Глава 5. Тунтсик учится читать

Валентина Яроцкая
 Хорошо жилось Тунтсику у дедушки Васи. Спал он за печкой – никто его не беспокоил,  ел вволю, так что даже потолстел немного,  с Маленьким Огоньком беседы вёл в своё удовольствие – обо всём на свете. Много интересного узнал от Маленького Огонька Тунтсик, хоть и был тот домоседом, за пределы печки никуда не  выходил.  Огонёк теперь почти не спал. Настала суровая северная зима, печку приходилось топить  практически целые сутки.

Тунтсик  каждый день  разгуливал по двору и бегал на речку в своих красивых чёрных валеночках. Порог на реке с каждым днём всё сильнее обрастал ледяными глыбами, и Родничок давно уже исчез подо льдом и снегом. Двор всё больше заносило снегом. Дедушка построил во дворе снежную избушку – ждал приезда внука к Новому  году. И бабушка уже вернулась из путешествия, стала  почти каждый день приходить на лыжах  в лесную сторожку из посёлка. Дедушка повеселел, тоже достал лыжи, приходил после прогулок помолодевший, шутил со своими постояльцами. Бабушка оказалась весёлой  выдумщицей, Тунтсик ей очень понравился, да и  он её  сразу полюбил.

Когда случилась оттепель,  бабушка  придумала сделать у старой лиственницы снеговика Федьку, нацепила ему на нос свои старые сломанные  очки, в которых когда-то проверяла школьные тетрадки. Ещё  обмотала   Федьке  шею своим   вязаным шарфом, который уже давно не носила, а выбросить  жалела: всё  как будто бы собиралась распустить его и связать носочки, да руки не доходили.
 
Федьке вручили в руки метлу, сделанную дедушкой специально для снеговика. Снежный человечек обрадовался: без дела стоять скучно, а тут  сразу такое поручение замечательное: мети себе снег, а снег-то каждый день летит – долго ждать не надо. Федька  почувствовал  себя очень важной персоной, так что даже стал  перед Тунтсиком  свой нос морковный задирать.
 
Потом оттепель закончилась, снова  ударили морозы, но дедушка, хитро улыбнувшись, подсказал своей неугомонной бабушке:
– А ты можешь снежную мастерскую и в домике открыть. Я тебе буду снег в старой ванне носить, снег от  тепла подтает – и лепи что хочешь.
Бабушка попробовала ¬– получилось. Тут ей  и Тунтсик  стал помогать. Дедушка снег носил в домик, а Тунтсик фантазировал:
– А давай ещё зайца сделаем! А теперь лису! А медведя сумеешь?
Потом  от лесных зверей перешли к сказкам. В Снежной галерее  во дворе появилась и Дюймовочка, и Русалочка, и Баба Яга, и  старик с золотой рыбкой, и царевна-лягушка, и  Сказочник.

Очень подружились за этим занятием бабушка и Тунтсик.  Каждый вечер  они теперь сушили у печки мокрые рукавицы и обсуждали очередной проект.

Однажды вечером, когда хозяйка раскладывала  у печки свои варежки и подкладывала Маленькому Огоньку листочек за листочком лакомство из своих черновиков, Тунтсик её спросил:
– Ты на листочках столько всего написала, разве тебе не жалко их сжигать?
– Нет, Тунтсик, это же черновые записи, я их  уже напечатала на компьютере, они попали в книжку,  так что теперь это  просто ненужная бумага, которая захламляет дом.
– Жалко, что я не умею читать и писать. Вот  ты  уедешь опять, а я бы тебе письмо написал. О наших снеговиках   рассказал бы… Как они  поживают…
– Как? Тунтсик, ты не умеешь читать и писать? – удивилась хозяйка.
– К сожалению, в лесу мне негде было этому научиться, – немного обиженно сказал Тунтсик. – Мама Речка и папа Ветер научили меня всему, что нужно для жизни в лесу, на реке, они научили меня быть сильным, смелым и выносливым, но читать они сами не умели… И я не умею. Дедушка  хотел научить, да  забыл, наверное,  – вздохнул челоречик.
– Подожди, – перебила его хозяйка, – это же не беда. Это легко. Каждый может научить  другого тому, что умеет сам. Я вот всю жизнь учила детей читать и писать, так я и  тебя легко научу. Ты смышлёный человечек…
– Челоречик, – поправил бабушку Тунтсик.
– Вот я и говорю, смышлёный челоречик, – засмеялась  хозяйка. – Когда начнём?
– Да хоть сейчас! – Тунтсик от нетерпения уже не мог усидеть на месте.
– Можно и сейчас. Только букваря-то у меня нет, – посетовала хозяйка.
– А это что такое? – насторожился Тунтсик.
– Это книга такая, по которой легко  чтению учиться. Её в первом классе деткам вручают. Там каждая буква свою персональную страничку имеет.
– А их много, букв-то этих? – ещё сильнее забеспокоился Тунтсей.
– Не знаю, как ты скажешь. Если умеешь считать, то много не покажется, если же не умеешь…
Но Тунтсик договорить не дал, обиженно бабушку Валю перебил:
– Это почему же не умею? Считать я умею, меня этому муравьи научили. У них без счёта никак нельзя, команды муравьиные все по счёту работают. Столько-то нужно хвоинок принести, столько-то раз мусор вынести, столько песчинок на этаж поднять… Один, два, три, четыре… – забормотал Тунтсик.
– Хорошо, хорошо, – согласилась бабушка. – Я поняла, в счёте ты толк знаешь. А букв всего тридцать три…
– Ага, – сообразил Тунтся, – это если взять и сложить все пальцы на руках у тебя, у дедушки и у  меня…
Он закрыл глаза, пошевелил губами, потом добавил:
– И ещё три пальца не хватит, да?
– Да, – засмеялась бабушка. – Тридцать три буквы, все разные, у каждой свой характер. Одни петь любят, такие как А, О, У… ( Называя буквы, бабушка как будто бы пропела их). А другие всё время спотыкаются – то об губы, то об зубы, то шипят недовольно…
Тунтсик слушал с интересом.
– Вот смотри. Возьмём простое слово «вода».  Я  буду произносить его по звукам: В, О, Д, А.
– Так мы ведь так не говорим, – непонимающе протянул Тунтсик и удивлённо выпучил глазки.
– Конечно, –  кивнула головой бабушка. – Это мы учимся. В каждом слове есть свои буквы. Слова складываются из букв. Буквы обозначают  звуки. Буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим. Их нужно выучить, тогда научишься складывать их в слова – читать. А из слов  будешь складывать предложения, а из предложений – целые книги.
– И письмо тогда тебе смогу написать? – обрадовался Тунтсик.
– И письмо напишешь, и те сказки, которые придумываешь, тоже запишешь.
– А разве я придумываю сказки? – удивился Тунтсик.
– Ну, ты же мне рассказывал о том, как заяц волка перехитрил, как в лесу Бабу Ягу встретил, как с лешим на рыбалку ходил…
– А разве я это придумал? – ещё больше удивился Тунтсик. – Я  тебе всё рассказывал, как на самом деле было…
В этот момент  в домик зашёл дедушка:
– Вы что тут делаете?
– Ой, мы решили с Тунтсиком грамоту осваивать, – весело ответила  бабушка Валя.
– Хорошее дело. Я собирался   научить его читать, да подумал, что у тебя, наверное, это быстрее и лучше получится. Ну, и как успехи? – поинтересовался дедушка.
– Да вот сейчас ещё только буквы начнём учить.

Бабушка взяла листок бумаги и  стала рисовать Тунтсику  отдельные буквы. А так как она не только называла букву-звук, но ещё и картинки к букве рисовала, и про её  характер рассказывала, а Тунтсик точно оказался смышлёным и к науке способным, то за вечер половину алфавита и прошли.

Тунтсик сам делал замечания, которые помогали ему  буквы запоминать:
– Ишь, какое колесо! Это буква О. А эта буква подбоченилась и фыркает на меня: фи! Буква Ф. Ой, а эта буквёшка на кочергу дедушкину похожа. Г? Жук ползёт и жужжит – так это и есть Ж?

На следующий день Тунтсик  и бабушка даже снежные фигурки-скульптурки делать не стали, так увлеклись обучением. Вторая половина алфавита далась умненькому-разумненькому челоречику ещё быстрее.
Дедушка куда-то отлучился, оставив на столе записку. Написал он её почему-то не письменными буквами, а печатными. Бабушка записку развернула, а читать вслух не стала.

– Ну-ка, Тунтсик, что нам дедушка тут написал?
Тунтсик посмотрел. Букв было много, но все они уже были знакомые. Тунтсик стал их одна за другой  называть: я, в, л, е, с, п, о, е, х, а, л.
«Я в лес поехал!» – вдруг осенило  Тунтсика.
С недоумением он посмотрел на бабушку:
– Но разве я в лес поехал? Я тут, с  тобой.
– Да это дедушка о себе пишет, – рассмеялась хозяйка. – Ты говоришь «я», забывая, что это не ты, а дедушка написал. Вот и подпись его: Вася.
– Ну, тогда другое дело, – сообразил Тунтсик. –  А вот  давай я попробую  тоже своё имя написать.

Бабушка отломила от карандаша маленький кусочек грифеля, чтобы Тунтсику было удобнее писать.

Припоминая каждую букву и бормоча что-то себе под нос, челоречик стал старательно выводить на бумаге буквы своего имени: Т, У, Н…
Остановился, задумался.

– А как правильно писать: Т, У, Н, С, Е, Й  или Т, У, Н, С, Я?
– Тунтсик, дорогой, так ведь твоё имя от названия реки Тунтсайоки происходит, как я понимаю, в  этом слове ещё буква прячется, у которой звук не слышен. Так что писать надо вот так: если полное имя, то Т, У, Н, Т, С, Е, Й, – проговорила по буквам бабушка.  – Но ты  можешь просто написать: Т, У, Н, Т, С, Я.
– Получилось, получилось! – через минуту  прыгал от радости Тунтся, гордо помахивая маленьким листочком бумаги, на котором маленьким кусочком грифеля, полученным от бабушки,  было написано: «СПАСИБА».
Бабушка Валя прочитала и похвалила Тунтсю:
– Молодец! Только последняя буква в слове  будет не А, а О!
– Почему? Я слышу А! – возразил Тунтсик.
– Чтобы научиться писать грамотно, то есть правильно, Тунтсик, – серьёзно сказала бабушка, – нужно запомнить раз и навсегда: не всё пишется так, как слышится. Но если ты будешь много читать, то ты запомнишь, как пишутся слова,  и будешь писать грамотно.
– А я научусь этому до весны? – спросил Тунтсик.
– Если перечитаешь все книги в домике, то научишься, – заверила его бабушка.
– Ой, так много? Я не успею… – огорчился Тунтсик.
– Ничего, люди учатся всю жизнь, если не успеешь до весны,  так успеешь следующей зимой, – успокоила челоречика бабушка.
Тунтсик по слогам уже читал на корешке книги:
– Лес и че-ло-век…

Так Тунтсик научился читать и писать. Конечно, почерк у него был и остаётся неважным, писать маленьким карандашиком ему трудно, пишет он только печатными буквами,  да и ошибок, если честно, делает пока многовато, но понять его письма всё равно можно.

А потом он и свою азбуку, речную и лесную, стал составлять. Дедушка с бабушкой обнаружили, что Тунтсик листочки с рисунками за печкой прячет: Л – лес, Р– река, Д – дерево, Б – брусника, М – морошка, Ч – черника, К – княженика, Г – гриб… Много там листочков собралось. Тунтсик шуршит ими, перебирает их, может быть, когда-нибудь все тридцать три буквы в свою азбуку и соберёт.