Ущелье Ниджраб

Кузнецов Игорь Николаевич
. УЩЕЛЬЕ НИДЖРАБ

В пятый рейд с пятой ротой «полтинника» и нашим новым командиром батареи, капитаном Капшуковым, а так же Колькой Кривошеем - механиком-водителем “реостата”- машины электронной разведки. Я с Колькой на точке полгода служил, а с некоторых пор в одном экипаже числюсь, только на войну все с пехотой, да с пехотой, а с броней как-то не удосужился. Кольку же, на медаль представили, поэтому он нынче со мной. Политика пошла такая – тех, кого представляют к награде, обязаны сходить в рейд с пехотой в корректировку. Лиха хлебнуть. Мы пошли с пятой ротой “полтинника” – 350 полка нашей 103 Воздушно-Десантной дивизии.
Когда заходили в ущелье, спросили у “зеленого”
-Что за место? Как себя вести?
-Ведите себя, как хотите, они пять лет налоги не платили! Место это, Ниджраб называется.
Хера се! Анклав какой-то! Зашли нормально, идем потихоньку по дороге. Пехота по бокам дома шмонает. Тихо вокруг и благостно! Тут, вдруг, длинная очередь из пулемета. Я метнулся к каменной кладке забора и оказался в “мертвой зоне”, как оказалось, почти единственной. Остальной народ, попадал в грязь, где шел или стоял. Фонтанчики от пуль, между бойцами, пляшут довольно густо, как пока никого не задели, непонятно. Чувствую, что мне под бок кто-то лезет. Спрашиваю
-Ты откуда такой шустрый?
-Из пятой роты я! Хорошо устроился!
-Не жалуюсь! Я, кстати, к вам и приписан.
В общем, познакомились, оказался он сержантом, командиром расчета АГС-17 «Пламя», Андреем Симоновым звать. Присмотрелся, гляжу, метрах в десяти, за дорогой, лежит Сашка Лагун, из другой нашей корректировочной группы, которую Троцевский вел. В землю вжался, голову опустил, никуда не смотрит, а пулемет-то со склона мощно долбит, линять оттуда надо, место-то открытое. Другие бойцы с поля слиняли уже, снялись и перебежали, а он лежит, подняться не может, духу не хватает. Нашарил я под собой кирпич какой-то и запустил в него
-Лагун! Уходи сука!!! Урою гада!!!
Почему-то, мой крик души подействовал на него лучше пуль. Сашка поднялся, сгорбился и боком, боком ушел. Сосед мой, тоже слинял. Пора и мне. Страшно. Деревце, за которым Сашка Лагун лежал, срубило пулей у меня на глазах, и место где Сашка лежал очередью перепахало. Мандраж бьет, но один уже остался. Пора!!! Поднялся, и вдоль низенького заборчика, метров триста бегом - на разрыв легких! Догнал своих и упал отдохнуть. Устал страшно. Устроился у стены дома, на солнышке. Домик красивенький, как маленькая крепость. По углам дома фигурные башенки. Красота, сижу, отдыхаю. Дальше помню только, невозможно - резкий грохот и белый свет выключился….
Пришел в себя от резкого запаха, посильнее нашатыря, наверное, будет! Стою на карачках, лбом в стену уперся, ногами как жук скарабей перебираю-пытаюсь ползти. Под носом куча, нагадил кто - то. Хорошо еще не перемазался, вот позору было бы! Кое - как поднялся, огляделся. Отполз я от стены метров на двадцать, башенки красивой на стене, над головой нет уже - снесло взрывом, и меня заодно от осколков и взрывной волны прикрыло, но только меня, остальным повезло гораздо меньше. А случилось вот, что: танкист заметил, откуда велся по нам огонь и решил подавить пулемет на склоне. Выстрелил по склону сквозь ветви деревьев. Снаряд задел ветку и взорвался в воздухе, почти у меня над головой. Башенка декоративная меня спасла. Я хоть и сидел ближе всех, выжил, а сидевшие у другой стенки афганцы, погибли все, все семеро. Наших, тоже побило, трое тяжелых эвакуировали. Когда мимо танка проходил, «особисты» уже вязали лейтенанта - танкиста, горе - стрелка. Инициатива, как всегда наказуема, награда по результатам. Комбат Капшуков, кажется, даже и не узнал, что меня танком приложило, а я и не докладывался – пронесло, и ладно. Слух вернулся через день, но до конца недели ходил, как чумной.
Ночью, при ночевке в доме, кто-то сбил пирамиду с оружием. Автоматы, так неудачно приложили меня по голове, что разодрали всю черепушку. Утром у меня был вид героя-партизана, пока спал, крови из меня много натекло. Утром умылся, конечно, но видок все равно остался живописный. При дальнейшем движении, заметил парнишку, с которым вместе от пулемета прятались, и как-то незаметно прибился к его взводу и потерял своего комбата с взводом управления. Долина широкая, домов много, Должны были быть рядом, а нету! Вызывал, вызывал ротного связиста - без толку, молчит. Потерялись короче. Залез на забор, чтобы осмотреться, нога неожиданно подвернулась, потерял равновесие, взмахнул руками и рухнул. Когда падал, слышу, «вжик - чпок”, пуля в дереве на которое я опирался! Хера се!!! Это же меня убить хотели! Кто же это такой шустрый?! Выстрела слышно не было, значит, имеется несколько вариантов. Случайный выстрел, издалека пуля прилетела, это раз. Второй вариант - стреляли с ПБСа - прибора бесшумной стрельбы, с глушителем то есть, и третье - стреляли из глубины дома, в форточку. Ну, посмотрим! Я ведь летел вниз, как подстреленный, не оступись, я секундой раньше, так бы и летел с дыркой в голове. Никогда бы не подумал, что мой «привычный вывих» может мне жизнь спасти!
Выглядываю осторожненько из-за дерева, впереди поле, метров триста, за полем дом. Смотрю, в проеме окна чудак образовался. Значит, вот ты какой «северный олень». Успел сделать две короткие очереди, попал вроде, по крайней мере, от рамы щепка отлетела, да и завалился дух, как-то не очень резко.
-Что стрелял?
-Дух в окне был! Вроде попал, пойдем, проверим!
-Некогда! Ты наших вызывай, если вызовешь, то пусть себя рыжим дымом обозначат.
На этот раз связался удачно. Оказалось, что оторвались мы от своих километра на два. Пришлось через поля идти, по открытой местности, но обошлось, дошли. Поднялся к комбату, в штаб, на крышу. Докладываюсь.
-Ты где был?
-С взводом оторвался и потерялись. Потом связался и вышли к своим.
-Я тебя туда отпускал?
-Так получилось! Хотите орехов?
Высыпал ему на плащ - палатку кучу грецких орехов. Подмазаться хотел
-Мародерствуешь!!!
Взял, да и перетянул меня автоматом по ноге, как дубиной. Думаю» - Да давись ты кашей!!!”, выделывается тут перед особистом, который рядом сидел. Обидно! Блин! Даже живот расстроился. Пошел, нашел в телятнике закуток, спрятался, сижу. Слышу, кто-то идет. Открывается маленькая калитка и влетает ко мне шесть кур. Здорово! Даже искать не нужно! Быстренько шомполом им по головам прошелся, собрал связку и вышел. Навстречу бабка с новой партией кур, в закуток их тащит. Подмигнул ей, и понес кур пацанам, в общий котел. Сдал добычу, думаю, куда бы еще сходить? Ближние дома бабы в паранджах патрулируют, при приближении начинают гомонить, потом орать, затем бегут жаловаться. Ну, их к черту! Обошел дом, зашел в сарай - сеновал. Посередине стоит большой стог сена. Сено! Это же один большой тайник! Все время, что-нибудь туда прячут. Вытащил шомпол, потыкал по периметру. Нет ничего! Странно, так и хочется туда чего-нибудь закопать! Вставил шомпол в палку, чтобы орудие подлиней было и начал протыкать стог. Вдруг слышу легкий “звяк”, разрываю сено и что-то нашариваю. Вынес это что-то на свет. Оказалось, что я откопал великолепный фарфоровый гарнитур, наверное, китайский. Блюдо квадратное здоровенное, чашки, тарелки, чайник заварочный. Красота! На солнце просвечивает, весь в цветочках, дракончиках. Полюбовался, и так мне эту красоту жалко стало, что пошел и все назад спрятал. Без добычи, что-то стремно уходить стало. Увидел в стене свежезаложенный проем двери, решил взломать. Ударил ногой, стенка и рухнула, тонкая оказалась. Зашел я в тот дом, ворота в который тетки крикливые стерегли. Ничего там в принципе не было, да и увидел я, что меня в окне засекли. Пришлось быстро линять.
Ночью нас, чуть клопы не сожрали, да крупные такие, чуть ли не с копейку размером, откармливают их они, что ли годами. Зарекся я после этого в домах ночевать. Взял одеяло и ушел на крышу.
Утром дошли до конца ущелья. Ротный выслал разведку к концу кишлака, которую духи чуть не положили. Главное, ведь метров триста от нас перестрелка идет и с крыши все прекрасно видно кто стреляет и куда перебегает. Ротного тут досада взяла, что зря тащили реактивный огнемет “Шмель”. Решил он все-таки испытать новинку, а лучшей натуры для испытаний, чем дом, где засели духи, просто не найти! Игрушка новая, незнакомая, только что поступила в войска. Домик в результате испытаний, просто развалился. Ротному понравилось. Нам тоже пострелять пришлось. Увидели с крыши, как духи сбегаются в какой-то длинный сарай, где-то в километре от нас. В сарае этом виднелось всего одно маленькое окошко. Андрюха поставил свой АГС на край крыши, несколько раз выстрелил. Мимо! В окно не попал. Залез к себе в рюкзак и вытащил маленький зеленый ящик. Открыл его и достал оптический прицел. Присоединил его к гранатомету, прицелился и положил шесть гранат в окно сарая. Больше никто не бегал. Развернулись, и быстро дошли до брони. Пока рассаживались, я заглянул в ближайший дом и нашел старую швейную машинку “Зингер”, спрятал ее внутри нашего БТРа и с успехом довез до части. С Андреем мы больше не виделись. Он погиб на обратном пути, сорвался с брони, когда машина на кочке подскочила и попал под колеса. Глупо…
Дня через два после рейда, вызывает меня Троцевский и велит принести ему обещанный бак для мусора. Взял бак, захожу, а он там пьяный мутузит сержанта Алексеева, который с ним нынче в горы ходил, вместе с Сашкой Лагуном.
-Ты представляешь! Я его вниз с горы послал, чтобы дров принес, снег кругом, обогреться нужно. Он, гад, сходил и принес! Чурку березовую принес! Я же там чуть не замерз! Да над нами вся рота потешалась! Идиот!!! Помнишь, как-то в рейде, я тебя позвал дверцу резную красивую посмотреть. Вся в цветочках, резьба тонкая, красивая! Что же ты сделал? Посмотрел, полюбовался, а потом, хрясь ногой, все поломал и к радиостанции привязал. Так мы же тогда в тепле ночевали и ели горячее! А этот чурку на гору принес, причем мокрую, даже кору не ободрал! Все, ставь бак и вали отсюда!
Ушел я от греха подальше, к себе в каптерку. Помнил я этот эпизод, абсолютно рядовой случай, и чего он ему так в душу запал?! Дождь тогда нудный шел, ни одной сухой палки в округе не было, кроме этой дверки. Так, что участь ее была предрешена. Нужды тела, часто важней шевелений души, но не всегда, бывают и исключения.