Вышний Волочок, служба на КП

Николай Клевайчук
   На этот раз, к новому месту службы я поехал без семьи. Решили, устроюсь на новом месте, получу жильё и заберу Юлю с Ирочкой. На вокзале встретил своего нового командира, полковника Пакина. В Андреаполе он был начальником политотдела, а сейчас в этом гарнизоне командовал полком и с двумя заместителями и старшим штурманом был на совещании в штабе корпуса. Утром прибыли на станцию Бологое. Встречающий офицер пригласил на автобус из нашей части и через полчаса мы добрались в гарнизон.
   Пока ждал квартиру, жил в гостинице при части, а на КП в Волочок ездил с дежурной сменой. Гарнизон расположен в лесу, рядом с автострадой Москва – Ленинград, по которой до Вышнего Волочка тридцать километров. Раньше в городе размещался штаб дивизии с командным пунктом на берегу водохранилища, в двух километрах от стеклозавода Красный Май. После расформирования штаба дивизии, КП перешёл в распоряжение нашего полка. До поступления в ВВКА (Военно-воздушную краснознамённую академию), мне предстояло на этом КП, прослужить пять лет.
   Через две недели мне выделили однокомнатную квартиру в четырёхэтажном здании на окраине города. В этом доме проживали семьи офицеров двух частей – радио технического батальона, обслуживающего наш полк и отдельного батальона РЭП (радио электронного противодействия) окружного подчинения. Оформив отпуск по семейным обстоятельствам, отправился за семьёй. Пару дней ушло на получение контейнера, его загрузку и доставку на станцию. После сдачи контейнера, отправился в пустую, уже не нашу, квартиру. Переночевали у Петровича и утром отправились на новое место. По приезду в Вышний Волочок, начался следующий жизненный этап.
   Мы разместились в своей отдельной квартире на втором этаже, с удачным размещением комнаты, кухни, туалета и прихожей. На кухне стоял титан для нагрева воды, который топили дровами. Для каждой семьи, выделялся сарайчик во дворе, для хранения дров и других вещей. Так что, по сравнению с прошлыми жилищными условиями, здесь мы устроились нормально. У каждого офицера КП – штурмана и оперативного дежурного, для своевременного оповещения, на квартире установлен телефон. Для доставки на КП, по тревоге или утром на дежурство, выделялась машина от РТБ.
   Вышний Волочок тихий и уютный городок. Прямо через центр проходит, ещё с Петровских времён, канал. Основным градообразующим предприятием является ткацкая фабрика, на которой трудилась Валентина Гаганова, ставшая знаменитой на всю страну. В своё время у тётки, в нашем городе, проживал Муслим Магомаев. В то время она работала в местном драм театре.
               
   В 1961 году командный пункт оснастили автоматизированной системой наведения «Воздух-1м». Так как во Владимире открылись трёхмесячные курсы по обучению работе на этой системе, мне предложили закончить их, с перспективой передачи опыта своим коллегам. И так, я снова в длительной командировке.
   Курсы расположены в здании неподалёку от Успенского собора. Храм построен в живописном, самом высоком в городе месте. Он возвышается над обрывом, а внизу протекает река Клязьма. С соборной возвышенности открывается величественная панорама: за рекой, до самого горизонта простирается летом ярко зелёный, осенью украшенный золотом, лесной массив. Когда с обрыва обозреваешь эти лесные просторы, видишь несметные орды хана Батыя, осаждающие город. Многие памятники во Владимире и окружающих его местах, напоминают о событиях почти тысячелетней давности. Посещая эти места, чувствуешь свою причастность к этим событиям. При посещении исторического городка Боголюбово, мне запомнилась церковь, построенная по распоряжению князя Андрея Боголюбского, во имя Рождества Богородицы. Находясь в этих исторических местах, особо ярко воспринимаешь, произошедшие здесь с нашими предками, события.
   Занятия на курсах проходили по плану. Систему наведения изучали в оборудованных аудиториях центра, а для закрепления теоретических знаний, было несколько выездов на ближайший аэродром с КП, оборудованным «Воздух-1м», где мы на практике осуществляли приборное наведение истребителей на воздушные цели.
   В конце сентября похолодало, а до окончания учёбы ещё месяц. Так как, моя семья коротала время моего отсутствия на Украине у родителей, я написал письмо соседке Вере Николаевне. Уезжая, мы оставили ей ключи от квартиры и по моей просьбе, она прислала мою шинель. Вера Николаевна, жена командира радио технического полка полковника Остащенко, проживала со своей мамой в квартире радом с нашей. Её муж в это время был в правительственной командировке на Кубе, оказывая помощь молодой демократической республике, против американской агрессии.
                *
   В ноябре командировка закончилась. После встречи семьи, началась обыденная служба: суточные боевые дежурства – через два дня, обслуживание полётов – по графику и непредвиденные выезды на КП – по тревоге. Это продолжалось в течение пяти лет. За это время в полку произошло несколько катастроф, среди погибших два моих однокашника по лётному училищу – Виктор Фадеев и Рудольф Немчевский. На похороны Рудольфа, проводить своего единственного сына, приехала мать. Его похоронили на деревенском кладбище. За долгую службу в авиационных частях, много молодых, здоровых ребят, пришлось оставить навечно на кладбищах, расположенных неподалёку от авиационных гарнизонов.
   Во время холодной войны, часто объявляли готовность расчёту КП. Запомнился один из таких случаев, когда Н.С.Хрущёв, возил руководителя Кубы Кастро на Валдай, показывать мощь наших ракетных комплексов ПВО. Пока они не вернулись в Москву, мы в полной готовности просидели на КП трое суток.