Дед Мороз и Снегурочка. Как творили нашу сказку

Руслан Богатырев
Дед Мороз и Снегурочка | Как творили нашу сказку

Дед Мороз и Снегурочка…  Да, с 1936 г. эти персонажи стали главными атрибутами нашего Нового года. Но их образы тогда ещё не сложились, их требовалось закреплять визуально, прежде всего, на экране.

Начало здесь положила как раз-таки отечественная анимация.  Причём анимация Российской Империи, а не Советского Союза.

Самым первым обращением к этому образу был фильм Владислава Александровича Старевича (1882-1965) «Рождество обитателей леса». Выдающийся мастер, имя которого, к сожалению, слабо известно широкой аудитории. А ведь «этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», как с большим уважением отзывался о нём Уолт Дисней.

Юношескими увлечениями Старевича были мир насекомых и возможность запечатлеть его на плёнке:  то есть энтомология и фотография. Они и предопределили его творческую судьбу, как и судьбу российской анимации. Поворотным моментом в жизни Старевича стало знакомство в 1909 г. с предпринимателем, одним из пионеров русского кинематографа, Александром Алексеевичем Ханжонковым (1877-1945). Для съёмки первых видовых фильмов Старевича он подарил тому подержанную кинокамеру и несколько рулонов киноплёнки, но выдвинул условие: все права на фильмы будут принадлежать именно Ханжонкову.  В 1910 г. Старевич снимает один из первых в мире кукольных мультфильмов  —  Lucanus Cervus, о битве двух самцов жуков-оленей за самку (увы, утерян). Причём внешне это выглядело как документальный фильм, тогда как анимация достигалась использованием муляжей насекомых и особой авторской техникой  покадровой съёмки.

Вслед за этим выходят «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей»…

И вот в 1912 г. Старевич создаёт свою первую анимационную рождественскую сказку — «Рождество обитателей леса». Автор сценария, режиссёр, оператор и художник-постановщик — в одном лице. Полное название — «Рождество обитателей леса» («Сон куклы», «Святочные чудеса в решете»), Россия, «А.ХАНЖОНКОВЪ И Ко».  Ночь перед Рождеством. В ролях жуки, стрекозы и лягушки. Технологически для 1912 г. это было что-то невероятное.  Хотя драматургически сюжет прост и незатейлив: Дедушка Мороз отправляется в лес, чтобы нарядить рождественскую ёлку для лесных жителей.

Он спешит, чтобы до рассвета попасть на лесную поляну и устроить там ёлку всем обитателя. Стукнул Дед Мороз по снегу своей волшебной палкой, и тут же выросла украшенная игрушками ёлочка. Проснулись от зимней спячки майские жуки, божьи коровки, выскочила стрекоза, вылезла из-подо льда лягушка, все собрались на лесной полянке. И добрый Дед Мороз стал раздавать всем подарки. Наступили весёлые Святки. С горы катятся на коньках жуки, стрекоза бежит на лыжах… Едва стало светать, Дед Мороз вернулся домой, как будто никуда и не уходил.

5-минутная немая чёрно-белая миниатюра, но поразительно, сколько труда и изобретательности было в неё вложено мастером.

Старевич снимал не только анимационные ленты, но и игровое кино. В т.ч. по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.  У него снималась и звезда русского немого кино — Иван Ильич Мозжухин (1889-1939).

В 1919 г. Владислав Старевич вынужденно покинул Россию и эмигрировал сначала в Италию, а затем во Францию.  В Париже ему предложили развивать французскую анимацию, и именно здесь он стал мировой знаменитостью, создав за три десятилетия немало короткометражных и полнометражных фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства.

Такова предыстория. А теперь и сама история…

В 1936 г. требовалось уже переносить акцент с Рождества на Новый год. Ведь после Октябрьской революции и перехода на новый календарь всё перевернулось: если раньше сначала было Рождество, потом Святки, потом Новый год, то теперь сразу наступал Новый год. А Рождество стали называть пережитком и постепенно изъяли из памяти. 

Раз партия поставила задачу вернуть ёлку на Новый год, понадобилось перенести сюда и сформировавшийся сказочный эпос. Ключевые персонажи  —  Дед Мороз и Снегурочка —  требовали переосмысления, пусть и в рамках ранее заложенной традиции.

Думаю, стоит подробнее рассказать о четырёх мультипликационных фильмах, которые и закрепили эти образы в массовом сознании: это «Дед Мороз и серый волк» Ольги Петровны Ходатаевой (1937), «Зимняя сказка» Ивана Петровича Иванова-Вано (1945), «Новогодняя ночь» Ольги Петровны Ходатаевой и Петра Николаевича Носова (1948) и «Когда зажигаются ёлки» Мстислава Сергеевича Пащенко (1950).

Итак, в 1937 г. выходит чёрно-белый 11-минутный мультфильм «Дед Мороз и серый волк». По сюжету Дед Мороз помогает зайчатам избавиться от преследований злого волка и принести из леса чудесную новогоднюю ёлку.  Пока ещё идеи образов только нащупывались, но первопроходцам всегда быть непросто. И фильм для того времени был отнюдь нерядовой.

Идея «Зимней сказки» (1945) принадлежит драматургу Евгению Шварцу и народному артисту СССР Ивану Иванову-Вано.  Создавалась она во время войны. Ещё гремела канонада кровопролитных боёв. Берлин не был взят. Тем важнее было дать людям сказку. Художественным руководителем этого проекта на «Союзмультфильме» был знаменитый режиссёр, народный артист СССР Александр Лукич Птушко (1900-1973). Его сказки-шедевры, думаю, прекрасно известны: «Новый Гулливер» (1933), «Каменный цветок» (1946), «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956), «Алые паруса» (1961), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Вий» (1967), «Руслан и Людмила» (1972).

12-минутная «Зимняя сказка» — рисованный мультфильм о новогодней сказке с Дедом Морозом, Снегурочкой и Снеговиком.  Драматургию усиливает музыка П.И.Чайковского. Подобно Афродите, рождённой из пены морской, румяная Снегурочка рождается из новогоднего снега.

В точности не знаю, кто именно создавал первые образы Деда Мороза и Снегурочки, поэтому перечислю всю команду мультипликаторов:  Анатолий Сазонов, Евгений Мигунов (художники-постановщики), Борис Дёжкин, Татьяна Фёдорова, Геннадий Филиппов, Фаина Епифанова, Роман Давыдов, Сюзанна Бялковская, Ламис Бредис, Лидия Кузнецова, Лидия Резцова, Александр Беляков, Надежда Привалова (художники-мультипликаторы), Вера Валерианова, В.Сутеева, Н.Верещагина, Елена Танненберг, Ольга Геммерлинг (художники-декораторы). Труд огромный и выдающийся.

Интересно, что это последний фильм, созданный по технологии отечественной трёхцветной субтрактивной съёмки (Ленфильм, Мосфильм): она проводилась последовательно через три светофильтра — красный, зелёный и синий. В победном мае 1945 г. «Зимняя сказка» вышла на экраны страны. Добрая, нежная, чудесная работа, сразу покорившая сердца миллионов советских людей.

Спустя три года, в 1948 г. выходит новая 10-минутная новогодняя сказка «Союзмультфильма» —   «Новогодняя ночь».  Здесь уже в цвете развиваются наработки 1937 г. Хорошая, милая сказка. Где добро, как и положено, побеждает зло. Теперь уже зло не в образе серого волка, а Лешего.  Сюжет собран как путеводитель по русским сказкам (пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», а также «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка» и «Леший» из самого известного и полного сборника А.Н.Афанасьева, 1855-1863) в соединении с антуражем Красной площади, рубиновой звёздой на Спасской башне и передовыми техническими достижениями XX столетия. Достижениями, которые сказку сделали былью: «Эх ты, сказка-небылица, никому ты не нужна. Новой сказке поклониться сказка старая должна».

В озвучивании приняли участие (хоть и не указаны в титрах) народный артист РСФСР Георгий Францевич Милляр (Леший) и народная артистка СССР Валентина Александровна Сперантова (Новый год).

В 1950 г. выходит 20-минутный мультфильм «Когда зажигаются ёлки». Здесь уже новогодняя сказка впервые переносится на советский праздник Новогодней ёлки.  Главные действующие лица —   маленькая девочка Люся и её братишка Ваня.  И вновь в сюжет вплетены сказочные Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Из всех первых новогодних мультфильмов этот, пожалуй, самый известный.  А в финале звучит главное пожелание Деда Мороза:  «На пути встречая сёла и большие города, я счастливый и весёлый торопился к вам сюда, чтобы с каждым днём богаче становился наш народ: и успехов, и удачи вам желает Новый год!»
 

За 100 с лишним лет существования отечественной анимации, которая ведёт отсчёт  от «Прекрасной Люканиды» Владислава Старевича, было снято свыше 50 фильмов новогодней и рождественской тематики. 

Символично, что первый рождественский Дед Мороз Российской Империи передал в 1930-е годы эстафету новогоднему Деду Морозу Страны Советов и его Снегурочке. И создавали эти образы люди, родившиеся и выросшие в прежней дореволюционной России. В той самой России, которую мы потеряли и которую предали забвению.

Новые времена, новые сказки… «Эх ты, сказка-небылица, никому ты не нужна. Новой сказке поклониться сказка старая должна. – Так не должен, так не может умный леший говорить: сказка старая поможет сказку новую творить»!


•  «Рождество обитателей леса» (1912): https://www.youtube.com/watch?v=31eoC6Oap8E
•  «Дед Мороз и серый волк» (1937): https://www.youtube.com/watch?v=Haxl1tkAbhQ
•  «Зимняя сказка» (1945): https://www.youtube.com/watch?v=VLrC4j-iWzo
•  «Новогодняя ночь» (1948): https://www.youtube.com/watch?v=WrsrpeGcJFY
•  «Когда зажигаются ёлки» (1950): https://www.youtube.com/watch?v=4-TkcfY14DM


• Руслан Богатырев. Ёлка и Новый год. 1936 и 2020: http://proza.ru/2019/12/30/1718
• Георгий Бородин. Образ Деда Мороза в российской анимации (2001): http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=255