Фантастическая живопись Джованни ди Паоло

Алина Алексеева-Маркезин
Джованни ди Паоло. Мадонна смирения (ок. 1442) темпера на панели (61,9 см х 48,9 см). Музей изобразительных искусств, Бостон

        Джованни ди Паоло ( Giovanni di Paolo di Grazia 1403—1482, ) — итальянский художник эпохи кватроченто, один из самых значительных последователей сиенской школы живописи. Его произведениям присущи повышенная экспрессия, вплоть до экзальтации, и причудливая фантазия
       
       Он был одним из самых важных художников сиенской школы 15-го века . Его ранние работы показывают влияние более ранних сиенских мастеров, но его более поздний стиль был более индивидуален, характеризовался холодными, резкими цветами и вытянутыми формами.

      В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных — непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником-маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов.
      
      К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.

    Большинство заказов художник получал от местных монашеских общин,  потому что многие из его ранних работ являются алтарями для многих церквей. Например, «Богоматерь и младенец Христос со святыми Бернардино», Энтони Эббот, Фрэнсис и Сабина и «Плач над мертвым Христом» (1462–3), алтарь «квадратная панель», заказанный папой Пием II (благородным Сиенская семья Пикколомини ) для его недавно законченного собора.

     Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру. Не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники — экспрессионисты и сюрреалисты. Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни, был равнодушен к суете флорентийских художественных новаций.

       Джованни ди Паоло создал множество разных станковых произведений, в основном это были полиптихи. Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта. Особо следует отметить такие его работы, как «Христос в Гефсиманском саду» (до 1440 г. Ватикан, Пинакотека), «Мадонна умиление» (Сиена, Пинакотека; Бостон, Музей изящных искусств); «Рай» и «Изгнание из рая» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Полиптих» (1445 г.,Флоренция, Уффици), алтарный образ «Св. Николай» (1453 г. Сиена, Пинакотека), «Св. Иероним» (Сиена, Музей собора).

     Джованни ди Паоло принадлежит ряд миниатюр к «Божественной комедии» Данте. Известный манускрипт из Британской библиотеки с текстом «Божественной комедии» Данте Алигьери был заказан в 1440-х гг. Альфонсо, королём Арагона, Неаполя и Сицилии.

     На 190 его страницах Приамо делла Кверча и Джованни ди Паоло нарисовали 112 миниатюр, причём делла Кверча иллюстрировал чистилище, а Джованни рай.
        Фантастический мир, созданный гением Данте, нашёл в этих миниатюрах прекрасное визуальное воплощение. Художники сумели создать поразительную, ирреальную вселенную, по которой Данте путешествует в компании Вергилия, или со своей возлюбленной, Беатриче. Манускрипт не имеет точной датировки. Примерная дата его создания была определена по миниатюре Джованни ди Паоло, на которой он изобразил Флоренцию, с недостроенным куполом собора. Поскольку Филиппо Брунеллески завершил его в 1444 году, создание этих миниатюр относят к началу 1440-х годов.
 На протяжении всей своей жизни Джованни ди Паоло не покидал свой родной город и умер в Сиене в 1482 году