Азбука Ахматовой - В. Иванов, Г. Иванов, Ивинская

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Вячеслав Иванов, Георгий Иванов, Ольга Ивинская
* * *
Иванов Вячеслав

ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ (1866, Москва - 1949, Рим), поэт, публицист, теоретик символизма.


27 сентября 39. Брюсов... настойчиво рекомендует Коле не встречаться с Вячеславом Ивановым: хотел, видно, сохранить за собой подающих надежды из молодых…
…Вячеслав Иванов умница, великолепно образованный человек, тончайший, мудрейший. Через некоторое время Коля написал Брюсову: «Познакомился с Вячеславом Ивановым и только теперь понимаю, что такое стихи.

8 февраля 40. Вячеслав, конечно, был тоньше. Но ему тоже нужны были свои обольщенные. Он тоже умел завлекать. Он и на мне пробовал свои чары. Придешь к нему, он уведет в кабинет: «Читайте!» Ну что я тогда могла читать? Двадцать один год, косы до пят и выдуманная несчастная любовь... Читаю что-нибудь вроде: «Стройный мальчик, пастушок»*. Вячеслав восхищен: со времен Катулла и пр. Потом выведет в гостиную — «читайте!» Прочтешь то же самое. А Вячеслав обругает. Я быстро перестала бывать там, потому что поняла его. Я тогда уже была очень избалована, и обольщения на меня мало действовали

15 августа 40. А потом, закинув руки за голову, сидя прямо и величественно в углу дырявого дивана, очень красивая, она сказала:
– Читаю «По звездам» Вячеслава. Какие это статьи! Это такое озарение, такое прозрение. Очень нужная книга. Он все понимал и все предчувствовал. Но удивительно: при такой глубине понимания сам он писал плохие стихи. Он, конечно, поэт, и поэт замечательный, но стихи часто писал плохие. Не думайте, тут противоречия нет; можно быть замечательным поэтом, но писать плохие стихи. Читаешь его статьи и думаешь: человек, который так понимает поэзию, должен стихи писать необыкновенные. И в самом деле: в стихах та же глубина понимания, та же тонкость и прелесть образа, но – но – ритм вялый, бальмонтовский. Конечно, некоторые стихотворения и у него есть прекрасные, но они редки.
Она потянулась к креслу, взяла книгу Вячеслава Иванова и прочла мне два стихотворения. Не могу обозначить, какие: возвращаясь домой, я на улице обнаружила, что мгновенно и начисто их позабыла, хотя, пока Анна Андреевна читала их, мне они нравились. Кажется, в одном было что-то про похороны, а в другом про лампадку и мотылька.


30 октября 62. - Что вы теперь читаете? - спросила Анна Андреевна.
Я рассказала ей о своих напрасных попытках одолеть стихи Вячеслава Иванова.... Помираю от скуки. Это не стихи, а какие-то стихотворные упражнения, безжизненные, пустые, мертвящие...
....Звука нет, сплошное беззвучие. И темперамента нет. Я не запомнила ни единого слова...
_________________
- Он был отчаянный рекламист. На этом пути преуспел. За границей о нем пишут как о главе символизма, как о создателе новой религии, как о пророке, как не знаю еще о ком.... Главой символизма он не был. Пишут, будто он ввел меня в литературу. Ложь: он меня терпеть не мог. И Гумилева, и Осипа...
___________________
Опытнейший, виртуозный  ловец человеков! Его, соракачетырехлетнего мужчину, водили под руки седые дамы... Однажды мы вместе спускались в лифте - внизу ждала с пледом: окутать ему ноги, когда он сядет на извозчика...
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

В Оксфорде настоящий культ Вячеслава Иванова…ему разрешено все, вплоть до кровосмешения.
                Анна Ахматова

* * *
Иванов Георгий

Иванов Георгий Владимирович (1894— 1958, Франция), русский поэт, прозаик и публицист, переводчик, критик. Супруга: Ирина Владимировна Одоевцева (с 1921 г.)

27 марта 60. Георгия Иванова, которого я терпеть не могла и боялась из-за красных губ и пробора. (Противность Иванова великолепно изображена Анненковым на известном портрете.
Лидия Чуковская

11 декабря 60. Я доложилаАнне Андреевне свое впечатление. Она нашла меня слишком снисходительной.
- Не бледные и чужие, а пренеприятные и ничтожные, - сказала она. – Очень неприятные. Вот например, это.
Она прочитала с издевкой одно любовное стихотворение.
- Это – Одоевцевой. Еще «пупочкой» ее назвал бы… Не только никакого величия – никакого вкуса. Гуль выводит Иванова из Анненского.
- Да, да, не больше и не меньше, из Анненского. Это наспех сколоченная родословная, знаете, как раньше покупали на Апраксином рынке.
Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой


* * *
Ивинская Ольга, писательница, подруга Пастернака

ИВИНСКАЯ ОЛЬГА ВСЕВОЛОДОВНА (1913, Тамбов - 1995, Москва), писательница, познакомилась с Пастернаков в 1946, ей посвящен один из  любовных циклов в поэзии Бориса Пастернака. В 1949 - 1953 арестована за близость к лицам подозреваемым в шпионаже. В 1960, как наследница гонораров за “Доктора Живаго” арестована и помещена в женский политический лагерь. Освобождена в 1964. Через Ивинскую советские органы оказывали давление на Пастернака.


4 декабря 1957.  - Прочитала до конца роман Бориса Леонидовича. Встречаются страницы совершенно непрофессиональные. Полагаю, их писала Ольга.  Не смейтесь. Я говорю серьезно. У меня, как вы знаете, Лидия Корнеевна, никогда не было никаких редакторских поползновений, но тут мне хотелось схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей крест-накрест...
________________
По ее наущению он (Пастернак) и позвонил мне. Но я держу границу на замке. Не желаю встречаться с этой бандиткой.

9 ноября 64. Боюсь Ивинская все равно войдет в историю как звезда любви, как мцза великого поэта… Как Лара из «Живаго».
- Нет, не так, - ответила, подумав, Анна Андреевна. – Она войдет, как Авдотья Панаева, обокравшая первую жену Огарева. Так.

                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой