Юность мушкетеров Глава IX Стычка с петухом

Марианна Супруненко
Глава IX
СТЫЧКА С ПЕТУХОМ

  В то время, во дворе дома графа де Мантале проходила экзерциция мушкетеров.  Любуясь этим поистине  восхищающим зрелищем де Шарон  торопливо спускался по гранитным ступенькам парадной лестницы, и при этом  совсем не глядел себе под ноги. Это и привело его, в последствии, к тому, что он столкнулся с чем-то   плотным. 

— Дьявол! — последовал за этим вопль.

Не успел бургундец ещё разобрать, кому принадлежит сей яростный рёв, как этот кто-то оттолкнул его от себя в сторону и продолжил:

— Слепец!

Возмущенный таким к себе оскорбительным обращением де Шарон ухватился за шпагу и близко подступил к незнакомцу. Тот же, оставался стоять на месте.

 —   Простите меня, сударь, — заговорил де Шарон, немного опешив. — Я загляделся на экзерциции и...

 — ...и едва не сшибли меня с ног, наглец! 

— Что вы сказали, сударь!

— Я сказал, что: вы наглец и невежа!

— Кем бы вы небыли, сударь, но, вам придется ответить за ваши слова.

— Хо-хо-хо! Право, вы мне нравитесь, сударь. Как ваше имя?

— Шевалье де Шарон. А вы кто?

 — Маршал Франции де л’Опиталь, к вашим услугам.

Де Шарон от удивления вскрикнул и отступил назад; на его бледном лице выразилось чрезмерное волнение, которое неустрашимый бургундец тщательно постарался скрыть.

— О, ваше сиятельство, — сказал учтиво он и, сняв с головы шляпу, с почтеньем поклонился. — простите, я не признал вас.

— Одним прощением не отделаетесь, милейший, — высокомерно сказал маршал. — Вы военный?

— С завтрашнего дня я зачислен в роту  дез Эссара, сударь.

 —  Другое дело. Несмотря на ваш юный возраст я готов принять  ваш вызов! Вы удовлетворены?

 — О, да!

— Но есть одно затруднение, которое я думаю,  следует обсудить на месте. Так как я высокого чина, то по закону дуэльного кодекса мне воспрещается скрещивать с вами шпагу. Поэтому, вместо меня, это сделает мой сын, виконт де л’Опиталь. Надеюсь вас это не смущает?

 — Никак нет.

 — Очень хорошо...  Гаскон! — окликнул молодого человека маршал.

 И тот, услышав зов отца, поспешно подошёл к нему и поклонился.

— Вы меня звали, отец? — спросил Гаскон у де л'Опиталя.

 — Да, виконт. Познакомьтесь, это месье де Шарон. Он бросил мне вызов, и поэтому вам, как равному с ним чина и возраста, надлежит скрестить  шпаги.

— Где угодно сразиться, месье? — обратился Гастон к де Шарону. 

— Простите, сударь, я не местный, и, по этой причине, оставляю свой выбор за вами.

— Свидание возле старого монастыря, вас устроит?

 — Безусловно, сударь.

 — Я буду вас ждать там, в четыре часа, с двумя секундантами.

 — Отлично, у меня их будет тоже два.

После этих слов, господин маршал и сын с почтением отклонились и пошли своей дорогой.

  В три часа дня, как и было условлено,   де Шарон отправился в трактир  «Золотая подкова». Там он  обнаружил своих товарищей. Подойдя к ним, он с азартом  воскликнул:

 — Друзья! Мне нужны секунданты.

 — Хе! Если  нужны секунданты, значит жди дуэли, — сообразил д’Аваллон. — Я вас правильно понял, шевалье?

 — Да, виконт. По неосторожности, я сделал вызов одному  мессеру де л'Опиталю...


 — Кому, кому?! — ахнул д’Аваллон, насупив брови. —   С маршалом Франции!

 — Да.

 — И он согласился драться с вами лично? — удивился де Гермон.

 — Нет, я буду драться с его сыном, виконтом де л'Опиталем.

 — Чертовски досадная история, друзья, — заметил де Гермон.

 — А, собственно, почему? — осведомился д'Аваллон.

— Вы боитесь эдиктов? — спросил де Шарон.

— Нет, не эдиктов, я боюсь за вашу жизнь, де Шарон. Ведь Гаскон  - известный в Париже бретер; там у них на родине, до сих пор еще дерутся на рапирах времен Карла Девятого. 

 — Что ж поделаешь, граф! Отступать уже поздно.

— К тому же, де Гермон, — вмешался д'Аваллон, — ведь нашему юному другу уже приходилось встречаться с бретерами, такими как Мансель и Ла Перийри, так что я думаю, он без труда расправится с Гасконом.

— Как знать, но так и порешим.  В котором часу и где, назначена у вас дуэль?

 — В   четыре часа, возле Старого монастыря.

 — Но позвольте, все же, полюбопытствовать, как же вас угораздило попасть в такую неприятную историю? — осведомился д’Аваллон.

 — Я столкнулся с де л’Опиталем на лестнице, когда спускался с резиденции де Монтале.   Не зная, что передо мной стоит маршал Франции, я, по своему дерзновению, вызвал его на дуэль. Когда же все выяснилось, отступать было поздно.

 Друзья перекинулись друг с другом взглядами.

 — Ну что ж, де Шарон, — улыбаясь, сказал де Гермон, —  Я готов быть вашим секундантом.

— Простите меня, де Гермон, я совсем забыл про вашу рану, — с сочувствием сказал де Шарон. — Быть может, вам не стоит ввязываться в это дело.

 — Пустяки, де Шарон, я вполне здоров, — немного соврал  де Гермон, — хоть завтра, швы снимай.

 — Ну что, господа,  — сказал д’Аваллон, — стало быть, нынче, в четыре часа.

— Да, — подтвердил де Гермон. — И советую всем составить завещание, потому что схватка, судя по всему, окажется жаркой. Пойдемте, де Шарон, я подарю вам добрую шпагу, ибо ваша долго не продержится.

Граф попрощался с де Порто и препроводил де Шарона к себе в   гостиницу. Там он отдал  ему великолепную шпагу, доставшуюся ему по наследству от  какого-то бретера, и оставил его одного, до двух часов дня, чтобы заняться своими делами.

Оставшись один,  де Шарон сел за стол и погрузился в мысли. Совет оставить завещание, мимоходом сказанный графом, не шел у него из головы.

В два часа вернулись де Гермон и Томас. А в четыре часа, в сопровождении слуг и д’Аваллона они отправились за Старый Монастырь.

Старый монастырь, о котором мы упоминали выше, находился за окраиной города на пустыре близ  поместья Рош Ла Бейри.

Точно никто не знал когда и кем он был воздвигнут, потому как ни в одной церковной книге он нигде не значился и не упоминался. Да и вообще, был ли он   когда-нибудь монастырем, так по сей день и остается загадкой.

Долгие годы монастырь, подобно призраку стоял на пустыре и все больше поддавался  разрушению: местами обвалилась штукатурка, много где  не доставало окон, а плющ так густо оплетал полуразрушенные стены, так что  трудно было понять, какого они были цвета

 Именно возле этого ветхого, полуразрушенного строения встретились наши друзья и сын маршала Франции Гастон де л’Опиталя. Поприветствовав соперника и его друзей, Гаскон со всей надлежавшие, в этом случае, учтивостью сообщил, что с минуты на минуту прибудут его секунданты.

 — В таком случае позвольте, пока у нас есть время, представить вам моих секундантов, — сказал де Шарон и указал на одного из друзей: - Позвольте вам представить   виконт д’Аваллон...

 — ...де Бово дю Риво де Шастелль, — решил подметить мушкетер.

 — А это граф де Гермон, — с почтением представил де Шарон, своего второго друга.

 В отличие от д’Аваллона, де Гермон   не стал произносить полное свое имя, посчитав, что в этом случае это будет излишним.

 — А вот и мои секунданты, — сообщил де л’Опиталь.

 На площадь между старой часовней и монастырем, въехала карета. Из нее вышли два офицера. Подойдя к мушкетерам, они поклонились и назвали свои имена. Первого звали г-ном де Бергабоном, второго   г-ном де Лапартеномом. Мушкетеры в свою очередь, тоже представились и встали в исходную позицию; в любую минуту  им могли помешать, и потому они, не теряя времени, скрестили шпаги.

Виконт д’Аваллон получил рану; шпага рассекла  ему запястье; де Гермон уложил на месте Бергабона, а Лапартен был убит на месте.

Де Шарон сразу понял, что имеет дело с очень сильным соперником; несмотря на это, он сумел проткнуть   л’Опиталю руку, во второй раз поцарапать щеку и в третий раз, быстро уклонившись от выпада грозного противника, рассек ему бровь.

—  Будьте посерьезнее, бургундец, — дразнил его  сын маршала, — разве так наносят раны? Вот как надо.

— Вы промахнулись, любезный виконт! Позвольте я покажу вам как это делается? — Шевалье уже хотел нанести свой излюбленный удар, как вдруг услышал голос де Гермона.

— Тревога, господа, тревога! Наши слуги подают нам знаки, что: сюда кто-то скачет.

— Минуточку, господа, минуточку, — сказал де Шарон, — я мигом.

Он сделал выпад и проткнул плечо виконту де л’Опиталю.

— Ах, чертов бургундец! Вы все же ранили меня, — простонал он от боли тот.

— Как вам и обещал, — учтиво произнес де Шарон.

— Послушайте, шевалье, — продолжал виконт, — ежели вы когда-нибудь будете в  Мелён, я буду рад видеть вас у себя.

— Благодарю за приглашение, виконт, — отвечал де Шарон, — я непременно им воспользуюсь.

 И противники учтиво поклонились друг другу.

Между тем оживший Бергабон и де Гермон обменялись ударами: первый  был также убит на месте.

По знаку виконта д’Аваллона быстро подъехали две кареты: Патрик и кучер уложили тела Бергабона и Лапартена так, чтобы можно было подумать, будто бы они убили друг друга. Де л’Опиталь попрощавшись со своими соперниками сел в свой экипаж и уехал.

Все трое вернулись в гостиницу"  Рог изобилие" откуда д’Аваллон ушел лишь  поздно вечером.