперь требовалось постоять и в очереди, если партчинуша перебирался в столицу, выйдя на пенсию. Или ездить в городском транспорте.  Помню, всех умилила фотография, как бывший член политбюро Воротников с авоськой идет в магазин по московской улице. 

Хорошо, если есть рядом взрослые дети, у которых есть свой личный автомобиль, если успели, пока был при власти, построить или купить дачу в Подмосковье.  Бывшему хозяину Хабаровского края в течение 18 лет, первому секретарю крайкома партии Черному не так повезло. Был на даче после смерти сына и жены один, когда с ним случился инсульт, и долго пролежал на холодном полу в домике.  И не смогли врачи спасти Черного от воспаления легких в ЦКБ, когда его нашли обездвиженного на своей даче через несколько дней.

А между тем деятельная натура Черного, которого отправил на пенсию Горбачев еще полного сил, заставляла его вести активную общественную работу среди диаспоры хабаровчан в столице.  Периодически Черный по приглашению губернатора Хабаровского края Ишаева ездил на торжества в Хабаровск, написал книгу воспоминаний «Остаюсь дальневосточником».

Кстати, об обеспечении лечения вышедших на пенсию партийных руководителей, если они живут в Москве. Это делается в Центральной клинической больнице – ЦКБ. В советское время это было 4-е Главное управление Минздрава СССР.  Прекрасное обеспечение, высококвалифицированный персонал, все необходимые лекарства, уход, обеспечивали хорошее качество медицинской помощи. В последнее время квалификация врачей не такая уж высокая, как раньше,  но все равно, многие престарелые пенсионеры из числа высокопоставленных чиновников получают адекватную медицинскую помощь.

Некоторые из партийных руководителей советского периода, хорошо зарекомендовавшие себя в те годы, продолжают трудиться и ныне, несмотря на солидный возраст. Это члены Совета Федерации Рыжков, бывший председатель правительства, и Долгих, секретарь ЦК КПСС.  Но таких из числа видных работников очень мало, большинство предпочитают жить жизнью благополучного человека.  Но никто из них, как мне думается, не стал долларовым миллионером.

Зато сейчас чиновники строят себе хоромы, коттеджи, целые дворцы на ворованные деньги.   В советское время это было невозможно, надо было жить скромно, не выпендриваться, как говорят сейчас.  А если деньги были, то жизнь была  другой, если бы жили в другом общественном строе.  Вот в него-то и стремилась попасть наша партийная верхушка, за небольшим исключением.

К тому же над многими висели воспоминания об их предшественниках,  которые не пошли вверх, а, наоборот, на понижение.  Часто это случалось, если в регион приезжал «засланец» из центра.  И все обещания предшественника элементарно не выполнялись.  Особенно часто это стало случаться во времена Горбачева, который открыл буквально охоту на кадры Брежнева в союзных республиках и регионах РСФСР.  Они пачками отправлялись на пенсию или переводились в другие регионы.  Началась охота с Узбекистана, где началось «хлопковое» дело,  и Краснодарского края, где началось преследование любимца Брежнева  первого секретаря крайкома партии Медунова.  Так что их сменщики не очень-то выступали против Горбачева,  когда тот начал развал страны.

Вот эти новые партийные «вожди» и устроили развал страны, стремясь  обеспечить себе и главное, своим отпрыскам, «райскую» жизнь. Как тот же Гейдар Алиев, ведь после смерти отца ныне правит в Азербайджане его сын.  Пришел во власть в «суверенной» Грузии Шеварнадзе, где на него устраивали покушения.  Но вот его потомки, увы, далеко от кормушки в небогатой стране.

В среднеазиатских странах продолжается кровавая схватка разных кланов,  которая началась еще в 19-м веке.  А вот главному предателю – Горбачеву - помогли создать фонд, где сейчас работает его дочь,  но на его работу (а что он делает-то?) денег нет, вот и пришлось Горбачеву рекламировать пиццу.  Чуть больше повезло детям предателя № 2 Ельцина.  Вышли замуж, которым Ельцин, пока был во власти, устроил на хлебные должности, но и сейчас его зятья их лишились. Правда, никто не бедствует.

В России всегда было так, что власть обеспечивала деньги, а не наоборот, как в развитых буржуазных странах. Вот это-то и не учли те, кто хотел обеспечить своим потомкам жизнь без проблем.  Хотя, кто-то так и живет, но отнюдь не купается в роскоши, о чем мечтали их родители.

А вот многие из тех выдвиженцев либерального толка, пришедшие во власть во времена «демократии», не имея ни соответствующего образования, ни опыта управленческой работы,  предпочитали обогащаться за счет региональных бюджетов, беря многомиллионные откаты и расставляя своих людей на хлебные должности. Нахапав, кто-то старается уехать за границу и там спокойно доживать свой век, кто-то остается жить в России.

Во время Ельцина им ничего не грозило, а с появление у власти Путина многие из них или уже попали за решетку, или стоят в очереди. Некоторых даже из-за границы экстрадируют, чтобы провести показательные суды.  И что в этом больше – передела собственности и денег, или борьбы с коррупцией, не разберешь. Остается ждать, во что эта борьба выльется.