Как закалялся Штальц. глава 10

Александр Феликс
10

Кроме политической жизни, дневниковые записи Штальца изобиловали подробным описанием быта и культурного досуга в столице. По субботам в гранд-отеле были танцы. Это единственное место в Москве, где на западный манер играл оркестрик и можно было встретить немцев из Германии.
Нередко Ханс получал приглашения и от немецкого посла. В качестве подарка для его жены из цветов в Москве можно было достать только гортензии. К обеду или завтраку у посла фон Дирксена накрывали стол на 12-14 персон из деловых людей, писателей, журналистов и т.д. Так Штальц смог познакомиться с известной писательницей Вики Баум, с первым секретарем французского посольства и его фантастической красавицей женой из Эльзаса, ещё с венским журналистом Бассихе, который женился на весьма оригинальной жизнерадостной москвичке. Пару раз на приемах была молодая прима балерина из Большого, но потом адъютант военного атташе Герстенберг, приятель небезызвестного Мартина фон Рихтхофена, пояснил, что её больше не будет. Сталин не одобрил.
До середины мая 1931 года Ханс занимался ликвидацией своей службы в качестве уполномоченного. "Все свое имущество и нехитрый скарб я переправлял в Москву. На концессии оставалось еще два немца на руководящих должностях, но и они понимали, что дни их сочтены. Русская сторона могла им оплачивать в валюте лишь небольшую часть зарплаты. Двумя годами позже так и случилось. К власти в Германии торжественно пришел Гитлер, а советское правительство едва ли хотело иметь экономические отношения с этим режимом. Мой друг Гетц тоже существенно продвинулся по служебной лестнице благодаря этим переменам".
Обратный путь с концессии до Москвы, по просьбе Гетца, Штальц проложил через Сталинград к Волге, затем на Воронеж и в столицу. Весна в этой местности была в самом разгаре и внешне цветущая страна производила вполне благоприятное впечатление. На станциях с большими остановками, у открытого окна купе в свой походный граммофон «His Master’s Voice» он устанавливал немецкие музыкальные пластинки и уже через минуту окно было полностью оккупировано и каждый спрашивал:
- Продаете? Сколько стоит?
Предлагали даже неимоверно высокие цены в рублях. Ханс, конечно, же отказывался и впоследствии подарил аппарат русским немцам, которые часто помогали ему делать письменные работы и переводы. Их радостные лица по поводу столь необычного подарка он помнит до сих пор.
Его расставание с русскими кабинетами власти и главной таможней прошли вполне корректно, очень вежливо. Без всякого огорчения Штальц переступил российскую границу у Себеша в Латвию. Только после завершения отчета для фирмы Крупп в Берлине для него, наконец-то, закончилась глава Россия в его дневнике. Однако, через год Россия приятным способом неожиданно напомнила о себе. Привет из России, в качестве денежного перевода весьма солидной суммы, поступил на его счет через фирму Крупп.

дополнено из архива:
17–19 апреля 1929г. состоялось заседание русско-германского товарищества «Маныч-Крупп». На нем директорами были утверждены со стороны Госсельсиндиката И.Н.Буров, а со стороны крупповской сельскохозяйственной концессии «Маныч» Г.А.Шталь. Директору Г.А.Шталь было определено жалование в размере 1300 марок в месяц. Из них 100 руб. в русской валюте, а 110 марок в германской валюте. В октябре 1934 года акционерное общество Маныч-Крупп было ликвидировано. Материалы дела были надолго засекречены.
Заголовок дела: Материалы о расторжении концессионного договора с немецкой фирмой «Крупп» об организации в СССР «Русско-Германского сельскохозяйственного товарищества «Маныч-Крупп» и сведения о финансовом состоянии товарищества (проект постановления, выписки из протоколов, докладные записки, справки). 
Крайние даты дела: 13.11.1928 г. – 05.02.1935 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 50. Д. 34. 
Фонд: Министерство финансов СССР
Рассекречено в 2014 году. 

Заголовок дела: Материалы по разработке проекта договора о передаче сельскохозяйственной концессии в Сальском округе Донской губернии, принадлежавшей немецкой фирме «Крупп-Маныч» вновь образованному «Русско-Германскому сельскохозяйственному товариществу «Маныч-Крупп» и сведения о финансовом состоянии концессии (проекты договора, выписки из протоколов, докладные записки, отчеты, справки). 
Крайние даты дела: 10.07.1924 г. – 11.09.1928 г.
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 50. Д. 35. 
Фонд: Министерство финансов СССР
Рассекречено в 2014 году.