Евгений Просмушкин-Мастер художественного витража

Елена Нева
             

Вернувшись в Таджикистан, после окончания МГУ, и начав работать в Институте истории при Академии наук на тот момент республики, ныне страны, я стала знакомиться с представителями современного искусства региона. С одним из


первых я познакомилась с художником  Муриватом  Бекназаровым, о котором я уже писала. Теперь хочу рассказать о творчестве  его друга, с которым они вместе учились в Таллине.   Это - Евгений  Просмушкин, или как сложилось на долгие годы между нами, Женечка.


2019 ,он отметил свое 80- летие, но  не в Таджикистане, а теперь уже в Иерусалиме, в Израиле, где  и сейчас  живет.


 И если его другу Муривату  иногда необходимы  залы, то работы Женечки - это монументальные полотна на годы. Не написала на века, потому что недавно узнала, как безжалостно был уничтожен один из его витражей.

 Страна не позаботилась о перенесении монументального полотна на новое место, а просто уничтожила  памятник культуры и искусства ХХ века.


Чтобы создать витраж – художник должен был быть еще и архитектором, инженером и человеком, который знаком с технологией производства стекла.

Таджикистан, как край солнца один самых  удачных  для использования витражей.

На просторах интернета, какого – либо информационного материала о Женечке  и его работах я не нашла.

 И это даже стыдно, ведь мастер проработал в стране не одно десятилетие. И как считает сам художник-монументалист,  все дело было  в пятой графе.


 Вот и  пытаюсь хотя бы как то  подправить положение, рассказать вам о творчестве и мастерстве этого уникального художника.
Совместно с Женей мы решили воссоздать его творческий путь как запоздалый подарок от почитателей и поклонников его таланта  к юбилею.
Будущий художник родился в Москве. 
Во время второй мировой попадает в Сталинабад, нынешний Душанбе,  по приглашению старшего брата матери, бывшего на тот момент Директором драматического /русского/ театра им.  В.Маяковского.

 Рано лишившись отца - кормильца/ погиб в 1942 году/ дядя, старший брат матери, помогает семье получить квартиру в «доме актёра».


Вот как вспоминает сам художник: «в этом доме жили великие таджикские и русские актеры. В 1944  году умерла бабушка, и мы с мамой остались вдвоем. Мама целый день на работе, я на улице. Спасла меня акробатика, а затем и гимнастика. В тоже время  я ходил в кружок рисования».


Первый этюд «вид из окна»  был отобран на городскую выставку.
« Рисование меня увлекло»- вспоминает художник, и принимает решение после 8 класса продолжить учёбу в художественном училище города.

 Окончив его, Женя едет учиться в Белоруссию на кафедру  художественного стекла и во время практики на стекольном заводе «Неман», художник окончательно понимает, что будет заниматься только художественным витражом.

 Вскоре произошел переезд в Таллин. Учеба в Таллине оставила самые лучшие воспоминания, и прежде всего о знакомстве и помощи ректора Яна Вареса.

И еще одна интересная деталь студенческих лет – это решение поработать на целине. Будущие художники занимались наглядной агитацией.

 Вместо практики в Эстонии художники путешествовали и работали. В конце лета, вернувшись обратно на учебу и показав свои работы, будущие мастера получили хорошие отзывы.

Часть работ из летней практики была отобрана в фонд кафедры.
Мне помнится, что, будучи в Таджикистане,я что - то писала о творчестве Женечки, но в связи со своими переездами по странам и континентам мало что удалось сохранить  в  личных архивах.


Спасибо друзьям Женечки в Душанбе, за то, что мы снова смогли любоваться его работами хотя бы на страницах ФБ.

 (так как  пока не нашла ни одной публикации на интернете его  работ   Спасибо ,что есть эти фотографии монументальных  полотен талантливого витражиста, работающего в национальных традициях страны, увековечивая орнаменты и краски народного искусства таджиков.

И вот за эти достижения  в 1998 году за  многолетнюю творческую деятельность Евгению Просмушкину было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Таджикистана» .


Итак, витраж, это орнамент из цветного стекла, рассчитанный на сквозное  освещение. Использовался в храмах. В  раннехристианском храме это были тонкие прозрачные пластины в виде орнамента из камня в оконных проемах.
 

В романских  же храмах это уже было стекло со свинцовыми перемычками с сюжетными изображениями. В эпоху Возрождения это уже была роспись по стеклу. Мода на витражи приходит  в Россию в начале 19 века.

 Именно в это время мастера искали забытые техники витражей. Императорский стекольный завод это еще одна страница в истории искусства витража.
В конце 19 начале 20 века распространение получает витраж-панно.


 Древняя техника витража – мозаичный набор стала использоваться не только как заполнение оконного пространства, но и как элементы декорирования интерьера. Только в начале 20 века в  русском языке появилось слово витраж.


Среди современных витражей появилось огромное количество специальных техник,  по которым разделяются виды витражей .

 Евгений Просмушкин  работал в технике литого стекла.
Закончив Академию в Таллине в 1970 году – художник  возвращается в Таджикистан, где и начинает работать над своими первыми монументальными полотнами - как например сграфитто / вид отделки – процарапыванием – монументальная роспись/ на торце 4 х этажного здания по ул. Маяковского в Душанбе. Затем последовало сграфитто на 3х стенах в доме по улице Рудаки.

И вот, наконец, первый витраж в 1973 году в одном из павильонов ВДНХ из литого стекла.

За ним были витражи в Доме Радио, здании Госплана республики, где уже тогда художник выступил и в роли новатора, изобретя модульный отлив стекла, что облегчало сборку и литье.


 Среди тем , которые вдохновляли художника  были и орнаменты по типу какие использовали в головных уборах –тюбетейках, есть витражи, по своему стилю напоминающие сюзане.


 Художник воплощал свои идеи, и  мечты вплоть до начала гражданской войны в Таджикистане. Объекты, которые декорированы  работами Евгения Просмушкина  находятся по всей стране, не только в самой столице городе Душанбе.

 В 1990 году даже был выполнен круглый витраж - диаметром в 2 метра в городе Пенджикент.

1989 здание ООН в Таджикистане украсили витражи Мастера, и хочется верить, что ими смогут восхищаться и наши потомки, а не только нынешнее поколение.

 Его творчество было неоднократно  замечено приезжающими комиссиями, но к сожалению не получило должного отклика среди местных СМИ.

Витраж, работа трудоемкая, не сиюминутная, художник выезжал на стеклозаводы, где проводилась литье стекла для его работ.

 Им создано около  50 витражей за 20 лет творческого пути и если бы не гражданская война художник продолжал бы творить и сегодня.