Снайпер и солдат

Тумебай Мунурбаев
В   веках,   российского   народа,
Выковывалась   истина   души,
От  Финского   залива  до   Камчатки,
Свою   судьбу  он   сам   вершил.

Бывали    всякие   годины,
И   войны  разные,   беда,
Грозила   силою    враждебно,
Вставал    стеной   народ   тогда.

Отпор   давал   он   супостату,
И   от   границы   гнал    врага,
Хвала  российскому  солдату,
Гордилась   ими  вся   страна.

Но  нынче    войны   не  такие,
Солдаты   в  ней,  увы,  ни, что,
Зелёные  их  каски   голубые,
Былое   уважение   прошло.

Политики    развязывают  войны,
На   поле  боя   вновь  солдат,
Ошибки   исправляет   кровью,
Другой  ценою   был   бы   рад.

Ему  ли  выбирать   спросите?
Любого   кто   бывал  в   бою,
Терял   друзей,    крича,   СПАСИТЕ,
Жизнь  отдаю  ему   свою.

Война  всё  спишет,  но  вот  память,
Воздав   за   прошлое  с  лихвой,
Не   пули,   безразличие  ранит,
Ни   шрам   оставленный  войной.
 
Тому   пример   конфликт   Кавказа,
Как   много  сложено   о   том,
Поэмы,  разные   рассказы,
Изложу  взгляд   я   об  одном.
------------------------------
Бежит  солдат   под   снайперским  прицелом,
Его   судьба   в   руках   врага,
И отдан  он  на  миг  всецело,
Фортуне  что  к нему    строга.

Судьба    она  такая  штука,
Когда    вокруг  гуляет   смерть,
И   принимает   на   поруки,
Случилось  это  и  теперь.
               
Была     закончена    зачистка,
Очередным   селом,  смеркался   день,
С  зелёнки  вдруг мелькнула вспышка,
И  мглу   прожгла   сверкающая   тень.

Быстрее  ветра  миг  летящий,
Сквозь  бронь  прошла  солдату  в  грудь,
И  крик  от  боли    леденящий,
В глазах  померкло,  не  вздохнуть.

И  всё  слилось  в одно  мгновенье,
Проходит  круг  за  кругом    жизнь,
И  стало  утихать  сердцебиение,
Далёкий   взор   стремился   ввысь.

Упал  солдат,   шепча   молитву,
В  густой  туман   вечерней    мглы,
Не  проклиная  не  судьбу,   не  битву,
И  помыслы  его  чисты.

Никто  не  ждёт  подвохи  этой,
Война,   войной,    но  надо  жить,
Встречать   закаты  и  рассветы,
Стой    стороны,  дверь  не  открыть.

Пред  тем  как  отойти  навечно,
Окинул  он  земную   суть,
Жизнь  коротка   и  быстротечна,
А  выстрел  оборвал  по  ней,   сей   путь.
      ------------------------               
Он  жил  как  все  вокруг  ребята,
Гонял  футбол  ходил  в  кино,
Не  думал  о  судьбе  солдата,
Но   кто  решает, что   дано?

Лежит   сейчас   и, что  поможет?
Вот,    вот   накроет  горы   ночь,
Он  мёртв  его  не  потревожат,
И  будут  проходить  все  прочь.

И   понесётся   телеграмма,
Пропал,    мол,   без вести   юнец,
И  зарыдает  горько   мама,
И тяжело   вздохнёт   отец.

Нет  не  могилы  ни   почёта,
Лишь  фото в  раме   в ней  застыл,
Погиб   для   общего  учёта,
Как  будто   нежил,  и  не   был.
     ----------------------               
Чудес  конечно  не  бывает,
Порой  надежда  теплится  едва,
Что  лихо   всё - же   оставляет,
Того  кому  так  рано, не пора.

Туман  осел  и ночь  прохладна,
Не  уж то  жив,  в душе  тоска?
Но  стало  вдруг  ему  отрадно,
Для  гроба  и  креста   доска.

Не   пригодилась  вот  везуха,
Не  стала  баловаться  смерть,
Так   вот  судьба  такая  штука,
Открыта   видно  была  дверь.

Послышались  шаги  не   уж - то  наши?
Спасибо  не  оставили   меня,
Сейчас  бы  чай  горячий,  каши,
За сигарету  отдал  царство  и  коня.

И  в  шорох  воздуха  все  мысли,
Над  ним   склонилась  ночи  тень,
Ты   жив   солдат?   пошевелились   кисти,
Да  вроде   жив,  лежать  уж   лень.

И голос   тихий  и  приятен,
Открыл  глаза,  увидел  тень,
Не  ночь, стояла  в маскхалате,
Девчушечка  с  винтовкой  набекрень.

Ты  кто?  Спросил   он  еле  слышно,
И  если   смерть  тогда  кончай,
Мне  всё равно   настанет  крышка,
Да  не  томи  ты   начинай.

Нет,    я  не   смерть, а   супротивник,
И  выстрел  мой   в  тебе  сейчас,
Ты  оступился  об  булыжник,
Спас   он  тебя  в  тот  миг,   подчас.

И  рана  не  смертельна   крови  много,
Не   осуждай   меня    солдат,
Моей   семье   нужна   подмога,
Погиб  за  федералов   младший  брат.

И  мать  в  слезах   сейчас  старушка,
За, что  всё  это,  и  зачем?
Зачем  стреляют   опять   пушки?
Деля   на  русских  и  чечен?

Ты   молод,   видно  девятнадцать?
Красив  как  братик   мой  младшой.
Не  надоело   автоматом   клацать?
Ведь  жизнь  идёт, что  за  душой?

Братишке   объяснить  пыталась,
Война  совсем  уж  не игра,
Когда    погиб,  сама   подалась,
В разведчики  и   снайпера.

Стояла  в  федеральной  службе,
Был  бой,  попала  сразу  в   плен,
Была   для  штаба  ты  обуза,
Сказал  мне  как - то  раз  чечен.

Тебя   предали  командиры,
А хочешь  к  нам, и месть  с тобой,
Смотри  на  это  глубже,  шире,
Не  устоять   перед   судьбой.

И  я  пошла   а, что  же  делать,
Но  не  стреляла  я  в  своих,
Мне  было  страшно, я  не  смела,
Служил  братишка   мой  за них.

Гордись, меня  ты  подстрелила,
В  своих  я  не  стреляю, что  за  блажь,
А если  бы убила, очень  мило?
Какая  честь, какой  кураж.

Убитым  быть  от  рук  девчонки,
Я   не  поверил    бы   ежу,
Сорвут  от  смеха  селезёнки,
Когда  при  встрече  расскажу.

-----------------------------------------               

По  федералам, не  стреляла,
Не  стану  больше  объяснять,
Работаю  по  крупному, не   знала,
Что  выйдет  так, прошу  понять.

Ты  уж  прости, случайность  это,
Ждала    другого,    вышел  ты,
Ведь  вы  же  с  самого  рассвета,
Зачистки   всякие  вели.

Не  русский  нужен  был, орабец,
И  вы  своею  суетой,
Спугнули   всех и  иностранец,
Смешался  с  местною  толпой.

Вернуть  бы  всё  назад  как  прежде,
Нет  этой  проклятой  войны,
Россия  в  одеяние   белом,
И  видит  сказочные   сны.

Как  объясниться   перед  мамой?
Какие  подобрать   слова?
Братишка  в  форме  в  чёрной  раме?
И  смотрят  укорительно     глаза.

Сойду  с ума  от   оправдания,
Себя    я   в  угол   загнала,
Приму  любое  порицание,
Ах,  если  бы  вернуть  могла.

       ------------------------------------             
Солдат   лежал  и молча,  слушал,
Вникая  в  каждые   слова,
И  хорошо, что  брат  не  видит,
Как  ты  Россию  предала.

И  проявила  слабость  духа,
Патриотический  синдром,
В  тебе уснул  и  ты  продалась,
За  деньги,  стала  сущим  злом.

И  стиснув   зубы,   прошептал  он,
Сама  ты  выбрала   пути,
И  если   совесть  позволяет,
Тебе   по   ним  же  и  идти.


Ещё  скажу,   уйди  на  милость,
Мне   тошно  слушать  исповедь  твою,
Кровь  закипает  в  моих  жилах,
Что  проиграл  я  в  том  бою.

И  будь  хоть  шанс,  тебя   найду  я,
Тогда   поговорим  с тобой,
Не  посмотрю  я,  что  ты  баба,
Меня  узнаешь,   кто  такой.

       ----------------------------------               
Какой  храбрец,   ещё  есть  силы?
Поменьше  говори  солдат,
И  на  слова  я  не  в  обиде,
При  встрече  тоже   будешь  рад.

Не  кипятись  солдат   не  дура,
Сама  всё  поняла  где,  что,
От  глупого  и  праведного  бура,
Надорвала   уже  плечо.

Ведь  я  могла  тебя  тут  бросить,
Цена  не  велика  твоих  костей,
Некто  не  взыщет  и  не спросит,
Уйдёт  всё  в  таинство   степей.
-----------------------------------------

Замолкли  оба   лишь  порою,
Проходят  трассера  поля,
И  бой   идущий  за  горою,
Народы  надвое  деля.

Какое  нужно  объяснение?
И  каждый  прав  по  своему, увы,
Патриотизм- это  рвение,
По   большей  части  для  страны.

Судить  не  собираюсь, правда,
Кто  тут  подлец,    а  кто  герой,
Я  автор   строк  и  мне  так  надо,
И  мнение  оставлю  за  собой.

------------------------------------------
      
Прошли   минуты, думал  каждый,
И  всё  тянулось   словно   век,
Кто  он, она, не  так  уж  важно?
На  кон   поставлен  человек.

Девчушка  посмотрела   очень  нежно,
Спросила   звать  то  как?    АНДРЕЙ,
Андрей,  а   я  жила   небрежно,
И  этот  худший   мой  из  дней.

Я  даже  рада, что  ты   выжил,
Ты  в  искренность  мою   поверь,
И наклонилась  к  нему  ближе,
Как  над  добычей  дикий   зверь.

Он  ощутил  её  дыханье,
И  этих   рук   ещё  тепло,
В  глазах  темнело,  он  терял  сознание,
Она   вздохнула  « ПОВЕЗЛО»

Ну,   значит  так  солдатик  бравый,
Я  подтащу  тебя  к     твоим, 
А  то  становишься  ты  слабым,
Ведь  грех  с  душой   не  совместим.

----------------------------------------------

Луна   зависла  в  ожидании,
И  осветила   смертный  бой,
Война   не   способ   в  оправдание,
Чтоб  наносить  народам  боль.


Кто  был  в  тех   войнах,  не  страдает,
Иллюзией   на   этот   счёт,
Там   человека   в  зверя  превращает,
Любой  малозначительный, предлог.
      



13  декабря  1999 год