Борьба за поставки газа в Европу Матвеев

Матвеев Владимир Иванович
Очередное обострение борьбы за поставки газа на юг Европы: глобальные игроки и тренды

Date: Декабрь 30, 2019 Author: системный аналитик. политтехнолог в сфере геополитики и энергетики, канд. наук Vladimir Matveev


Подписанные в конце ноября Турцией и Ливией пакт о военном сотрудничестве и соглашение о разграничении исключительных экономических зон в Средиземном море,  вызвали открытое противодействие со стороны лидеров Кипра, Греции и Израиля, которые планируют в январе подписать соглашение о строительстве наиболее глубокого и контраверсионного израильско-американского газопровода EastMed в восточном Средиземноморье.

Израиль, Кипр, Греция и Египет активно противодействуют соглашению Турции с признанным ООН правительством Ливии, определяющему «морские границы» между двумя странами Средиземного моря, мотивируя это тем, что Турция и Ливия географически далеки друг от друга.

Турция считает, что Греция и Кипр стремятся ограничить ее узкими территориальными водами, а новые границы позволят Турции проводить разведку подводных месторождений нефти и газа. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция и Ливия будут теперь совместно искать запасы нефти и газа в Средиземном море.

Турция опубликовала карту морских экономических зон «с учетом турецко-ливийского меморандума», не признав право на потенциально газоносный шельф за Грецией. Правительство ливийского генерала Хафтара признало документ нелегитимным, что поддержали ЕС и власти Греции, которые решили, что договор нарушает ее суверенные права.

В знак протеста против соглашения Греция выслала из Афин ливийского посла. Греция не имеет в африканской стране посольства.

В этом контексте Греция нарастила военные связи с США из-за неурегулированности споров между соседями по  морским границам, воздушному пространству и  правам на бурение нефти и газа в восточном Средиземноморье.

Так, Греция подписала соглашение с Lockheed Martin, которое предоставит ей возможность модернизировать ее истребители F-16 в контексте обострения отношений с Турцией, сообщает
Согласно данным АР, соглашение о строительстве газопровода в восточном Средиземноморье подпишут в Афинах 2 января премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, президент Кипра Никос Анастасиадес и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху.

Между тем, рентабельность вызывает больше вопросов, чем риски безопасности прокладки и потенциальной доставки газа по планируемому газопроводу. При нынешних ценах на газ, не окупятся ни газопровод, ни добыча.

Наряду с этим, альянс трех стран-подписантов рассматривают пописанные пакт и соглашение как способ Турции претендовать на долю в морских ресурсах восточного Средиземноморья. Отмечая, что новые границы заходят на исключительные экономические зоны Египта и Греции.

Анкара, в свою очередь, считает, что Греция несправедливо пользуется расположением ее небольших островов у турецких территорий, чтобы оправдать расширение своей исключительной экономической зоны в ущерб турецкой.

В Евросоюзе поддержали Грецию. В контексте диверсификации газовой энергетики ЕС хочет снизить зависимость от РФ числе и с помощью EastMed и Трансадриатического газопровода.

В этом контексте в феврале ExxonMobil заявил об открытии месторождений газа в зоне от юго-западного побережья Кипра. Это непроверенное обнаружение, однако стало очередным в цепи шельфовых газовых месторождений таких как, израильские «Левиафан» и «Тамар», кипрские «Афродита» и «Калипсо», а также египетский «Зор».

Вашингтон и партнеры стремятся противопоставить Турецкому потоку-2 и Северному потоку-2 в том числе, путем прокладки противоречивого трубопровода EastMed (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt) и поставок СПГ США и партнеров.

Одной из основных целей израильского проекта является прокладка пробуксовывающего израильского газопровода East Med Gas Pipeline совместно с фирмой США от побережья Израиля через Кипр, Крит и Грецию в Италию.

По нему планируют поставлять до 12 млрд кубометров газа в год. Ресурсной базой выступят указанные морские месторождения, запасы которых оцениваются примерно в 1 трлн кубометров, напоминает
Согласно опубликованным предварительным расчетам, трубопровод EastMed сможет удовлетворить порядка 10% потребностей Европы в природном газе, в противовес поставкам российского природного газа.

Кипр, Греция и Израиль подписали договор о 1900 километрах трубопровода в начале 2019 года.

Однако соглашение не скреплено подписью Италии. В частности, еще в мае премьер-министр Италии Джузеппе Конте выступил против проекта газопровода Poseidon – морской части газопровода ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy) по дну Иоанического моря – который разрабатывался для соединения газотранспортных систем Греции и Италии. Протяженность его около 800 километров, мощность – порядка 8–10 млрд кубометров.

Участниками IGI Poseidon SA являются итальянская Edison и греческая DEPA. У «Газпрома» есть соглашение с этими компаниями по участию в проекте.

В этом контексте в 2018 году премьер Греции Алексис Ципрас на Салоникском саммите глав балканских государств компромиссно и идеалистически изучал возможность отвода ветки от магистрального газопровода East Med на Балканы и выступал за расширение «Турецкого потока» на Грецию.

Между тем Сальвини поддерживает проект израильского газопровода, хотя рейтинг его падает в стране. В Италии в середине декабря на улицы вышли десятки тысяч человек, протестуя против правой партии Лига экс-вице-премьера и министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини.

США планируют инвестировать в улучшение отношений с Израилем, Грецией и Кипром (финансирование в размере $1,4 трлн.).

Наряду с изложенным, США вводят в строй наибольшее количество новых терминалов СПГ, которые увеличивают переизбыток газа и на мировом рынке. Поставки американского СПГ в страны ЕС (а также Украину) возросли в 2019 году.

Конкуренция за источники и пути поставок газа в Европу происходит при резком обострении ситуаций в Черном и Средиземном морях, активизации борьбы за порты, терминалы приемки газа, СПГ в Греции, Италии и Румынии между США, КНР, РФ, Израилем и др.

Уместно напомнить, что российско-китайское соглашение о строительстве трубопровода Сила Сибири привело к падению цен на газ на 25% в 2019 году, передает британская Al Quds.

В настоящее время, из-за противодействия США, ряда стран ЕС газопровод Северный поток-2 выбился из графика из-за санкций США и приостановлен недостроенным, а Турецкий поток, пропускную способность которого Анкара сократила наполовину, лидеры Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган должны ввести в строй в первой декаде января 2020 года в усеченном виде, передает
Полностью готова только одна нитка, предназначенная для снабжения турецких клиентов, которые продолжают требовать скидки. Другая, для поставок в страны ЕС, будет не до конца загруженной еще месяцы, так как в Болгарии затянулось строительство ее основного продолжения. Энергетическая война за газовый рынок Европы разгорается.

В любом случае, поиск и разработка газовых месторождений в Восточном Средиземноморье оставляет больше вопросов, так как имеются огромные поставки природного российского газа в Европу по разным магистральным трубопроводам и поставки Катара.

Тренд: поставки российского газа в Европу оказывают, и будут оказывать существенное влияние на разведку и разработку месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье, где стоимость добычи газа высока.

Газпром, подписав соглашение с украинской стороной, получает, как минимум на пять лет испытанный канал для поставок крупных объемов на свой наиболее рентабельный рынок - рынок ЕС, по заранее оговоренной транзитной цене, которая не будет меняться.

Тренд: Указанные выше причины приводят к падению стоимости газа на биржах Европы зимой 2019-2020 года в пределах $ 150, тогда как себестоимость добычи газа на месторождении «Левиафан» компания Noble оценивала в $ 160.

About the Author
Vladimir Ivanovich Matveyev (Matveev) is a political science analyst, expert on geo-politics and geo-energy studies. A graduate from Kiev State University and Asia-Africa Institute at Moscow State University, with a doctorate from Central European University in Budapest, he is the author of over 100 published scientific papers and books and more than 3000 printed and online publications focusing on a wide range of topics including international and interfaith relations, current policy analysis of former Soviet Union (FSU) states, Israel,USA, EU, Global arms trade, global financial markets, analysis of oligarchic clans and systems etc. V. Matveev, in his books, predicted important events in political and economical life in the world.