Дейв Дженкинс. Провидение Божие

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ
Дейв Дженкинс
https://servantsofgrace.org/the-providence-of-god/

 За прошедшее столетие мы видели множество нападок на учение о провидении Божьем. Правда в том, что эти атаки неоправданны. Божье провидение - великое утешение для народа Божьего. Джон Флейвел, известный пуританский писатель и автор «Тайны провидения», сказал о Провидении: «Долг святых, особенно во времена тяжкие, размышлять о действиях Провидения во всех состояниях людей и на всех этапах их жизни". Четкое понимание этой доктрины жизненно важно. В этой статье я прослежу доктрину провидения в Библии, в истории Церкви, а затем в заключение объясню, как библейское понимание Провидения поможет нам в нашей повседневной жизни как христиан.

Провидение в Библии

Бог Всемогущий Создатель. Это означает также, что Он хранит вселенную и управляет ею. Хотя термин «провидение» не встречается в Писании, он традиционно использовался для обобщения существующих отношений Бога с Его творением. Когда мы принимаем библейскую доктрину провидения, мы избегаем четырех распространенных ошибок в размышлениях об отношении Бога к творению. Библейская доктрина - это не деизм (который учит, что Бог создал мир, а затем по существу отказался от него), ни пантеизм (который учит, что творение не имеет реального отдельного существования в себе, но является лишь частью Бога), но провиденциализм. Это говорит о том, что, хотя Бог активно связан с творением и вовлечен в него в каждый момент, творение отличается от Него. Библейская доктрина не учит, что события в творении определяются случайно либо безличной судьбой (или детерминизмом), но Богом, Который является личным, но бесконечно могущественным Создателем и Господом.
Уэйн Грудем услужливо предлагает следующее определение провидения: "Бог постоянно связан со всеми созданными вещами таким образом, что он 1) поддерживает их существование и поддерживает свойства, с которыми Он их создал; 2) сотрудничает с тварными вещами в каждом действии, направляя их отличительные свойства, чтобы заставить их действовать, как они должны; и 3) направляет их на выполнение Его целей (1). Под общей категорией провидения у нас есть три подтемы, согласно трем элементам в определении выше: сохранение, согласование и правление.

Сохранение

 Бог сохраняет все сотворенные вещи существующими и поддерживает свойства, которыми Он их создал. Евр.1.3 говорит нам, что Христос «поддерживает вселенную словом своей силы». Греческое слово, переведенное как «поддерживает», - это phereo, нести. Это обычно используется в Новом Завете для переноса чего-либо, например, приведение парализованного человека на кровати к Иисусу (Лк.5.18), принесение вина управляющему праздника (Иоан.2.8) или передача плаща и книг Павлу (2 Тим.4.13). Это не означает просто «поддерживать», но имеет смысл активного, целенаправленного контроля над вещами, которые переносятся из одного места в другое. В Евр.1.3 использование причастия настоящего времени указывает на то, что Иисус «постоянно несет с собой все во вселенной» своим словом силы. Христос активно участвует в работе Провидения.
В Кол.1.17 Павел говорит о Христе, что "все Им стоит" или "в Нем соединены все вещи". Фраза «все вещи» относится ко всем сотворенным вещам во вселенной (ст.16), а в стихе утверждается, что Христос поддерживает все сущее. - в Нем все вещи продолжают существовать или претерпевать изменения. Оба стиха указывают, что если бы Христос прекратил свою постоянную деятельность по поддержанию всех вещей во вселенной, то все, кроме Триединого Бога, мгновенно прекратило бы свое существование. Такое учение также подтверждается Павлом, когда он говорит: «Мы живем в Нем, движемся и существуем» (Деян. 17.28), и Ездрой - «Ты Господь, Ты один. Ты сотворил небеса, небеса небес, со всем их воинством, землей и всем, что на ней, морями и всем, что в них; и небесное воинство поклоняется тебе» (Неем. 9.6). Петр также говорит, что «небеса и земля теперь... хранятся до дня суда» (2 Пет.3.7 KJV). Одним из аспектов провиденциального сохранения Бога является тот факт, что он продолжает давать нам дыхание каждый момент. Элиху в своей мудрости говорит о Боге в Иове 34: 14-21.
Бог, сохраняя все, что Он создал, также заставляет вещи сохранять свойства, с которыми Он их создал. Бог сохраняет воду таким образом, что она продолжает существовать как вода. Он заставляет траву продолжать сущетвовать как трава со всеми ее отличительными характеристиками. Он заставляет бумагу существовать как бумага, чтобы она не спонтанно не растворилась в воде и не уплыла или не превратилась в живое существо и не начала расти! До тех пор, пока на нее не воздействует какая-то другая часть творения, и, таким образом, ее свойства не изменятся (например, пока она не сгорит и не превратится в пепел), бумага будет продолжать существовать как бумага, пока Бог сохраняет землю и творение, которое Он создал.
 Мы не должны думать о сохранении Богом мира  как о непрерывном новом творении: Он не создает непрерывно новые атомы и молекулы для каждой существующей вещи каждый момент (С т.зр. квантовой теории и динамического подхода к материи это спорно. - Пер.).. Скорее Он сохраняет то, что уже было создано. Мы также должны понимать, что созданные вещи реальны и что их характеристики реальны. Например, если я ударился головой о камень, я не просто представляю, что это больно - это действительно больно. Поскольку Бог хранит этот камень, сохраняя свойства, с которыми Он его создал, камень был твердым со дня его образования, и (если что-то еще в творении не взаимодействует с ним и не изменяет его), он останется твердым, пока Бог не разрушит небо и землю (2 Пет.3.7.10-12).
Именно Божье провидение обеспечивает основу для науки: Бог создал и продолжает поддерживать вселенную, которая действует предсказуемым образом.. Если научный эксперимент дает сегодня определенные результаты, то мы можем быть уверены, что (если все факторы одинаковы), он даст тот же результат завтра и через сто лет Доктрина провидения также обеспечивает основу для технологий: я могу быть уверен, что бензин заставит мою машину работать сегодня так же, как это делалось вчера, не просто потому, что «он всегда работал таким образом», а потому, что Божье провидение поддерживает вселенную, в которой созданные вещи сохраняют свойства, с которыми он их создал. Результат может быть одинаковым в жизни неверующего и христианина: мы оба заправляем машины и уезжаем. Но неверующий будет делать это, не зная конечной причины, почему это работает таким образом, и я буду делать это со знанием действительной конечной причины (Божьего провидения) и благодаря моему Создателю за чудесное творение, которое Он создал и сохранил.

Согласование

Бог сотрудничает с созданными вещами в каждом действии, направляя их отличительные свойства, чтобы заставить их действовать так, как они должны. Этот второй аспект провидения, согласование, является расширением идеи, содержащейся в первом аспекте, сохранения. Фактически, некоторые богословы, такие, как Жан Кальвин, рассматривают факт согласования в категории сохранения, но полезно рассматривать его как отдельную категорию.
В Еф.1.11 Павел говорит, что Бог «совершает все в соответствии с советом своей воли». Слово, переведенное как «выполняет» (energeo), указывает на то, что Бог «совершает» или осуществляет» все в соответствии со своей волей. Ни одно событие в творении не выходит за пределы Его провидения. Конечно, этот факт скрыт от наших глаз, если мы не прочитаем о нем в Писании. Подобно сохранению, Божья работа по согласованию не является очевидным свидетельством наблюдения за природным миром вокруг нас.
Указывая на места Писания, подтверждающие согласование, мы начнем с неодушевленного творения, затем перейдем к животным и, наконец, к различным событиям в жизни людей.
1. Неодушевленное творение. В творении есть много вещей, которые мы считаем просто «естественными» явлениями. Писание говорит, что Бог заставляет их происходить. Мы читаем об огне и граде, снеге и морозе, штормовом ветре, исполняющих Его повеление! (Пс.148.8, Иов 37.6-13). Опять же, псалмопевец заявляет, что «все, что угодно Господу, Он делает на небесах и на земле, в морях и во всех безднах» (Пс.135.6), а затем в следующем стихе он иллюстрирует исполнение Богом Своей воли в явлениях природы: «Он, Кто заставляет облака подниматься на краю земли, творит молнии для дождя и порождает ветер из хранилищ его" (Пс.135.7 KJV). Бог также заставляет траву расти: «Ты заставляешь траву расти для скота и насаждаешь растения для человека, чтобы он мог вырастить пищу из земли» (Пс.104.14 KJV). Бог направляет звезды на небесах, спрашивая Иова: «Можешь ли вы привести Маззерота в свое время, или Медведя с его детьми?» (Иов 38.32 KJV). Более того, Бог постоянно руководит наступлением утра (Иов 38:12), и Иисус подтвердил этот факт, сказав, что Бог «заставляет солнце всходить над злыми и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мтф. 5.45 KJV).
2. Священное Писание подтверждает, что Бог кормит диких животных. "Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом" (Пс.103.27-28). Иисус также подтвердил это, когда сказал: «Посмотрите на птиц небесных... ваш Небесный Отец кормит их» (Мф. 6:26 KJV). И Он сказал, что и воробей «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10.29).
3. Есть, казалось бы, случайные события. С человеческой точки зрения, жребий (или его современный эквивалент, бросание игральных костей или подбрасывание монеты) является наиболее типичным из случайных событий, происходящих во вселенной. Но Писание подтверждает, что результатом такого события является Бог: "Жребий бросается  на колени, но каждое его решение от Господа" (Притч.16.33).
3. Есть события, полностью вызванные Богом и вроде бы полностью вызванные тварью. Для любого из вышеперечисленных событий (дождь и снег, выращивание травы, солнце и звезды, кормление животных или раздача лотов) мы могли бы дать вполне удовлетворительное «естественное» объяснение. Ботаник может детализировать факторы, которые вызывают рост растений, такие как солнце, влажность, температура, питательные вещества в почве и т. д. Писание говорит, что Бог заставляет траву расти. Метеоролог может дать полное объяснение факторов, которые вызывают дождь (влажность, температура, атмосферное давление и т. д.) и даже может вызвать дождь в метеорологической лаборатории. Писание говорит, что Бог вызывает дождь. Физик, обладающий точной информацией о силе и направлении, в котором была брошена пара костей, мог бы полностью объяснить, что привело к тому, что кости дали результат, который они дали, - однако Писание говорит, что Бог дает результат броску.
Это показывает нам, что неверно рассуждать так, что если мы знаем «естественную» причину чего-либо в этом мире, то Бог не вызвал этого. Скорее, если идет дождь, мы должны поблагодарить Его. Если посевы растут, мы должны поблагодарить Его. Во всех этих событиях дело обстоит не так, как если бы событие было частично вызвано Богом и частично факторами в сотворенном мире. Если бы это было так, то мы всегда должны искать какую-то маленькую особенность события, которую мы не могли бы объяснить и приписать Богу. Но, конечно, это неправильная позиция. Скорее, эти отрывки утверждают, что такие события полностью вызваны Богом. И все же мы знаем (в другом смысле), что они полностью обусловлены также факторами творения.
Доктрина согласования утверждает, что Бог направляет все вещи и воздействует на отличительные свойства каждой сотворенной вещи, так что сами эти вещи приносят результаты, которые мы видим. Таким образом, можно утверждать, что в одном смысле события полностью (на 100%) вызваны Богом и полностью (на 100%) вызваны также творением. Тем не менее Бог и творение вызывают действия по-разному. Божественная причина каждого события воздействует на невидимую, направляющую причину и поэтому может быть названа основной причиной, которая планирует и инициирует все, что происходит. Но созданная вещь вызывает действия способами, соответствующими собственным свойствам тварного существа, способами, которые часто могут быть описаны учеными, которые тщательно наблюдают за процессом или нами. Таким образом, эти факторы и свойства творения можно назвать «вторичными» причинами всего, что происходит, даже если они являются причинами, свидетельствующими нам посредством наблюдения.
5. Есть жизнь народов. Писание также говорит о Божьем провиденциальном контроле над человеческими делами. Мы читаем, что Бог «делает народы великими и губит их: Он расширяет народы и уводит их» (Иов 12:23). «Ибо Царство принадлежит Господу, и Он правит народами» (Пс.21.28). Он определил время существования и место каждого народа на земле (Деян. 17.26; 14.16). И когда Навуходоносор покаялся, он научился восхвалять Бога за это (Даниил 4: 24–35).
6. Наконец, есть все аспекты нашей жизни. Удивительно видеть, в какой степени Писание подтверждает, что Бог вызывает различные события в нашей жизни. Наша зависимость от Бога, Который дает нам пищу каждый день, подтверждается каждый раз, когда мы молимся: «Дай нам сегодня наш хлеб насущный» (Мтф. 6.11), даже если мы работаем для своего прокорма. Павел, глядя на события глазами веры, утверждает, что «мой Бог удовлетворит все нужды» Своих детей (Фил. 4.19), даже если Бог может использовать для этого «обычные» средства, такие, как другие люди.
 Бог планирует наши дни до нашего рождения (Пс.139.16, Иов 14.5). Это видно из жизни Павла, который говорит, что Бог« отделил меня прежде, чем я родился» (Гал. 1.5), и Иеремии, которому Бог сказал: «До того как Я образовал тебя в утробе матери, Я знал тебя, и до твоего рождения Я освятил тебя и назначил пророком для народов» (Иер. 1.5). Все наши действия находятся под заботой Бога, ибо «в Нем мы живем, движемся и существуем» (Деян. 17.28). Наши шаги, которые мы делаем каждый день, направляются Господом.). Иеремия признается: «Я знаю, Господи, что путь человека не в нем самом, что не от человека, который идет, направлять его шаги» (Иер. 10:23 KJV). Мы читаем, что «шаги человека предписаны Господом» (Прит. 20.24 KJV), и что «разум человека замышляет, а Господь направляет его шаги» (Прит. 16/ 9). В Притчах 16: 1 утверждается: «Замыслы ума принадлежат человеку, но ответ языка - от Господа".
 Все эти отрывки и многие другие, в которых сообщается как об общих утверждениях о Божьей работе в жизни всех людей, так и о конкретных примерах Его работы в жизни отдельных людей, приводит нас к выводу, что дело Бога в согласовании распространяется на все аспекты нашей жизни. Наши слова, наши шаги, наши движения, наши сердца и наши способности исходят от Господа. Это не должно побуждать нас отрицать реальность наших выборов и действий. Писание снова и снова подтверждает, что мы действительно вызываем события. Мы значимы, и мы несем ответственность. У нас есть выбор, и это реальный выбор, который приносит реальные результаты.
Один из подходов к этим отрывкам о Божьем согласовании заключается в том, чтобы сказать, что если наш выбор реален, он не может быть вызван Богом. Но количество отрывков, которые подтверждают этот провиденциальный контроль  Божий, настолько велико, и трудности, связанные с их толкованием, настолько огромны, что не кажется, что это правильный подход к ним.. Бог заставляет все происходить, но он делает это таким образом, что Он поддерживает нашу способность делать добровольные, ответственные выборы, выборы, которые имеют реальные и вечные результаты и за которые мы несем ответственность. Как именно Бог сочетает Свой провиденциальный контроль с нашим желанием и значимым выбором, Писание не объясняет нам. Но вместо того, чтобы отрицать тот или иной аспект, мы должны принять оба в попытке быть верными всему учению Писания.

Правление

Мы обсудили первые два аспекта провидения - сохранение и согласование. Этот третий аспект Божьего провидения указывает на то, что у Бога есть цель во всем, что он делает в мире, и Он предусмотрительно управляет всем сущим или направляет все вещи, чтобы они достигли Его целей. «Царство Его господствует над всеми» (Пс.103.9). Более того, «Он творит по Своей воле в воинстве небесном и среди жителей земли; и никто не может взять Его за руку или сказать Ему: «Что Ты делаешь?» (Дан.4.35). Павел утверждает, что "все от Него, Им и к Нему" (Рим.11.36) и что "Бог все покорил под ноги" Христа (1 Кор.15.27). Бог - это Тот, Кто «совершает все по совету Своей воли» (Еф. 1.11), так что в конечном итоге пред именем Иисуса "преклонится всякое колено на небе и на земле, и в преисподней, и каждый язык исповедует, что Иисус Христос есть Господь, во славу Бога Отца" (Фил. 2.10-11). Именно потому, что Павел знает, что Бог суверенен над всеми и выполняет Свои цели в каждом случае, когда что-либо происходит, он может заявить, что «мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу" (Рим.8.28).

Пуритане и провидение Божие

Джон Флейвел часто выступал как толкователь Слова и Провидения Божия. Его знание Писания действительно выдающееся. «Тайна провидения» во многих отношениях представляет собой гобелен, сотканный из библейских принципов и истории, с дополнительными иллюстрациями и практическими выводами. Этот трактат раскрывает обширные знания Флейвела о каждой странице Писания.
 Неспособность размышлять о Божьем провидении греховна, потому что это умаляет прославление Бога. Более того, мы отнимаем у себя пищу, которую наша вера получает от таких размышлений. Мы осуждаем Бога, Который действует в провидении. Размышления о провидении необходимы, если мы хотим прийти к Богу в молитве и знать, как вступить в общение с Ним. Но как нам научиться размышлять о Божьем провидении? Флавел предложил следующие четыре направления.
1. Старайтесь помнить и исследовать Божье провидение по отношению к вам. Мы должны делать это, тщательно прослеживая пути Бога в нашей жизни и считая благословения, которые Он излил на нас. Это следует делать интенсивно;  Флавел посоветовал: «Пусть ваши мысли не плавают, как перья, на поверхности воды, но погружаются, как свинец, на дно» (2). Жизнь каждого христианина - это чудесная история, написанная Богом для нашего чтения и назидания. Джон Нортон (1606-1663) сказал, что если бы наименьший из Божьих святых, которые ходили с Богом всего несколько лет, мог записать все дела Господа для него, это «сделало бы том, полный искушений, знамений и чудес; это прекрасная история, потому что это история таких переживаний, каждое из которых является чем-то большим, чем чудо» (3).
 Флейвел также советовал читателям исследовать время действия Бога и Его заботу о нас. "Подумайте о средствах, которые Он использовал для нас, будь то незнакомец или даже враг, а не друг, злой поступок, а не доброжелательный. Подумайте, как «все» работает вместе для верующих (Рим.8.28); как «тысячи дружественных рук работают для того, чтобы помочь нам и принести счастье». В частности, мы должны проследить связь между молитвой и провидением, чтобы увидеть, как «провидение родило сами слова наших молитв» (4).
2. Проследите связь между провидением Бога в вашей жизни и обетованиями Бога в Его Слове. Это подтвердит достоверность Писания и научит нас, как нам действовать в определенных обстоятельствах. Правило жизни христианина - это явленная воля Бога (в Писании), а не Его тайная воля (которая проявляется в Провидении). Когда последнее раскрывается, мы обнаруживаем, что Бог всегда верен Своим обетованиям. Посмотрите дальше событий и обстоятельств на провидение Бога как Автора и Промыслителя. Подумайте об атрибутах и путях Бога (Его любви, мудрости, благодати, снисхождении, цели, методах и благости). Осознайте, как он раскрывает эти качества и вещи в Своих отношениях с вами. Помните также, что Бог часто выполняет Свои цели через мучительные испытания. Он суверенен во всем, милостив, мудр, верен, самодостаточен и неизменен, и это именно то, что нам нужно помнить в тесноте и скорби: «Бог таков, каков Он был и всегда есть» (5).
Каждое действие провидения требует соответствующего ответа. Даже в горе верующие, получившие библейское наставление, всегда будут испытывать чувство утешения и радости. Ни один элемент Божьего провидения не должен рассматриваться как знак Его вражды против нас. Божье сердце полно любви, даже в то время как лицо Провидения полно хмурого взгляда. Христианин, который понимает, что Господь близок (Фил. 4.5), увидит все это в правильной перспективе.
 Но что нам делать, когда провиденциальные дела Божьи, кажется, вступают в противоречие с Его обетованиями? Во-первых, мы должны научиться противостоять унынию. Бог учит нас терпению. Возможно, Богу еще не пришло время действовать, или Он может откладывать, чтобы увеличить наш аппетит к благословению, которого мы жаждем. Что мы собираемся делать? . Мы должны помнить, что Он приносит большее благословение: нашу готовность полностью зависеть от Бога и Его благоволения. Наш любящий Отец с радостью приходит к нам, когда наши возможности заканчиваются. Возможно, мы еще не готовы получить благословение. Если все Его милости по благодати и мы не заслуживаем их, мы должны научиться ждать их.
Во-вторых, мы должны научиться не предполагать, что мы полностью понимаем Божий путь и цели. "Есть трудные места и в Слове Божьем, и в Его делах, - пишет Флейвел. - Мы скромно и смиренно склоняемся к почтению, а не к собственным решениям о них; человек может легко сорваться, переусердствовав" (6). В Псалме 73 Асаф полагался на свои переживания, пытаясь понять все тонкости Божьего пути; то же самое может быть правдой для нас. Попытка разгадать тайны, которые слишком велики для нас, только породит сомнения, затемнит душу и соблазнит нас взять дело в свои руки. Это требует от нас верить в провидение и не отвергать мудрость и любовь Бога. Правильный путь к Божьему провидению ведет к постоянному общению с Богом, поскольку Он «проявляет Себя среди Своего народа через дары провидения и таинства» (7). Главная радость христианской жизни - проследить гармонию атрибутов Бога, как Он выражает их в Своем провидении.
Такое размышление служит также для "подавления неверия, которое от падшей природы находится в ваших сердцах» (8). Будучи мудрым и сострадательным пастырем, Флейвел знал, что некоторые истинные верующие испытывали сомнения относительно благости Бога и даже самого Его существования. Размышления о Божьем провидении могут поддержать нашу веру, когда мы прослеживаем четкие линии любящей заботы и могущественной силы Бога в нашей жизни.
 Молодой Давид черпал силы для своей борьбы с Голиафом из своих воспоминаний о Божьем провидении в прошлом (1 Цар. 17:37). Дух похвалы затем вдыхает сладкую мелодию в нашу жизнь, и Христос становится более важным для нас, поскольку все Божьи милости приходят к нам только в Нем и через Него. С растаявшими сердцами, внутренним равновесием и возросшей преданностью святости мы, таким образом, вооружены, чтобы предстать перед лицом смерти, что, как знал Флейвел, часто является периодом значительного внутреннего беспорядка и особых искушений от сатаны. Умирание - это одно из двух самых трудных проявлений веры (второе - приход ко Христу впервые). Но умирающий верующий, который способен вспомнить благословения Божьего провидения в своей жизни, наверняка будет знать Божий мир.
Флейвел завершает книгу  базовым  практическим советом: научитесь записывать в своей жизни дела провидения Бога: «Тем самым вы сохраните память о них для будущего размышления и ободрения" (9). Флейвел писал: «Дары провидения несут в себе наше положение и заботы каждую минуту. Ваш хлеб в Его шкафу, ваши деньги в Его кошельке, ваша безопасность в Его руках: и, конечно же, это наименьшая часть того, что вы должны записать из пользы, которую вы получаете из Его рук» (10).

Как провидение Божье связано с христианской жизнью

 Иисус подчеркивает тот факт, что наш суверенный Господь заботится о нас как о Своих детях. «Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, не жнут и не собирают в сараях, и все же ваш Небесный Отец кормит их. Разве вы не более ценны, чем они?» (Мтф.6.26 KJV). Если Бог кормит птиц и одевает траву в полях, Он позаботится и  о нас (ср. Мтф.10.29-31). Давид мог спать среди своих врагов, потому что он знал, что Божий провиденциальный контроль дал ему «жить в безопасности», и он мог сказать: «В мире я буду лежать и спать» (Пс.4.8 KJV). Многие из Псалмов побуждают нас доверять Богу и не бояться, потому что Господь хранит и защищает Свой народ - Псалом 91 («живущий в убежище Всевышнего…») или Псалом 121 («Я поднимаю глаза к холмам»).
Из-за нашей уверенности в Божьей провиденциальной заботе нам не нужно бояться всякого зла или вреда, даже если оно приходит к нам - оно может прийти только по воле Бога и, в конечном счете, для нашего блага. Таким образом, Петр говорит: «В этом вы радуетесь, хотя теперь на некоторое время, если необходимо, вы были огорчены различными испытаниями, так что проверенная подлинность вашей веры - более драгоценна, чем золото, которое погибает, хотя оно испытано огнем». «Это приведет к похвале, славе и чести при явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1. 6-7 KJV). Во всем этом нам нужно не беспокоиться о будущем, а доверять всемогущей заботе Бога.
Будьте благодарны за все доброе, что происходит. Если мы искренне верим, что всякое благо вызвано Богом, тогда наши сердца действительно будут полны, когда мы скажем: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай о всех Его благах» (Пс.103: 2). Мы благодарим его за нашу ежедневную пищу; на самом деле мы будем «благодарить при любых обстоятельствах» (1 Фес. 5:18). Наша вера должна быть укреплена, если мы рассмотрим Божье провидение - как наш любящий отец заботливо управляет нашей жизнью. Изучая провидение, вы должны помнить о пяти принципах. Следующие пять пунктов взяты из « Удивительной благодати » доктора Тимоти Джорджа и первоначально были опубликованы в блоге Crossway:
1. Учение о провидении напоминает нам, что Бог - суверенный Господь истории. Важно помнить, что Бог является Создателем и Судьей мира, двигая его к конечной цели, которую мы не можем полностью постичь. По этой причине мы должны помнить, что не следует привязывать нашу веру к какому-либо конкретному политическому движению или институту.
2. Мы часто видим образец провидения только в ретроспективе. Мы часто настолько поражены горем или гневом по поводу наших обстоятельств, что изо всех сил пытаемся понять, как эти переживания вписываются в Божий план для нас. Помните историю Иосифа?. Конечно, Иосиф задумался о благости Бога, Который позволил всему этому случиться с ним. И все же благодаря этим испытаниям Бог поднял Иосифа и спас весь народ Израиля.
3.  Бог использует страдания и трагедию как повод, чтобы показать Свою славу. Легко усомниться в Божьей любви во времена трагедии.. Но за страданиями мы можем испытать любовь мудрого отца, Который пообещал никогда не покидать нас и не оставлять нас.
4. Божья благодать достаточна, когда нет ответа. Когда нам отказывают в просьбах или мы испытываем страдания, как, например, Павел в 2 Кор.12.7-10, мы глубже осознаем достаточность Божьей благодати.
5. Крест - это место, где обнимаются благодать и провидение. Ни одно другое место не может подтвердить так истину Рим.8.28, как крест Иисуса. Измученный и брошенный, Иисус пережил предельное предательство и жертву. Мы оглядываемся назад на событие как на триумф, потому что Бог примирял мир с собой через Христа в тот день. Мы можем быть уверены, что он также возьмет разбитые кусочки нашей жизни и соберет их вместе в красивую, цельную мозаику (11).

Вывод

Труды пуритан о Провидении легко читаются, но они глубоко провоцируют мысль. Они библейски сфокусированы;. они пульсируют ощущением непрерывного действия Бога. Они строго реформатские, но они прекрасно чувствуют человеческую боль. Они были написаны для людей, живших во времена социальных, политических и религиозных потрясений в  XVII веке. Они были написаны для людей, которые знали много проблем, которые мы, современные люди, часто ошибочно считаем особенно современными или даже постмодернистскими. Пуританские труды также применимы к людям в XXI веке, которые претерпевают огромные изменения. Более того, в них четко изложены некоторые библейские принципы, которые сегодня крайне необходимо услышать христианам (12).
Бог контролирует Свою вселенную.
Бог творит Свои совершенные цели, в том числе и в моей жизни.
Бог не мой слуга.
Божьи пути гораздо более таинственны и чудесны, чем я могу понять.
Я всегда могу доверять Ему.
Божье "расписание" не совпадает с моим.
Бог гораздо больше заинтересован в том, что я думаю, чем в том, что я делаю.
Свобода от страданий не обещана в христианском Евангелии.
Страдание является неотъемлемой частью христианской жизни.
Бог действует через страдание, чтобы исполнить Свои цели во мне.
Божьи собственные цели, а не мои, - вот что приносит Ему славу.
Бог позволяет мне читать Его провидение через призму Его Слова.
У меня нет больших удовольствий, чем прослеживать чудеса Божьего пути.
Бог Библии, Бог суверенного провидения, Он один достоин такого доверия.
Поэтому неудивительно, что Седжвик предостерегает нас словами Псалма 37: 5: «Предайся Господу; верь Ему;  и Он осуществит это.

[1] Wayne Grudem, Systematic Theology An Introduction to Biblical Theology (Grand Rapids, Zondervan, 1994), 315.
[2] Flavel, Mystery, in Works, 4:417.
[3] John Norton, Abel Being Dead Yet Speaketh (London, 1658), 5; quoted in Michael P. Winship, Seers of God: Puritan Providentialism in the Restoration and Early Enlightenment (Baltimore, Md.: John Hopkins University Press, 1996), 16-17
[4] Flavel, Mystery, in Works, 4: 418-19
[5] Flavel, Mystery, in Works, 4: 428.
 [6] Flavel, Mystery, in Works, 4: 435.)
 [7] Flavel, Mystery, in Works, 4: 436.
 [8] Flavel, Mystery, in Works, 4: 442
[9] Flavel, Mystery, in Works, 4: 496
[10] Flavel, mystery, in Works, 4:496
[11] Timothy George, Amazing Grace, January 2011, accessed 21 November 2016. [xi]
[12] Sedgwick, Providence Handled Practically, 34.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn