Мысли о книге Прабхупада

Ядан Авиш
Мои мысли о Книге

Краткая биография А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), выдающегося религиозного деятеля и философа, познакомившего западный мир с древней духовной традицией бхакти, которая испокон веков являлась краеугольным камнем индийской духовности.

«Я хочу, чтобы Кришна благословил меня, дав возможность сражаться за Него до последнего вздоха.. подобно Арджуне.» (с. 499)
 
«С точки зрения ведической цивилизации, вы все – неприкасаемые... Культурой не является.. то, что подвержено переменам.. это .. измышления.. мы хотим положить конец всей этой бессмыслице.. Такова наша миссия.» (с. 509)
 
Восемь глав о Прабхупаде – это рассказ о сознании Кришны на практике, которую реализовывал Шрила Прабхупада, человек – проповедник, воин Кришны, чье сердце было пропитано любовью к Господу, ведомо духовным учителем и состраданием ко всем падшим душам века Кали. Это 12 лет его мировой проповеди.

Его жизнь – это пример жизни осознавшей себя личности в сознании Кришны.
Во введении закладывается фундамент международной проповеди сознания Кришны: описывается детство Шрилы Прабхупады, его встреча с духовным учителем, когда учитель даёт ему виденье разницы между постоянным и временным этого мира - «мы.. должны подняться над преходящим и готовить людей к следующей жизни, помогая им восстанавливать свои вечные отношения со Всевышним» (с.19) – его, Прабхупады, осознанный выбор в сторону проповеди сознания Кришны – он оставляет семью, принимает санньясу и уезжает в Америку.

Основная же часть – это шесть глав о том, как начиналась и к чему привела проповедь Прабхупады на Западе и по всему миру: открытие первых ашрамов в США, проповедь в Англии и присоединение «Битлз», строительство храмов в Индии, проповедь в СССР и других странах мира. Кто были его ученики, какие мотивы двигали ими, какие сложности и поблемы стояли на пути проповеди и становления общества сознания Кришны, ИСККОН.

Главная же глава, на мой взгляд, под номером восемь, число бесконености, глава об уходе Шрилы Прабхупады, смерть как финальный урок его жизни, который он преподаёт своим ученикам и нам о том, как нужно оставаться в сознании Кришны до конца своей материальной жизни. И главное наставление Прабхупады – это слова любви и сострадания, слова о сотрудничестве:
Ваша любовь ко мне.. проявится в том, насколько хорошо вы будете сотрудничать друг с другом и поддерживать единство нашего Общества, когда меня не станет. (с. 531)

Эти слова любви. Как и вся книга, которую написал Сатсварупа дас Госвами, скреплена любовью к Кришне, духовному учителю, ученикам и всему миру.
Сотрудничая друг с другом, соблюдая регулирующие принципы, памятуя о Боге – только так можно прийти к нему в конце своей жизни как это сделал Прабхупада, ачарья – основатель ИСККОН. Эта книга о том как он жил и как он живёт в сердцах своих учеников и последователей.

Что из этой книги запомнилось и воодушевило больше всего?

1. О константе. Наставление учителя Шрилы Прабхупады: «мы.. должны подняться над преходящим и готовить людей к следующей жизни, помогая им восстанавливать свои вечные отношения со Всевышним» (с.19)
2. О позиции слуги слуги. Не пытайтесь увидеть Бога... старайтесь сделать так, чтобы Бог увидел Вас. Другими словами, смиренно исполняя волю слуги того, кто сам является слугой слуги Кришны... (с. 453)
3. О сотрудничестве. Амбариша (правнук Генри Форда) рассказал Прабхупаде, что Форды и Рейтеры враждовали друг с другом, но теперь двое их потомков рука об руку трудятся в сознании Кришны. (с. 465)
 
Эти три вещи – константа и приходящие вещи и события жизни, позиция слуги и сотрудничество – то, что закрывает туман майи в век Кали.
Позиция слуги – это естественная позиция души по отношению к Богу. Она – проводник Его воли, она исполнитель ролей в лиле Кришны. Иллюзия материального мира смещает акцент на душу как повелителя и Бога как исполнителя пожеланий души. Идёт искажение действительности, а отсюда отход от истинного положения вещей.
Не понимая своей истинной позиции, душа дезориентируется, принимая временные вещи за первостепенные и вечные вещи за второстепенные.
Пример: сейчас большинство людей считают философию не нужной, ни к чему не ведущей науку. Я изучаю философию по программе магистратуры и мне часто задают вопрос: зачем тебе это? Лучше же изучать управление или экономику или юриспруденцию... то, что приносит деньги. Даже близкие не понимают мой выбор. Не все понимают мой выбор сознания Кришны как высшей философии, которую я сейчас практикую.
Позиция слуги. И слуг слуги.
Это очень актуальный момент. Ведь наша западная «культура» учит нас господствовать над природой, жизнью, Богом. И вообще «убивает Бога». Нигилизм. Практикуя сознание Кришны я часто вылавливаю в своём уме сорняки этого «современного» посева. Ведическая культура – это культура передачи знания по парампаре в то время как западная культура – это возвеличивание себя «на плечах гигантов» (расхожее выражение в среде западных учёных: https://ru.wikipedia.org/wiki/На_плечах_гигантов)/ Парампара – это служение своему учителю. Через служение происходит очищение от эго и только тогда ученик может претендовать на получение знаний от учителя, становясь частью парампары.

Позиция слуги слуги – краеугольный камень человеческой Культуры, способной объединять и примирять. Ведь различия видит только эго.
Но больше всего меня потрясли слова учителя Шрилы Прабхупады, Бхактисиддханты Сарасвакти Тхакура о «мы.. должны подняться над преходящим и готовить людей к следующей жизни, помогая им восстанавливать свои вечные отношения со Всевышним». Для меня это как звонок будильника. Проснись! Это значит осознать и реализоваться сначала самой и далее своим примером будить других.
Так я увидела пример Шрилы Прабхупады из книги Сатсварупы даса Госвами.