Человек вопрошающий

Михаил Анохин
- Кто ты?
- Я тень своей тени.
- Куда твой путь?
- Из  ничто в никуда.

Кант сказал: "Две вещи поражают меня, звездное небо и нравственный закон во мне", но поражаться можно по-разному: восхищаясь и вопрошая. Восхищение не требует объяснений - мне хорошо и довольно! Как только появляются объяснения, уходит очарование минуты. Зачем тебе объяснения? Что в них? Но так уж устроен несовершенный человек, так испохаблен первородным грехом, что непременно хочет знать, отчего мне хорошо? Нет ли здесь какого-то подвоха, изнаночной стороны, умысла хотя бы и со стороны Творца всего сущего?

Вся жизнь человеческая, есть непрерывное вопрошание и бесконечное горе скрыто в этих ответах.

На самом деле! Как только человеческий ум проникает под оболочку вопросов, еще даже не коснувшись их сокровенных глубин, как тут же начинает его подташнивать, покачивать, и того гляди, вообще, собьет с ног.

"Стоит мышлению начаться, и оно уже подтачивает" (А. Камю) - говорит взбунтовавшийся против себя  разум.

Другой же из глубины веков вторит ему: "Во многой мудрости много печали".

Но покажите мне здравомыслящего человека, который отказался бы от даров мудрости.

На самом ли деле так мудры мудрецы, если путь мысли разрушителен, а плоды горьки и малопригодны для пищи?

И вот Вещающий Дух говорит: "Живите проще, как живут птицы небесные, как живет трава под ногами прохожих, не скорбя, не жалуясь, не вопрошая о справедливости. Ты сам себе справедливость и мера её".

И еще говорит: "Останавливайтесь, очарованные пред тем, что очаровало! Не ищите смысла в боли, радости, гневе, печали вы ни чего не найдете там, кроме новых вопрошаний! Если вы начнете исследовать причину гнева, вы найдете её ничтожной, мелкой и эта ничтожность будет постоянно вас ничтожить, пока вы не обратитесь ни во что! Исследуйте причину вашей радости, и она окажется не существенной, преходящей и, может быть, даже любовь, под молотом вопрошания, расплющиться на ряд физиологический функций. Все краски мира меркнут под неистовством вопрошания: зачем, из каких оснований это следует, почему, за что?"

Возможно, ли вернуться в потерянный рай и стоять в восхищении перед делом Творца? Возможно ли такое на самом деле?

Ответ очевиден, такой человек, если и возможен, то будет потерян для дел земных, поскольку земные дела идут от беспрерывного вопрошания.

Так замкнулся круг. Разве кто захочет впасть в блаженное состояние по доброй воле, которое есть ничто иное, как измененное сознание, иначе говоря - тихое помешательство, добровольное погружение в беспрерывный поток очарованности.

Кто в трезвом уме и рассудке откажется от соблазнов жизни, от всё увеличивающейся жажды пить её горький настой, оплачивая каждый глоток потом, недосыпанием, болезнями, заботой, еще большей ответственностью,  в которой скрыто всё то же притязание на еще большее обладание тем, что приносит болезни, заботы, беспокойство и горькие вопросы о смысле великой бессмыслицы - человеческой жизни в её нынешней одежде?