Сэм Стормс. Придавая смысл страданию

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРИДАВАЯ СМЫСЛ СТРАДАНИЮ
Сэм Стормс
https://www.monergism.com/making-sense-suffering

Когда я начинаю эту небольшую серию статей о страданиях, моя главная задача заключается в следующем: как я могу донести библейский взгляд на страдания до людей, включая меня, которые живут в такой безопасной среде? Я не имею в виду безопасность с точки зрения низкого уровня преступности или отсутствия расовой напряженности. Я имею в виду безопасность в том смысле, что немногие из нас когда-либо испытывали или испытывают такие страдания, которые пережили христиане в I веке. Излишне говорить, что то, о чем пишет Петр в 1 Пет. 4.12-19 - это вызов для всех нас. Давайте кратко рассмотрим, почему для нас важно иметь твердую, библейскую точку зрения на проблему страданий.
1. Одна из причин, почему Петру было так важно написать это письмо о страданиях христианам в Малой Азии, и почему для нас сегодня так важно найти время, чтобы глубоко и трезво исследовать этот вопрос, заключается в том, что все страдания, то, что христиане терпят, стремясь жить благочестивой жизнью для Иисуса, угрожает нашей уверенности в Божьей благости и создает мощный соблазн уйти и присоединиться к другой стороне.
Это легко понять, если подумать о неправильных способах, которыми мы часто реагируем на страдания: мы ошибочно заключаем, что (1) Бог оставил меня; или (2) Он не воздает за повиновение.  Я жил для Иисуса и посмотрите, из этого получилось; Или (3) если это  значит, что Бог любит меня, я думаю, что я проверю другую религию и найду «бога», который немного более сострадателен. Результат - горечь и неверие: «Я не уверен, что Богу можно доверить мою жизнь», в сочетании с сомнениями в Его силе и Его мудрости.
2. Вторая причина, почему нам нужно внимательно посмотреть на эту тему в этом тексте, заключается в том, как страдание способствует укреплению и углублению наших отношений со Христом. Я понимаю, что странно говорить, с одной стороны, что страдание угрожает подорвать нашу веру в Бога, а с другой стороны, оно может углубить нашу близость с Ним. Но это реально так! Пайпер комментирует: «Я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил: «Действительно глубокие уроки жизни были у меня в легкие и приятные времена. Но я слышал, как сильные святые говорили: «Каждый значительный прогресс, который я когда-либо делал, постигая глубины Божьей любви и углубляясь в Его замысел, происходил через страдания». Важно отметить, что Петр не вдавался в подробности относительно характера и степени этого страдания, но он действительно определяет его причину.
После всего сказанного мы столкнулись с вопросом, заданным нам Петром и самой жизнью: как нам реагировать на страдания? В стихе 13 огненное испытание называется «разделением страданий Христа». В 14-м стихе это называется «оскорбление за имя Христа», а стих 16 говорит, что можно "страдать как христианин". Таким образом, грядущее страдание связано с тем, что верующие живут по пути Христа, открыто отождествляясь с Ним и будучи известны как христиане. Петр видит, что преследование станет жестоким просто потому, что верующие живут как Христос и открыто заявляют о своей преданности Ему во всех сферах жизни. Совет апостола и наставление к нам приходит пятью способами.

1. Не удивляйтесь страданиям

Первое, что говорит Петр - это то, что мы не должны удивляться страданиям. Другими словами, если вы собираетесь должным образом реагировать на страдание и даже учиться расти от него и углублять свои отношения со Христом, вы должны развить твердое и библейское богословие о том, что такое страдание. Для Петра страдание - это нормально для верующего. Этого следовало ожидать. Помните: Пётр пишет для преимущественно языческой аудитории, которая испытала  немного, прежде чем прийти к вере во Христа. В отличие от верующего еврея, который много знал о страданиях и угнетении, христиане из язычников считали бы страдание странным и необъяснимым несчастьем, совершенно неуместным и несовместимым с обетованиями и благословениями Евангелия.
Но если это правда, какой смысл во всем, что происходит? Почему Бог управляет моей жизнью таким образом, что я должен терпеть оскорбления и гонения неверующих? Петр говорит, что это испытывает нас (1 Пет.1.6-7, ср. Пс.66.10 KJV, Мал.3.1-4). В NIV ст. 1-2 переведены так: «Дорогие друзья, не удивляйтесь мучительному испытанию, которое вы испытываете, как будто с вами происходит что-то странное». Цель «проверить вас» полностью исключена и поэтому мы не можем понять, почему христиане не должны удивляться страданиям или озлобляться из-за них.
Страдание является «признаком не отсутствия Бога, но Его очищающего присутствия» (Том Шрайнер). Страдания за Христа в той или иной форме или степени важны для формирования христианского характера. Страдание не является обязательным условием этого. Нам не повелевается искать его. Нам просто говорится, что оно неизбежно.
Крайне важно, чтобы вы не реагировали с удивлением, когда вы либо страдаете, либо слышите о ком-то, кто страдает. Если вы не поймете эту истину, ваш инстинктивный ответ будет состоять в том, чтобы рассердиться на Бога и закричать: «Где Ты был, когда  миссионер в Либерии умер от лихорадки Эбола, пытаясь помочь тем, кто страдает от нее? Где Ты был, когда этот благочестивый христианин потерял работу, потому что он отказался от приказа своего работодателя прикрыть незаконную сделку?". Вы думаете, что Богу все равно? Но разве вы не ожидали этого?
Мы должны плакать с теми, кто плачет. Мы вправе испытывать праведный гнев на тех, кто преследует и угнетает христиан. Но не позволяйте страданию, каким бы сильным или продолжительным оно ни было, привести вас в замешательство, неуверенность, шок или неуверенность в благости Бога. Люди часто спрашивают меня, какая практическая польза в том, чтобы утверждать абсолютный суверенитет Бога над всей жизнью и верить в него. Вот она!

2. Радуйтесь в страдании

Одно дело, что Петр сказал нам не удивляться страданиям,но настаивать на том, чтобы мы «радовались» этому - это совсем другое. Но это именно то, что он говорит!
Прежде всего, обратите внимание, что ваша способность радоваться посреди ваших страданий связана с вашим признанием того, что вы едины со Христом. Вы разделяете страдания, которые Он испытал, когда неверующий мир излил свою ненависть и ядовитое презрение к Нему. Если вы требуете освобождения от страданий, вы по сути отказались от своего союза со Христом!
Мы находим такие выражения в Деян.5.41, где апостолы были избиты за то, что они свидетельствовали о Христе и Евангелии: «Затем они покинули присутствие совета, радуясь, что их посчитали достойными позора за имя Христа» (NIV). Это доказательство подлинной, спасительной веры и истинной любви ко Христу, когда вы испытываете большую радость от страданий с Ним и преследования за имя Его, чем от почитания людьми и похвалы в соответствии с их стандартами и суждением!
Иисус сказал Своим ученикам: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах, так преследовали пророков, что были прежде вас" (Мтф.5.11-12). Внимательно следите за тем, как Он говорит, чем мы должны ответить на такое преследование: «Радуйтесь и веселитесь!". Мы не должны мстить как неверующие. Мы не должны дуться как дети. Мы не должны зализывать свои раны в жалости к себе, как побитая собака. Мы не должны просто улыбаться и нести все как стоики. Еще меньше мы должны притворяться, что с болью чувствуем себя хорошо. Но даже больше: мы не только не должны мстить, мы даже не должны обижаться на это. Скорее мы должны радоваться и быть довольны!
Так что продолжайте радоваться. Радуйтесь, когда вас оклеветали за вашу веру. Радуйтесь, когда вас игнорируют на корпоративной вечеринке. Радуйтесь, если вас обошли ради кого-то менее компетентного. Радуйтесь, когда вы отрезаны от «в толпе», потому что ваше простое присутствие заставляет кого-то нервничать. Это не сила позитивного мышления, когда вы стараетесь думать о хорошем, когда жизнь плохая. Это совершенно радикальный, сверхъестественный способ реагирования на страдания. Это не в наших силах. Это не ради нашей чести. "Так живут на земле духовные пришельцы и изгнанники во славу великого Царя» (Пайпер).
Джозеф Цон, румынский пастор, который противостоял репрессиям Чаушеску против христиан, писал: "Союз со Христом - самый прекрасный предмет христианской жизни. Это значит, что я здесь не одинокий боец: я последователь Иисуса Христа. Когда меня избили в Румынии, Он страдал в моем теле. Это не мои страдания: я имел честь разделить Его страдания" ("Богословие мученичества").

3. Знайте: страдая, вы благословенны

Апостол призвал нас не удивляться, когда мы страдаем, а радоваться этому. Теперь он идет еще дальше и говорит нам, что когда мы страдаем, мы на самом деле благословлены! Каким образом?
Если вы хотите избежать преследований в мире, вот что вы должны сделать: подражать мирским стандартам, никогда не критиковать ценности мира, молчать о Евангелии, смеяться над его отвратительным юмором, улыбаться и молчать, когда имя Бога высмеивают и оскорбляют,  стыдиться Иисуса Христа. Этот отрывок, кажется, предполагает, что есть доступное нам измерение присутствия Духа, которое выходит за рамки того, что мы испытываем, когда мы приходим ко Христу. Он не говорит о том, что многие называют «крещением в Духе», но ясно, что он имеет в виду переживание Духа, помазание, дополнительное уполномочивающее присутствие Духа, которое приходит только тогда, когда мы смиренно и преданно реагируем на страдания, которые вытекают из следования за Христом, и берем их на себя.
«Дух славы», вероятно, является ссылкой на «славу», которая полностью откроется, когда вернется Христос. Обратите внимание, что это «Дух славы». Другими словами, Петр говорит нам, что, когда мы просим Бога дать нас смиренно терпеть несправедливые страдания ради Христа, слава, которая еще не раскрыта в своем окончательном выражении в конце истории, уже вошла в наш опыт до того дня. Когда мы страдаем, нам обещают как бы предвкушение той славы Христа, которая однажды будет явлена в безупречной полноте.
Но в чем смысл или цель уникального, постоянного присутствия Духа, когда мы страдаем? Чтобы помочь нам терпеть! Чтобы не дать нам отвернуться от Христа! Вы задаетесь вопросом: «Если меня будут преследовать, заключать в тюрьму, пытать и заставлять страдать, потому что я христианин, буду ли я верным? Не отрекусь ли я от Христа, моего Господа? Буду ли я держать свое сердце сосредоточенным на Иисусе, и мои уста будут ли громко провозглашать Его славу? Как я могу быть уверен, что я не подведу других в этот кризисный момент?». Бог пообещал Своему Духу сделать так, чтобы то, на что вы, возможно, не способны сейчас, у вас будет возможность сделать тогда. Дух славы грядущего Христа придет к вам и пребудет с вами, почит на вас, и Он поддержит вас!
Корри тен Бум рассказывает, как она, будучи девочкой, переживала, сможет ли она противостоять нацистам, если ей будут угрожать. Она чувствовала себя очень слабой, когда думала о том, что может случиться. Я думаю, что ее отец дал ей отличную иллюстрацию. Он сказал: «Когда ты собираешься отправиться в путешествие на поезде, я дам тебе билет на три недели раньше или в тот момент, когда ты сядешь в поезд?». Она ответила: «Как я сяду в поезд». «Поэтому Бог даст вам особую силу, которая тебе нужна, чтобы быть сильной перед лицом смерти именно тогда, когда  это нужно, а не раньше».
Если бы Павел присутствовал там, он повторил бы обещание Петра и указал бы на его собственный опыт этой истины. Вы можете вспомнить, что сказал Павел, когда он томился в тюрьме в Риме перед лицом непрекращающихся угроз смертью от Нерона. В конце жизни он был измотан, его оставили друзья. Тем не менее он пишет: "При моей первой угрозе никто не пришел, чтобы поддержать меня, но все бросили меня. Пусть не будет предъявлено им обвинение! Но Господь поддержал меня и укрепил меня, чтобы через меня послание могло быть полностью провозглашено, и все язычники могли его услышать. Так что я был спасён ото льва" (2 Тим.4.16-17 NIV).
Свидетельство Павла само по себе является напоминанием всем нам о том, что, когда на землю приходят сильные страдания, мы можем ожидать огромной поддержки с небес. Но будьте уверены, что вас оскорбляют«за имя Христа», а не за  ваши грехи. В конце концов, не все страдания дают право на Божье благословение или помазание Духа. «Меня уволили за продвижение по службе на работе. Думаю, мне просто суждено пострадать за Иисуса». Но, возможно, вас обошли стороной, потому что вы ленивы и некомпетентны! Отсутствие у вас успеха на работе может не иметь ничего общего с вашей христианской верой, а скорее быть связано с тем фактом, что вы постоянно опаздываете, менее эффективны, чем ваши коллеги, или просто склочны. Есть разница между помазанием и раздражительностью!

4. Прославьте Бога в своих страданиях

Мир может думать, что страдание за Христа глупо, позорно и стыдно. Но не христианин. Сторонники ранней Церкви обычно не называли себя «христианами». Это было обозначение, данное им другими. Впервые оно было придано Церкви неверующими в Антиохии (Деян.11.26). Царь Агриппа также использовал это  слово, когда Павел защищался в Кесарии (Деян.26.28). Но ясно, что Петр считает это имя или ярлык благом, которое мы должны принять с радостью и страстью.
На самом деле мы должны страдать именно как христиане, то есть последователи Христа.  Если вы радуетесь страданиям ради Него, вы показываете, что Он славнее и ценнее удовольствий и одобрения человека. Если вы делаете добро своим преследователям вместо того, чтобы отомстить, вы показываете, что Он великолепен и достаточен, чтобы удовлетворить ваши стремления. Единственное всепоглощающее желание истинных христиан - прославлять Христа в их телах, будь то жизнью или смертью.
Лучший способ показать, что кто-то удовлетворяет ваше сердце, - это продолжать радоваться ему, когда все другие опоры для вашего удовлетворения отпадают. Когда вы продолжаете радоваться в Боге среди страданий, это показывает, что Бог, а не другие вещи, является великим источником вашей радости. Петр использует этот момент, чтобы сказать что-то важное о страданиях христиан в сообществе веры и страданиях тех, кто отвергает Евангелие. "Ибо настало время для суда начаться в доме Божьем; и если это начнется с нас, каков будет результат для тех, кто не подчиняется Евангелию Божьему? И «если праведники едва ли будут спасены, что будет с нечестивыми и грешниками?» (ст.17-18).
«Суд» Бога, который «начинается с нас», - это не гнев Божий. Петр не говорит о том, что христиане будут осуждены за свои грехи и брошены в вечные муки. Верующий спасен. Что же это за «суд», который начинается с нас, Церкви? Это процесс обрезки, дисциплины и очищения, как ясно сказано в ст. 12. Здесь Петр рассуждает от меньшего к большему. Если даже те, кто собирается окончательно спастись, будут очищены и оценены страданиями, тогда результат или итог тех, кто отвергает Евангелие и не слушается его, несомненно, будет большим наказанием.
Слово «едва ли», вероятно, следует переводить как «с трудом». Петр не говорит, что Богу трудно нас спасти, хотя цену, требуемую в крови Христа, никогда нельзя недооценивать. Суть его заключается в том, что мы, Божьи люди, должны войти через узкие врата и столкнуться с противодействием и терпеть страдания на всем пути к славе. Божий способ привести свой народ к окончательному наследию - через жесткую и мучительную дисциплину. Как отметил Том Шрайнер: «Если благочестивые спасены путем очищения страданием, тогда суд над нечестивыми и грешниками должен быть действительно ужасающим». Если грех настолько ненавистен в глазах Бога, что даже те, кто по вере являются Его детьми, вынуждены страдать от дисциплины, чтобы очистить свои души, какова должна быть судьба тех, кто не слушается Евангелия?

5. Когда вы страдаете, доверьте свою душу верному и суверенному Богу

Все страдания проходят через руки Бога. С нами ничто не случается такого, что Он не позволяет или не может использовать для нашего конечного блага. Мы видим это особенно в конце отрывка, который мы изучали. Люди, которые пытаются решить проблему страдания, говоря, что это не Божья воля в любом смысле, должны сделать длинный обход этого стиха. Если огненное испытание - это суд Божий, начинающийся в церкви, то мы страдаем по Его воле. Мы не должны бесчестить Бога, думая, что всякий раз, когда мы страдаем, Он теряет контроль или бросает узду. Его пути могут быть необычными, но это Его пути. И наш долг - верить в то, что он - верный Создатель, Который действует только в наших интересах.
Страдание не вне воли Бога. Оно по Его воле. Это верно даже тогда, когда сатана может быть непосредственной причиной.  Бог суверенен над всем, включая наши страдания и сатану. Я хотел бы напомнить вам о жале Павла во плоти во 2 Кор. 12. 12. В этом контексте Бог назван «Творцом», чтобы подчеркнуть Его полный и всеобъемлющий суверенитет над вашей жизнью и всем, с чем вы сталкиваетесь. Бог, Который создал все из ничего, наблюдает за каждым измерением вашей жизни, особенно за вашими страданиями ради Его имени.
Но почему Петр сосредотачивается здесь на Божьей «верности»? Чему Он верен в этих обстоятельствах? Он верен, исполняя Свое обетование  никогда не оставить вас. Он верен, чтобы все содействовало вашему благу и славе. Он верен в том, чтобы использовать страдание, чтобы приспособить вас к Христу и привести вас окончательно и полностью в вечное Царство Его Сына.
Я люблю пастырскую и практическую мудрость Петра! Здесь, в конце, он выглядит так, как будто он смотрит на весь спектр людей, которым он пишет, и на нас сегодня, и говорит: "Я знаю, что вам тяжело. Страдание, в какой бы форме оно ни было, приводит в замешательство! Оно терзает нас способами, которые мы часто не можем предвидеть. Но как бы оно ни сбивало с толку, каким бы разочаровывающим и мучительным оно ни было, вы все равно можете доверить свои души верному Создателю, пока продолжаете жить благочестивой и послушной жизнью. Я знаю, что для некоторых из вас страдание все еще остается чем-то вроде шока. Оно Это застало вас врасплох и, возможно, никак не подготовленными. Для многих из вас страдание продолжается. Вы еще не в Царстве. На данном этапе это кажется немного за пределами вашего понимания. Но не бойтесь. Просто доверьте свою душу верному Творцу и не прекращайте делать добро.
 И я уверен, что есть люди, которые чувствуют что-то, кроме благословения, когда наступают трудные времена. Вы благодарны за обещанное присутствие Божьего Духа, но даже тогда вы колебаетесь в своей вере и удивляетесь, думая, добр ли Бог. Но вы все равно можете доверить свою душу верному Создателю и не отказываться от добрых дел. И если у вас была возможность прославить Бога, то даже когда страдание ударило по вам, и разрушало, Бог не оставил вас. Учитесь же в огненном испытании, развивайтесь в опыте и  всегда доверяйте свои души верному Творцу, когда вы стремитесь, по Его милости, делать добро».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn