Как я понимаю постмодернизм

Лариса Григорьева
Всё началось шесть лет назад после поездки в Испанию, где посетила музей с картинами и скульптурами Сальвадора Дали. Я тогда  пыталась понять, почему славен этот полусумасшедший художник, очень неприятный в жизни. Картины у него, как записки сумасшедшего, хотя выписаны тщательно. В Челябинске иногда знакомая художница - классик приглашает меня на выставки картин, где всегда демонстрируют также и абстракции. В этом году наш челябинский музей привозил графику Пикассо, Матисса, Шагала и Сальвадора Дали. Я посетила эту выставку и очередной раз  пыталась понять, почему упрощённые рисунки, написанные как будто рукой неумелого школьника так знамениты. Мне, понимающие в этом деле, объясняли: «Это такой жанр – сюрреализм». Помню, когда вошла в выставочный зал, сразу приблизилась к группе людей у литографии Марка Шагала  «ночь в Париже». Экскурсовод вдохновенно рассказывал о достоинствах, как она говорила, «шедевра». Здесь хотя бы идея была понятна. Голая женщина, скорбно согнувшись, сидит на голом теле распластавшегося ребёнка – это ярко красный цвет. Справа голый мужик, слегка напоминает  распятие, в углу картины, будто два тела в соитии.  Написано небрежно, как набросок. Очередной раз не поняла, чем здесь можно восхищаться. Но, говорят: «сюрреализм» - это одно из направлений авангардного искусства.
     Так как я не художник, но член литературного общества, то естественно заинтересовалась, как в литературе называется авангардный жанр.  И вот какие выводы я для себя сделала.
     Всего лет 30 назад  началось явление в литературе под названием  ПОСТМОДЕРНИЗМ.
Модерн – значит новый, а постмодерн ещё новее.
В школе мы все изучали Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова и т.д. Это литература, где достоверно воспроизводилась действительность, читатель хорошо понимал и сейчас понимает ситуации и конфликты. Достоверны психологические характеры героев. Это был РЕАЛИЗМ.
    Потом романные жанры потеснили. Например, в СССР появилась деревенская проза (В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин), лагерная тема А.Солженицина, начиная с рассказа «Один день Ивана Денисовича). Богомолов,  Ю. Бондарев,      В. Астафьев (« Прокляты и убиты») пишут о войне как-то не так…  Идёт тенденция к дегероизации. Образ «героя» как бы и не героический вовсе.  Из западных писателей мы все знакомы с творчеством Эрнеста Хемингуэя. Он считается ярким представителем МОДЕРНИЗМА, который  появился  в  конце 19-го века  и процветал в начале 20-го века.
   Конечно, и постмодернизм сначала зародился на западе. Немецкий писатель Томас Манн пишет о бессмысленности, хаотичности мира, о постепенном распаде цивилизации в романе «Будденброки».  Роман «100 лет одиночества» латино-американского писателя Габриэла Маркеса также на тему истории распада семьи на фоне разрушения мира. Пауло Коэльо хорошо известен у нас в России. «Вероника решает умереть» о любви и о безумии, которым поражены мы все. Кстати, читается легко и смысл понятен – это книга о жажде жизни перед лицом смерти. Действие происходит в приюте для душевно больных.
МОДЕРНИЗМ основывался на вере в прогресс, в разум и силу человека.
    Однако сегодня эпоха, когда пошатнулись эти ценности. Появилась философия, которая рассуждает так:
Разум не всесилен, но страшен, т.к. породил атомную бомбу.
Прогресс - не всесилен, т.к. идут мировые войны.
В силе человека тоже разочарование: в средние века центром мироздания был Бог; в новое время – человек, а в новейшее время, т.е. сейчас, не Бог и не человек.
   РАЗОЧАРОВАННОСТЬ в предыдущих ценностях – это постмодерн.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Главный стимул человека общества потребления профессиональный и финансовый успех. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.
   В России постмодернизм чаще воспринимается, как антипод культуре, как культивирующий ПОШЛОСТЬ.
 А. Солженицин оценивал постмодернизм как «опасное культурное явление», которое «размонтировало современный мир до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издаёт запах тлена».
Наши популярные писатели постмодернисты помоложе упомянутых западных: Э. Лимонов, В. Сорокин, В. Пелевин. Я познакомилась с выводами профессионала – эксперта по творчеству этих писателей и сама почитала кое-что из их произведений. Э.Лимонов написал художественную автобиографию о себе «Подросток Савенко», и «Это я-Эдичка». В своих текстах он, не церемонясь, употребляет отборный мат, чем, наверное, и прославился. Я такой же мат слышу в электричке или автобусе, или от студентов, если они не знают, что преподаватель рядом. И что даёт мне прочтение упомянутых книг Лимонова, к чему они меня призывают? Хотелось бы подняться над бытом, а не утонуть в нём, как у Лимонова. Его произведения наполнены сексом, презрением к людям, желанием убивать.
      Более молодой русский писатель Владимир Сорокин. Его произведения различных художественных стилей, в числе которых есть постмодернизм. У него нет вопиющей матерщины, но его постмодернисткие рассказы читать противно. Например,
«Соревнование» - рассказ о лесорубах. Прекрасное изображение текстом, пока он не стал описывать в подробностях действие психа, который вместо деревьев стал пилить головы людей. Это действие как будто специально нарочно вставлено.
   Следующий рассказ «Геологи». Вот краткое содержание. Несколько человек сидели в тёплой избе и рассуждали целесообразно ли идти спасать своих товарищей. Никак не могли придти к общему мнению и тогда решили гадать на рвотной гуще. Причём, писатель так подробно описывает всё это отвратительное действие, как главное, что у читателя возникает невольно вопрос:  «Господи, ну, зачем?! А, может быть, тут шизики собрались». Автор заставляет думать, навязывает, что в принципе все человеки не нормальные»
    «Сергей Андреевич» – это  рассказ вроде бы про  классного руководителя.  Но нет.  Описана ночь у костра. Учитель пошёл за водой. С ним увязался отличник, боготворивший своего наставника. Поговорили по душам,  пока шли. Набрали воды.  На обратном пути учитель отстал, чтобы без свидетелей справить свою нужду. И вот тут-то и начинается постмодернизм.  Писатель зачем-то в подробностях описывает всё действо со всеми звуками. Ученик, грубо говоря, чёкнулся, потому что всё, что оставил учитель, сходив по-большому, он преданно съел.
   «Желудёвая падь»- рассказ, как на глазах у внука дед сошёл с ума.
   Виктор Пелевин выпустил книгу «Шлем ужаса», где границы между подлинной и виртуальной действительностью размыты полностью. Его «Священная книга оборотня» написана в стиле поток сознания. Грани между жизнью и смертью нет. От бреда писателя у читателя порождается бред собственный.
«9-й сон Веры Павловны» Этот рассказ мне понравился, потому что прямо как будто про наш челябинский туалет в центре, который в крутые 90-е   превратился в магазин, потом в забегаловку, чтобы поесть, а ныне процветает в качестве ресторана «Титаник». Речь в этом рассказе идёт о Вере Павловне, уборщице такого чудо перспективного туалета.

Итак, главные черты постмодернизма:
1. Объединение разных жанров, например, публицистики и художественного, в одном.
2. Отрывочность и бессвязность повествования.
3. Употребление нецензурной лексики.
4. Стремление представить мир, как хаос, а людей психически нездоровыми.
Все черты постмодернизма объединяет соответствующая философия.
1. Абсолютной истины не существует.
2. Традиционная власть всегда ложна и коррумпирована.
3. Национальные границы это помеха для человечества.
4. Всякой логики и объективности  нет.
5. Мораль - личное дело каждого. Нет никакой необходимости следовать традиционным ценностям (призыв к хаосу).
       Мишель Фуко – яркий представитель постмодернизма, историк, который создал кафедру психоанализа во Франции. Он говорил:
«Квадрат Малевича – это указание на конец эпохи культуры (её угасание)». Мне понравилось такое высказывание, хотя я всей душой (если бы это было  в моей власти) хотела бы притормозить это «угасание». Абсолютно согласна с профессором института культуры Ниной Александровной Ягодинцевой. Она так выразила свою мысль в эссе «Прорва»:
«Ткани жизни духотворны и рукотворны. Над ними - пространство, а под ними страшная бездна. Ткань может ветшать и истончаться. Цель человечества беречь ткань бытия, штопать  прорехи, чтобы не свалиться в хаос, в бездну. Хаос завораживает всех, а не только разрушителей».
P.S.
Слава, Господи, кажется, сегодня постмодернизм начинает угасать, но это уже другая история.
Декабрь 2019г.