Грех Кончаловского

Венцеслав Кудряшов
Посмотрел "Грех" Кончаловского. Трясусь и подпрыгиваю от злости и отвращения. Уважал АК за "Поезд - беглец" и "Скромные люди", но того режиссера уже давно нет, а нового я все не мог рассмотреть. Теперь удалось.

Весь фильм автор пытается показать Гения обычным человеком (о том что он гений, покровительственно сообщают папы и Медичи, но из фильма этого вывода не сделаешь). Человечка со своими слабостями, не без греха. Ну, как мы с вами. Микеланжело (у АК) суетлив, издерган, замучен бытом, склоками с родней, подвержен припадкам жадности, погружен в мелочные подсчеты монет и сомнительные финансовые операции. Грязный педик к тому же. Немытый и вонючий. Нытик, жалующийся начальству. Трус, пытающийся понравиться сильным мира сего. Вдруг снимут с довольствия? Внешне похож на Никаса Сафронова, но тот посолиднее будет. Талантом схож с Церетели, но немного не дотягивает.

Зато начальство в фильме вальяжно и монументально, как продюсер этого фильма Алишер Усманов. Тот самый, что обосрался в полемике с Навальным. Жирный, старый, глупый и бездарный узбек, которому даже миллиарды не помогут выглядеть приличнее. Кончаловский в интервью об этом фильме сравнивал Усманова с Лоренцо Великолепным. Серьезно! Этого мелкого уголовника (сидел за изнасилование) и крупного расхитителя народного добра. Ага.

Эти бездари и ворюги, в своих мечтах попирают ногами творца. Чтобы знал свое место, научился обращаться как положено: "разрешите, гражданин Начальник"... Но среди ныне живущих 7 миллиардов человекообразных, и близко нет кого-то сомасштабного Микеланджело. Приходится обращаться к истории. О масштабе личности Микеланджело и своем отношении к фильму высказался Максим Кантор. Философ, писатель и художник:

"Грех" - абсолютно ни о чем. Мысли в этом фильме нет никакой. Это, вообще говоря, непросто - не поместить совсем никакой мысли в рассказ о Микеланджело. Все-таки Микеланджело сделал так много всего и столько разного рассказал людям, что хоть что-нибудь про это можно подумать. Ну хоть приблизительно.

Микеланджело соединил в общий процесс всю историю человечества - язычество античности и христианство. Микеланджело вдохнул новую силу в христианскую веру, дав церковной доктрине мощь античных титанов. Микеланджело прославил республику - как христианский идеал, соединив духовный проект христианства с социальным проектом гуманистов. Микеланджело воспринял нео-платоническую концепцию одушевленного космоса буквально - и нарисовал его. Микеланджело - попросту говоря - это автор исключительно чистых линий. Он творец божественно поющих форм и сфер, которые объясняют устройство мироздания.

Микеланжело - не дегенерат. Но, поскольку режиссер не имеет ни малейшего представления о том, зачем вообще работал Микеланджело и ровно ничего не думает о его произведениях и о цели его творчества - ну, ни малейшего представления, вообще никакого - то на роль популярного скульптора приглашен исключительно бездарный актер, мимикой описывающий житейские неурядицы. Все проблемы несчастного гения вокруг денег. И это интересно режиссеру и любопытно зрителям: оказывается у гения (почему он гений - неясно, но так принято считать) тоже есть проблемы с финансами. Ах, и в раю имеются дензнаки. Вот она, жизнь!

Иногда актер изображает мысль. Его лицо напрягается, морщины бороздят лоб, кажется, что у бедолаги проблемы с кишечником. Потом лицо разглаживается - пронесло. Почему не взяли на роль Микеланджело актера Охлобыстина или Прилепина - вопрос открыт; они бы смотрелись несколько лучше. Страсти в обоих больше, и страсть в этих двух - грандиознее, государственного масштаба. А нынешний Микеланджело мелковат.

Особое место занимает диалог страдальца по дензнакам - с Данте.
Зачем то этот болван все время выкликает дух Данте. Зачем ему Данте - понять невозможно. Ну, понятно, зачем выкликают дух Распутина: узнать, кто в него первым выстрелил. Или дух Клеопатры - рассказать о любовниках. А зачем этому нервному типу выкликать из небытия дух Данте - загадка. Вообще говоря, хорошо известно, почему Микеланджело чтил Данте. Это такая общеизвестная истина. Но создатели фильма не в курсе. Микеланджело выкликает дух Данте в припадке ипохондрии. И вот чудо: Данте явился. Сцена значительная.

Что же спросить у духа?
Напрягая мышцы лица, актер задает вопрос другому актеру (оба напыжились) :
- Где выход?
О, какой вопрос!
Вообще говоря, выход на улицу должен быть во всяком кинозале. Примерно это же и демонстрирует актер, играющий Данте - он медленно и значительно уходит в черную пещеру. Эта величественная сцена до боли напоминает эпизод из "Бриллиантовой руки" , в которой мальчик идет по водам, аки по суху, а Миронов бежит за видением, поднимая как хоругвь - палку с трусами Папанова. Но то - Бриллиантовая рука. Большое искусство все-таки.

Не менее язвительна и фотографически точна, подмечая малейшие детали, Слава Швец. Автор блога "Дежурный по Риму", специалист по Ватикану, археолог, искусствовед, журналист:

Какая чудовищная чушь - можно подумать, Микеланджело писал что ему на ум взбрело - вместо того чтобы еще с момента разработки сюжетов тщательно консультироваться с минимум тремя людьми и получить одобрение еще на уровне картонов (эскизов). Но нет - в капеллу врывается (испанская) инквизиция, которая пришла проконтролировать ситуацию на уже написанной и высохшей фреске размером в одну шестую футбольного поля. Идиоты.

В капеллу вбегает и прихвостень Инквизиции - Рафаэль и его свора плотников. Они бросаются на леса и начинают их разбирать. Народ от потолка фигачит балки прямо на дорогущие мозаичные полы косматеско. Подумаешь, у нас этих полов - ну просто завались.

В общем, леса сбили. Микеланджело сидит среди корзин под мостом и переживает (!). Еще раз - признанный мастер номер один, мужик 37 лет, который со своих 23-х считается гениальным, который ссорился с папой так, что тот чуть на Флоренцию войной не пошел - сидит под мостом и переживает.
Ну ок. Прибегает некто, говорит - не плачь, папе понравилось!
Микеланджело неуверенно возвращается от моста к Ватикану. Ему навстречу из каких- то замызганных ворот неожиданно выходит папа но почему-то в одеянии епископа. Микеланджело падает на колени и рыдает. Папа его успокаивает:
" Я знал, что ты справишься!" (Что? Что?!!!)
Не кино, а продолжение анекдота про "...потолок покрасьте".

Поссорились. Бежит Микеланджело, бежит Рафаэль, телепортируясь на ходу - и телепортируются они из капеллы прямиком в какой-то сельский дворик. Где это?

Два гениальных кадра. Гениальных.
Микеланджело - гений! Теперь понятно почему.
Во первых, у него на столе стоит Пьета, которую он будет делать только через 35 лет. Причем уже полностью готова, один в один.
Но это еще не все. На полке у Микеланджело - копия умирающего галла, которого откопают на вилле Людовизи только в 17 веке!
Вот так гений зрит через века.

В кадре вилла Фарнезе в Капрароле (Лацио) с подписью "Ватикан"...

Это она о "любви к деталям" и "достоверности" изображения личности Микеланджело.
Продолжение следует