28. Бытие сознания. Заключение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие сознания.

Заключая всё сказанное и подводя итоги всем предыдущим рассуждениям о «Бытии сознания», следует заметить, что «бытие сознания» не может быть рассматриваемо вне «нравственного и религиозного существа себя как духовной реальности», ибо в случае такого вненравственного и безрелигиозного рассмотрения оно распадается на чреду иллюзорных истин, опознаваемых как идеалистические и материалистические. Такие философские иллюзорные модели «сознания как духовной реальности», не позволяют «реальному сознанию реально осознать своё реальное бытие», которое, в этом случае, «творится» и «упорядочивается» без его «сознательного участия», управляется чем и кем угодно в своём развитии и влиянии на себя, но только не самим «реальным сознанием». Именно это обстоятельство, библейское христианское предание приводит нам под именем «греха»: страсти, тлена и смерти «сознания», в которых «реальное сознание умирает для реальной жизни» и оказывается в «плену иллюзий о своём бытии», которые делают его «несчастным» и «безрадостным», беспомощным и тщетным в попытках «созерцания» своего «бытия».
С позиций же нравственного и религиозного подхода к проблеме «бытия сознания», оно есть «нечто», возникшее в «процессе обращения духа к материи» и в «предложении тварному общения с нетварным», которое и становится «общественно-историческим развитием», реализуемым как «эволюция функции мозга» и осуществляемым в «духовно-нравственном отражении реальности и в творческом моделировании своего созерцания этой реальности». В ходе этого процесса, «сознания научается управлять своей деятельностью», ориентируясь, в первую очередь, на нравственные ценности, ибо только при этом условии «бытие социальных групп» складывается, в силу «духовной природы реальности», в единое и гармоничное «социальное бытие».