АлександрII. Love Storyч5. За мечту!

Светлана Саванкова
    

     Юная Екатерина любила и умела танцевать. Она, изящная, миловидная,  с красиво уложенными прекрасными от природы светло-каштановыми волосами, изредка танцуя в паре с императором, явно привлекала к себе внимание . С ней, (по его рекомендации ставшей фрейлиной императрицы, что давало возможность  Долгоруковой присутствовать во дворце), он иногда танцевал на балах, позволяя себе лишь несколько "па" с любимой Катей в танцах со сменой партнёра. Но и это рассматривалось, как  вызов обществу, ведь их отношения скрыть уже было невозможно, да она и не старалась их скрыть, зная, что он, Александр поддерживает её во всём.
       Присутствовавшая здесь же императрица внешне никак не проявляла негодования, несомненно терзавшего её в такие моменты,- вот уж поистине манеры настоящей Царицы:
"В ней даже бровь не шевельнулась...!"
 Лишь единственный раз она как-то пожаловалась своей приближенной Александре Толстой.
 - Я в силах простить мне все оскорбления как монархине, но я никогда не прощу оскорбления мне как супруге."
 Но однажды все же, когда государь, вызванный адьютантом, покинул зал,  цесаревич, остановил бал, что вообще было явлением в то время небывалым.
Княжне Долгоруковой не оставалось ничего другого.., как последовать за  государем.
И... вновь... грянула музыка!

        "Однако властная  Катенька Долгорукова "давно и жёстко держала" возлюбленного в своих руках."
  Император Александр II действительно любил свою «дусю», хотя уже хорошо знал все ее недостатки.
В 1868 г. он писал своей Катеньке: «Маленькие капризы, которые моя злая и обожаемая шалунья иногда позволяет себе высказать в письме нисколько не сердят меня, а заставляют лишь посмеяться, ибо я знаю мою гадкую шалунью до самого донышка и люблю мою дусю до безумия со всеми ее недостатками, как Бог ее сотворил, и она для меня все-таки милее всех на свете."
"Злая шалунья", но все же любил?
Любил "до безумия"?!
 Чем эта, безусловно привлекательная молодая женщина сумела внушить государю столь сильное, непроходящее чувство?
  "Ореховыми чернилами на русском, с изящными вкраплениями французского там, где все слишком лично, Александр делится с любимой:
«Я приветствовал всех офицеров «Александра Невского» под командованием моего сына. Возвратясь в Зимний Дворец в 1,5, я получил твое письмо №251 и твой конверт, не имея возможности его открыть. Но я тебя заранее благодарю за те мечты, которые осуществятся и за наслаждения».
       И никаких — Е.И.В. Государь император. Все просто: «счастлив, что я твой навсегда».

      За наслаждения! За мечты!
Похоже  Екатерина дала ему в жизни то, чего не смогли дать ни жена, к сожалению, к тому времени ослабленная частыми родами и активизировавшейся чахоткой, ни его бывшие возлюбленные...
 " Она была талантлива в любви", - так отозвался о своей прабабушке  наш современник князь Г.А. Юрьевский.
За мечты... Выходит, Александр был натурой романтичной.
Что в общем-то и неудивительно, ведь учителем его, (ещё тогда цесаревича Александра), был величайший романтик 19-го века поэт Жуковский, это он и мать государя царица Мария Федоровна, весьма романтичная  по натуре, явно способствовали формированию характера будущего Царя - Освободителя.
         
          "За четырнадцать лет пылкой любви император и его возлюбленная написали друг другу около четырёх с половиной тысяч писем,"значительная часть которых сохранилась.
Их содержание безусловно показывает, что их страстная, взаимная привязанность была совершенно искренней.
Вот что писал государь своей "Дусе""Екатерине Долгорукой во время русско-турецкой войны, 7 октября 1877
       "В 10 ч. утра. Здравствуй, дорогой Ангел моей души. Я хорошо спал, несмотря на очень холодную ночь, всего 2 градуса ...
В 3 1/2 ч. после полудня. [...] Совершил прогулку в карете и пешком ... и посетил госпиталь, куда привезли множество солдат с отмороженными ногами с Шипки, но по счастью, нет необходимости в ампутации. На солнце почти тепло, и ветер стих. ...
         В 7 3/4 ч. вечера. Курьер прибыл после обеда, и твое письмо ... для меня как солнце. Да, я чувствую себя любимым, как никогда не осмеливался мечтать, и отвечаю тебе тем же из глубины души, чувствуя себя счастливым и гордым тем, что Ангел как ты владеет мною и что я принадлежу тебе навсегда. Надиктованное дорогим пупусей порадовало меня как обычно, привязанность, которую он нам выказывает с самого рождения, поистине трогательна. Храни Господь для нас его и Олю, чтобы оба продолжали быть нашей радостью. Посланное тобой для полков Брянского и Архангелогородского будет им передано, как только прибудет, и я благодарю тебя за это от всего твоего сердца. Меня это ничуть не удивляет, я ведь знаю и умею ценить твое золотое сердце, но ты понимаешь, какое удовольствие это доставляет твоему Мунке, для которого ты идол, сокровище, жизнь.
          В 10 1/2 ч. вечера. ... Только что пришла хорошая новость, что второй редут, который осаждали румыны, взят. Деталей пока не знаем. Хорошее начало. Только что пришла твоя утренняя телеграмма и я доволен, что твой желудок лучше ... У сына на Шипке все спокойно, но бедные войска ужасно страдают от ночного холода. Я люблю тебя, добрый Ангел, и нежно обнимаю.
         Суббота, 8 октября, 10 ч. утра. Доброе утро, дорогой Ангел моей души, я спал хорошо и переполнен любовью и нежностью к тебе, моя обожаемая маленькая женушка. Утро великолепное, ночь была очень холодная. Вчера перед тем как лечь я получил скверную новость, что турки взяли назад редут, занятый румынами. Ждем теперь подробностей. ...
          В 7 1/2 ч. вечера. ... Ох! как я вспоминаю наши славные послеобеденные часы, когда дети любили спускаться ко мне и рассказывать тебе о чем-нибудь, перед тем как выпить свое молоко. Меня так и тянет к вам. Дай нам Бог вернуться поскорее."


                (Продолжение скоро)