Подвахты

Анатолий Шульга
 

   Помимо исполнения основных работ по должности все члены экипажа рыбопромысловых судов должны были участвовать в обработке уловов. На судах Запрыбпромразведки штат матросов-рыбообработчиков всегда был укомплектован только наполовину, ибо производственное задание составляло тоже максимум половину плана промыслового  однотипного судна в этом же районе. Но план по разделке и филе тоже присутствовал.
   При  необходимости разделки улова -   ибо отдельные виды доставлялись на берег только разделанными (макрурус, красноглазка, рувета и некоторые другие),   согласно графика разработанного технологом-рыбмастером и утверждённого капитаном, в рыбцех «приглашалась» подвахта из 4-6 человек. В её составе были отработавшие свою основную работу штурмана, механики, ремонтная группа, обслуга, радиослужба и научная группа.
Четыре часа работы, хотя были и не ежесуточными, однако напрягали в полный рост. Помполит руководил процессом, достаточно редко участвуя сам в этой работе. Да, надо упомянуть ещё и выгрузку рыбопродукции на транспортные рефрижераторы, тогда также был задействован весь экипаж.
   Сознательно не упоминаю капитана судна в этих работах, ибо даже на советских судах он только руководит работами. В уважающих себя странах капитан судна даже не фигурирует в судовой роли, вот так вот. Ну, а помполитов у них нет, не было и не будет.
   Но ближе к делу. Подвахтенный народец в основном работал на таких простых операциях, как сортировка и разделка улова. Забивка - выбивка металлических противней в морозильные камеры 10-килограммовых брикетов с последующей упаковкой их в 30-33 килограммовые картонные короба с размещением оных в трюме —это уже работа штатных матросов.
   Я обычно имел срок принудительных работ (они не оплачивались) с ноля до четырёх утра. Помню, на БМРТ «Волжанин» в ЦВА на шельфе Западной Сахары со стармехом мы часто стояли на «шкерке» прилова пеламиды из вечерних больших уловов сардины и зубана. Циркулярка-головорез, «кишкодёр», моечная ванна. Прелесть, выходишь из цеха весь в рыбьей крови, но -  рыбу стране давали.
  Иногда стоял на «пакетах», это когда делали рыбопродукцию на экспорт — в этом случае каждый десятикилограммовый брикет дополнительно упаковывался в полиэтиленовый пакет. Для отечественного потребителя эта упаковка не предусматривалась ГОСТ-ом: она считалась излишней роскошью («сьедят и так, немного окислившуюся рыбёху»).
   На БМРТ «Анчар» я стоял на «шнурках» (обвязывание коробов у спуска в трюм), через что получил контрактуру правой кисти. Работа на этом конвейере  не терпит даже секундных промашек, ибо ты становишься «тормозом пятилетки»
   Кстати, на этом судне я (белорус) руководил интернациональной подвахтой в составе: слесарь-азербайджанец, моторист-грузин, техник-армянин. Плюс три кубинца-курсанта КВИМУ в роли матросов - хорошие работники и весьма образованные ребята. «Интернейшнл» полный, но работающий, а не пустословный.
  За полугодовой рейс у меня набегало 30-50 ночных подвахт, плюс 2-4 несколькосуточных выгрузок  рыбопродукции на транспортные рефрижераторы. Отнюдь и далеко не соскучишься, а физическая разминка ещё та, организм болит  долго.  К примеру: поработать на пентерь-гаке при выгрузке из носового трюма (четыре часа через восемь) на рейде островов Зелёного Мыса -  запомнились  надолго.
  В экипаже не было никакой национальной розни и разборок, пахали все как черти.
  Давно было, в 20-м веке, при развитОм социализьме...  Тьфу...
  Надеюсь наивно, что так больше такого низкооплачиваемого труда  не будет...