Аварийный ресурс

Евгений Знак
                Аварийный   ресурс

      В  этом  году  сборная  Академии  заняла  второе  место  на  Всеармейской  математической  олимпиаде.   Второе  место  среди  примерно  сорока  пяти  участвовавших  команд  из  военных  и  невоенных  вузов.   Это  достижение  -  результат  длительных  усилий  людей  из  разных  подразделений  вуза.   Например,  хорошую  вспомогательную  роль  сыграла  организационная  и  техническая  поддержка  со  стороны  кафедры  топографии  и  теории  стрельбы.       
       На  кафедре  же  механики, физики и математики  уже  несколько  лет  практикуется  динамический  трёхступенчатый  отбор  курсантов  для  нового  состава  команды.   После  обработки  результатов  анкетирования  первокурсников  и  первичных  рекомендаций  преподавателей  в  последнюю  декаду  сентября  проводится  предварительный  конкурс.   Затем  в  последнюю  декаду  октября  проводится  первый  тур  отборочного  конкурса  на  основе  окончательных  рекомендаций  преподавателей.   И,  наконец,  на  основе  всей  имеющейся  на  данный  момент  информации  в  последнюю  декаду  января  проводится  второй  тур  отборочного  конкурса.   В  течение  всего  времени  состав  подготовительной  группы  динамично  изменяется  и  колеблется  от  семи  до  двенадцати  человек.
      Важно  отметить  следующее  побочное  позитивное  явление.   Оставим  пока  в  стороне  членов  сборной.   Это  всего  лишь  четверо  учащихся,  причём  состав  меняется  не  быстро.   Однако  ежегодно  как  сопутствующий  результат  процесса  подготовки  образуется  в  среднем  от  пяти  до  восьми  курсантов,  так  сказать,  прошедших  усиленную  математическую  подготовку.   Но  не  включённых  в  состав  сборной.   Оставленных  в  резерве.   Такие  личности  не  подвержены  «звёздной»  болезни,  в  отличие  от  отдельных  членов  сборной  -  «звёзд»,  которые  иногда  могут  доставлять  огорчение  и  разочарование  преподавателям  Академии.
        Так  вот  об  этих,  резервных,  и  идёт  речь.   В  среднем  от  пяти  до  восьми  человек  в  год.   Те,  кого  не  взяли  в  команду.   Многолетние,  более  чем  за  двадцать  пять  лет,  наблюдения  регулярно  показывают,  что  поведенческая  реакция  таких  учащихся  имеет  положительный  компенсаторный  характер.   Они,  как  правило,  начинают  активно  проявлять  себя  на  занятиях  по  разным  предметам,  погружаются  глубже  других  в  учебный  процесс  и  даже  усиленно  изучают  отдельные  дисциплины.   Чаще  всего  наблюдаются  два  психологических  поведенческих  типа,  которые  можно  утрировано  охарактеризовать  следующими  компенсаторными  установками. 
        Психологическая  установка  первого  типа:     я  здесь,  чтобы  получить  высшее  военное  или  военно-инженерное  образование,  я  глубоко  вникаю  во  всё,  а  не  только  в  физику  или  математику,  я  вполне  мог  оказаться  в  группе  подготовки  к  ЛЮБОЙ  из  пяти  всеармейских  олимпиад.
         Такие  лица  нередко  учатся  без  троек,  успешно  осваивают  свои  профессиональные  дисциплины  и  с  довольно  высокими  показателями  оканчивают  Академию.
        Психологическая  установка  второго  типа:       я  всё  равно  силён  в  физико-математических  науках,  имею  способности,  но  мне  интересна  не  чистая  ( в  частности,  «олимпиадная» )  математика,  а  прикладная,  в  первую  очередь  -  ПРИКЛАДНАЯ.
         Такие  учащиеся  интересуются  научно-техническими  кружками  и  факультативами-спецкурсами,  с  удовольствием  пишут  рефераты,  участвуют  в  конференциях  и  в  конкурсах  научных  работ  ( рефератов )  различных  типов  и  уровней. 

        Важность  вышеизложенных  наблюдений  косвенно  подтверждается  конкретной  многолетней  статистикой  смешанного  участия  учащихся  военных  и  невоенных  вузов  в  некоторых  городских  студенческих  конкурсах  в  СПб.
        Посмотрим,  например,  на  обычное  рейтинговое  ранжирование  по  набранным  баллам  по  результатам  математических  олимпиад  в  ВКА им. А. Ф. Можайского  ( девяностые  годы )  или  по  результатам  ежегодной  городской  математической  олимпиады  для  студентов  технических  вузов  ( последние  двадцать  лет ).   В  первой  четверти  списка  обычно  встречаются  ИТМО,  Политехнический  и  ВКА.   Иногда  физфак  СПбГУ  и  математический  факультет  пединститута,  а  также  ВАС им. С. М. Будённого  и  ВИТУ  ( сегодня  входит  в  ВА МТО ).   При  этом  в  последней  трети  рейтингового  списка  располагаются  в  основном  невоенные  вузы.   Военные  же,  как  правило,  сосредоточены  во  второй  ( средней )  трети  списка.   Это  наблюдается  уже  давно  и  вряд  ли  носит  случайный  характер.   По  всей  видимости,  это  свидетельствует  не  столько  об  успехах  высшего  военного  образования,  сколько  о  существенной  деградации  образовательного  процесса  в  невоенных  вузах.   В  целом  система  высшего  технического  образования  заметно  просела  -  достаточно  вспомнить  более  чем  десятилетнюю  вакханалию  плодившихся  как  грибы  негосударственных  коммерческих  "вузов" .    "Менеджмента  и  высоких  технологий" ,  прости  господи.   Сейчас  лавочку  прикрыли,  в  основном,  но  дегенеративные  последствия  сказываются.   На  фоне  общего  одряхления  складывается  впечатление,  что  проседание  в  военных  вузах  в  целом  несколько  меньше.   Как  бы  там  ни  было,  но  в  системе  высшего  военного  образования  имеются  особенности,  дающие  возможность  регулярно  выпускать  из  своих  стен  определённое  количество  вполне  здоровых,  уравновешенных,  более  или  менее  продвинутых  в  отдельных  науках  и  технологиях,  достаточно  культурных  и  здравомыслящих  молодых  людей.   Которые,  в  случае  чего,  сгодятся  не  только  в  охранники  или  в  продавцы.
          В  каком-то  смысле  система  современного  высшего  военного  образования  является  аварийным  ресурсом  общества  на  случай  усиления  катастрофических  тенденций.
           Кому-то  может  показаться  неубедительным  использование  олимпиадной  статистики  для  уверенных  предположений  и  выводов.   Так  ведь  дело  не  только  в  олимпиадной  статистике.   Неформальное  РЕПЕТИТОРСКОЕ  СООБЩЕСТВО  страны  имеет  в  целом  адекватное  и  зачастую  детальное  представление  о  том,  что  творится  в  различных  вузах  и  как  обстоят  дела  с  высшим  образованием  вообще.   А  то,  что  постепенно  понимают  многие  честные  преподаватели  и  компетентные  репетиторы,  то  начинает  понимать  и  общество  в  целом.   Это,  во-первых.
               А,  во-вторых,  чем  же  можно  полноценно  заменить  "олимпиадный  критерий"  ?    Самая  напрашивающаяся  замена  -  это  сетевое  квалифицированное  тестирование  студентов  и  курсантов  в  режиме  реального  времени.   Да,  пожалуй.   Но  есть  принципиальное  обстоятельство.   Сетевое  тестирование  только  тогда  будет  обладать  хоть  каким-то  значимым  весом,  когда  помещение  тестирования  будет  профессионально  нашпиговано  видеорегистраторами  и  всё  происходящее  во  время  тестирования  сможет  увидеть  любой  желающий  гражданин  страны   -   хотя  бы  как  на  современных  правильно  оборудованных  избирательных  участках  во  время  выборов.