Фалассий Ливийский

Татьяна Гузенко
Четыре сотницы в кратком изложении


Татьяна Гузенко
11. Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух) осиявает чистая молитва.
18.гордость прогоняет никого неуничижение.
19. Тщеславию свойственны лицемерие и ложь, а гордости самомнение и зависть.
24. Безмолвное уединение, молитва, любовь и воздержание, – се четвероконная колесница, возводящая ум на небеса.
28. Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление.
36. Какой мерою отмеряешь ты телу своему, соразмерно с тою возмерится тебе и от Бога (Мф.;7,;2).
37. Дела Божественных судеб бывают воздаянием за дела, содеянные посредством тела.
39. Печаль по Богу отъемлет похоть; похоти же отъятие есть воскресение души.
42. Если хочешь улучить спасение, отрекись от плотских сластей, и восприми воздержание, любовь и молитву.
62. Поддерживает Господь всех падающих, и восставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему.
66. Стремления похоти обуздывай воздержанием, а стремления гнева – духовной любовью.
77. Окаянен человек, душе тело, а Богу мiр делами предпочетший.
80. Добрый купец духовный есть, кто для будущего равно отрекся и от утех и от прискорбностей жизни сей.
90. Если ум долго остается в утехе или печали, то скоро очень впадает в страсть уныния.
94. Ум, молитвенно пребывающий в Боге, и страстную часть души освобождает от страстей.
100. Прощение грехов есть освобождение от страстей, от которых не избавившийся благодатью, еще не улучил прощения.

1. Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия.
4. Началом порочных страстей для души служит самолюбие; самолюбие же есть телолюбие (или саможаление).
7. Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу.
18. Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе отгоняет сластолюбие.
21. Останавливают похотение воздержание и труд...
23. Останавливают гнев великодушие и незлобие, а уничтожают его любовь и сострадание (снисхождение).
24. Кому дано ведение, дан свет умный; но кто, получив, обесчестит его, тот увидит тьму.
49. Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех и желательная часть души становится Божественным оружием.
52. Отличительной чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание.
59. Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны.
64. Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставив Его, раболепствует плотским сластям.
65. Иисус – Христово есть слово, что «никто не может двум господам работать» (Мф.;6,;24), хотя мы не хотим верить тому.
67. Огрубелым потребны страшные испытания; ибо без сильных болей они умягчиться не могут.
69. Попечение о душе – злострадание (подвиги самоумерщвления) и смирение, ради коих Бог прощает все грехи.
70. Как похоть и гнев умножают грехи; так воздержание и смирение изглаждают их.
71. Печаль по Бозе сокрушает сердце; ее же рождает страх адских мук.
73. Терпение есть трудолюбие души, (желание преутруждать душу); где же есть такое трудолюбие, там изгнано сластолюбие.
74. Всякий грех делается для сласти; всякое же прощение бывает ради злострадания и печали.
79. Душа чиста та, которая любит Бога.
81. Пользуйся телом, как слугой заповедей, сколько возможно сохраняя его не сластолюбивым и безболезненным (здоровым).
82. Восстание плоти бывает от нерадения о молитве, диете и безмолвии.
84. Чтение и молитва очищают ум; любовь же и воздержание – желательную часть души.

Злом собственно должно почитать не то, что тяготит плоть, а душу очищает; но то, что оскорбляет совесть, а плоть услаждает.
20 дек в 12:27
ОтветитьЕщё

Татьяна Гузенко
13. Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – «всяко возношение воздымающееся» (2Кор.;10,;5).
15. Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным.
16. Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных искушений.
17. Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое.
18. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.
20. Ибо сластолюбие уничтожается наведением печали, а похоть увянуть понуждает страх адских мук.
51. Разленение от вознерадения души; нерадит же душа сластолюбием болящая.
55. Ум воздержного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов (Ис.;34,;11).
56. Пресыщение рождает похотение разных яств, а голодание сладким делает и один хлеб.
60. Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет.
61. Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя.
64. Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти.
72. Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение спасают душу, и от указанных выше страстей избавляют ее.
86. Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость.

3. Как плоти свойственно чувство и чувственное, так душе свойствен ум и мысленное!
4. Отвлеки душу от чувств и чувственного, и ум твой пребывать станет в Боге и заниматься предметами духовными.
5. Родственны Божеству умные естества, одним умом познаваемые; чувства же и вещи чувственные созданы на служение уму.
34. Гордость заставляет отступаться от Божественной помощи, на себя надеяться и воздыматься над людьми.
36. Гордость прогоняют молитва со слезами, никого не уничижение, и невольные скорби.
41. Умерщвленный страстями совета и понять не может, и подчинится духовному наставлению совсем не способен.
42. Не приемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям.
48. Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых
50. Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть.
75. Дух святой, находя ум, обнаженным от страстей, сообразно с тем тайно вводит его в познание уповаемого.
20 дек в 13:51
ОтветитьЕщё