Гамлет

Ирина Красильникова 2
(Театр «Свое Время» в «Театральном Подвале» на Шкулева, 15/18)

Режиссёр:  Микаэль Штерн

«Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!»
(У. Шекспир. «Гамлет»)

***

Ура! Предпремьерный прогон столь горячо ожидаемого спектакля «Гамлет» моего любимого театра «Свое Время» состоялся! И это были не просто «выжимки» из поэмы Шекспира, а «Гамлет» полностью, во всей своей красе! Кто-то, возможно, скажет «ой, это же долго», но лично мне так не показалось. Год назад, например, я смотрела 8-часового «Раскольникова», и ничуть об этом не пожалела!

Заранее извиняюсь перед теми «нетерпимчиками», коим может показаться слишком длинным и мой отзыв. Но во-первых, он полностью соответствует длительности самого прогона, а во-вторых, я считаю своим долгом поблагодарить всех тех, кто принял в нем участие. В конце концов они, во главе со своим режиссером Микаэлем Штерном, проделали просто титаническую работу, и добрые слова в их адрес явно не будут лишними.

Конечно, выбор на главную роль в спектакле талантливого артиста Егора Боборыкина — совершенно правильный. Ибо Егор не просто произносит текст: каждую сцену он пропускает сквозь себя. Реакция на всё сказанное и происходящее вокруг отражается на его лице. Это делает образ Гамлета необыкновенно выразительным, романтичным, вдумчивым. Да и задумайтесь на минуту, сколько текстов пришлось выучить Егору, и какую выдержку нужно было иметь, чтобы держать внимание зрителей в течение шести часов!
Веревочные конструкции, свисавшие с потолка, помогали этому одарённому артисту в создании интересных мизансцен: он то «путается в паутине», то «оказывается за решеткой», а то вдруг подпрыгивает,  держась за верёвки — и совершает нехилый кувырок... Я от души порадовалась за фотографа: сколько интересных кадров можно заснять!

Ну, и кто после этого посмеет сказать, что созданные подручными средствами, из бросового материала декорации — «не катят»? Разве что те, у кого руки растут из буквы, украшающей дверь в дамскую комнату! В спектаклях Микаэля Штерна «катит» все: кольца, веревки, конструкции из яичных упаковок, ящики...
Между прочим, все красивые блестящие костюмы, которые мы видели сегодня на сцене — тоже дело рук режиссера и артистов! Вот ведь смотришь, восхищаешься, и никак не поймёшь, где достали ребята столько дорогущих шкурок серебряного песца на шапки! А после спектакля берёшь такую шапку в руки, и восхищаешься гениальности мастеров, создавших из «ничего» истинный шедевр!
А ещё весь спектакль сопровождает музыка. Самая разная: от мрачно-готической, «сгущающей» дальний план, на котором вот-вот появится призрачная фигура, до придворно-маршевой, знаменующей выход царской четы. Автор всего этого великолепия — режиссер Микаэль Штерн.

Впечатлений от этого спектакля превеликое множество, и я, кажется, слегка отвлеклась от дифирамбов артистам, игравшим в «Гамлете»...
Безусловно, очень хороши исполнители ролей Клавдия (Владимир Каменский) и Гертруды (Александра Неронова). Король Клавдий, убийца своего брата, благодаря тонкому исполнению Владимира, предстаёт перед зрителями не «чистым злодеем», коему чуждо все человеческое, а личностью, которой свойственны даже  некоторые угрызения совести. Услышав, как главный королевский советник Полоний (его роль классно исполняет Владимир Адров) поучает дочь, Клавдий тут же находит в его фразе намёк на свое собственное двуличие. И не случайно он так живо реагирует на «Мышеловку», поставленную Гамлетом!

Гертруда, мать Гамлета, в исполнении Александры Нероновой — тоже личность многогранная. Она и нежна, как любящая мать, и тверда, как настоящая Королева. Будь на месте Александры какая-нибудь другая актриса — и жестокие обвинения, брошенные Гамлетом ей в лицо, могли бы показаться зрителю очень даже справедливыми. Но, глядя, как играет свою роль эта талантливейшая актриса, начинаешь понимать: и сын, и мать в этой истории по-своему и правы, и виноваты... Да и всем нам давно известно, что чистой правды и «кривды» на свете не бывает.

Неожиданно приглянулся мне в этой постановке и Призрак отца Гамлета в исполнении Алексея Прокопова. Так приглянулся, что я сегодня наверняка увижу его во сне. Это ж надо — роль-то совсем коротенькая, а перевоплощение полное! А голос! Каким шикарным загробным голосом вещал Призрак, явившийся пред светлы очи Гамлета, дабы раскрыть ему тайну своего превращения из Человека Разумного  в Дух  Бесплотный!

Офелия (Татьяна Рябинина) истинно прекрасна. И в своём полудетском споре с братом Лаэртом (его просто замечательно сыграл дебютант театра «Свое Время» Александр Марьин), и в тихой покорности отцу, и в горделивом противостоянии «отказавшемуся» от нее Гамлету... Множество амплуа, в которых успешно выступает эта харизматичная актриса, помогло ей настолько натурально сыграть сумасшествие Офелии, что я не могла удержаться от слез. А уж сцена похорон, во время которой мы знакомимся с двумя симпатичными могильщиками (Иван Щеголев и Яна Мартынова) и священником (дебютант Иван Тарасов) — я уверена, растрогала весь зал.

Горацио в исполнении Михаила Машкилейсона получился именно таким, каким и должен быть самый лучший друг Гамлета. Спокойный, умиротворенный, высоко ценящий доверие Принца Датского, он умеет хранить секреты и готов отдать за друга свою жизнь.
Увы, мы не можем сказать того же о «бывших друзьях» Гамлета — Розенкранце и Гильденстерне (дебютант Павел Павлов и Борис Федотов). Внешность артистов гениально подобрана «по контрасту», но умысел у этих молодых людей един: услужить новому королю Клавдию. Ибо дружба с Гамлетом, впавшим в немилость, явно становится опасной...

Норвежец Фортинбрас (Артемий Астахов) появляется в спектакле дважды, но мы многое узнаём о его честолюбивых замыслах от других персонажей. Гордый, непреклонный, он выходит на сцену как раз в тот страшный момент, когда вся королевская семья умирает в муках. И так же спокойно, словно давно ожидал случившегося, заявляет свои права «на этот край».

Когда я читала и перечитывала «Гамлета», мне, как истинной театралке, всегда нравились строки, посвящённые артистам. Согласитесь, интересно узнать, что думает о них Гамлет и как он представляет игру истинно талантливых и бездарных исполнителей. Так вот, ко двору короля прибыли самые что ни на есть настоящие актеры! Это и Первый Актёр Иван Щеголев с нарисованной улыбкой на лице, и пластичные Николай Полуэктов и Павел Белокуров (исполняющие ещё и роли стражников Бернардо и Марцелла).
Об одном актере — Вениамине Латермане, мне хотелось бы сказать отдельно. Этот талантливый юноша играет в спектакле ещё две роли: караульного Франциско и придворного Вольтиманда. Но в роли актера Вениамин был особенно очарователен, ибо ему пришлось играть Королеву. И это было неописуемо: очень высоким голосом клялась эта коронованная особа в вечной любви к своему господину, а все ее нарочитые ужимки говорили зрителям об обратном... «По-моему, леди слишком много обещает», — пророчески говорит Гертруда.

За что люблю Шекспира, так это за многообразие характеров. Даже слуги у него не на одно лицо, что уж о господах говорить!
Рейнальдо, слуга Полония в исполнении Станислава Липкина — хитрый и верный своему господину человек. Он сделает все, чтобы Лаэрт в своей поездке постоянно был бы под присмотром.
Совсем иного характера молоденький слуга Озрик (Ева Латерман, она же исполняет роль Корнелия, посланца  к королю Норвежскому). Озрик весел, наивен, и совершенно не подозревает, какие интриги кроются за его «безобидным» посланием к Гамлету. А когда на него наваливают целую гору тяжеленного оружия — терпеливо тащит ее...

Театральные критики, как правило, не очень щедры на комплименты в адрес артистов, чьи роли — «без слов». И очень зря. Ведь именно придворные дамы (Светлана Кузина и Анастасия Евтеева) хоть и безмолвствовали, но мимикой весьма ярко выражали свое отношение к тому, что происходило в Эльсиноре. А юный слуга (Константин Адров) в каждой сцене выхода Короля и Королевы неизменно появлялся с графином вина и кубком в руках... тем самым «ружьем», которое обязательно должно было «выстрелить» в последнем акте...

Ну, и в конце своего обзора, мне хотелось бы ответить на вопрос, который, я уверена, задавали себе все без исключения зрители, выходившие «в полночь, за полночь» из зала. Нужно ли было показывать «Гамлета» на прогоне вот так, целиком, без всяческих вырезок и сокращений?
Так вот, даже если некоторые зрители предложат мне выпить содержимое «рюмочки с жемчужиной», я все равно отвечу честно: «Да, это было нужно!»
И те, кто привык носить в своём рюкзаке не «покетбук», а пухлый том с произведением любимого автора, наверняка меня поддержат!