Как Илья Муромец побил Соловья-разбойника

Виталий Топчий

                Сказка третья

Был в дружине черниговского князя Мстислава Храброго удалой богатырь Илья Муромец. Враги  боялись одного его имени. Легче камню было всплыть со дна реки, чем заставить нехристей печенегов сразиться с разудалым черниговским богатырём! Как услышат, что с дружиной князя Мстислава идёт Илья Муромец, сразу бросались все в рассыпную. Убегали куда глаза глядят, сидели по топям и болотам, боялись оттуда свой нос высунуть.

По всей земле Черниговской калики перехожие-переброжие пели славу Илье Муромцу на гуслях звончатых. Прослышал в Киеве о его подвигах великий князь Владимир Красное Солнышко. Как солнечные лучи согревает живую душу, так князь Владимир согревал своей заботой простых людей. Потому они и прозвали князя Красным Солнышком.

Стал киевский князь Владимир Красное Солнышко звать черниговского богатыря в свою дружину. Сильно уж он закручинился. Силою несметною подступали враги к высоким киевским горам. В битвах с ними полегло немало храбрых киевских витязей. И некому уже было защищать славный град Киев.

Когда Илья Муромец прослышал о такой беде, стал просить князя Мстислава, чтобы отпустил его в Киев. «А желаю», — говорит Илья Муромец, — «разбить зло. Очень уж досаждают киевлянам полчища печенегов. Отпусти меня, светлый князь в Киев. Верой и правдой служил я тебе многие годы, теперь же настала пора послужить мне славному отцу твоему  — князю Владимиру Красное Солнышко».

«Жалко мне отпускать тебя в Киев», — отвечает богатырю черниговский князь Мстислав, — «да не пойду против воли отца моего любезного. Будет по его слову! Только вот тебе мой совет. Не езжай ты в Киев дорогой дебрянской. Худая о ней слава! Завладел ею Соловей-разбойник, грабит и убивает всех, кто спешит этой дорогой в стольный град Киев. Многие богатыри пытались сразиться с ним, да всех одолел проклятый разбойник! Ходит молва, что он бессмертный!»

«Разбойного Соловья бояться — Киева не видать!» — молвил славный богатырь князю. — «Хочу биться с этим нехристем! Сделаю дорогу дебрянскую свободной для всех честных людей».

Вот рано-ранешенько выехал Илья  на своём крепконогом коне из Чернигова и направился в стольный град Киев. Ехал богатырь не долго и не коротко. И подъехал к мёртвому лесу. Деревья в лесу стоят без листвы, а многие лежат на земле, вывернуты с корнем. На них змеи подколодные шипят, извиваются. Всё пытаются укусить Илью Муромца и его верного друга-коня.

Вьётся-петляет пустынная дорога среди мёртвого леса, по её обочинам кости лежат человечьи.  Над ними кружат и зловеще каркают чёрные вороны. Темно, страшно вокруг! Конь Ильи Муромца оробел и споткнулся. «Не бойся, мой верный товарищ!» — сказал ему богатырь. — «Не выказывай своего страха! Храбрый не тот, кто не ведает страха, а тот, кто его не показывает!»

Вот выехал Илья-Муромец на поляну и увидел дуб могучий. Он единственный в мёртвом лесу стоял с листвой зелёной. Среди неё сидел в шароварах и острой войлочной шапке великан с могучими, как ветви дуба, руками и ногами. На его лице лютом дико вращался один глаз недобрый. А второй закрывала повязка чёрная. Так страшно выглядел Соловей-разбойник.

Увидел страшилище Соловей Илью Муромца и засвистел громко. Поднялся сильный ветер. Деревья в лесу согнулись и застонали. Конь нашего богатыря не устоял и попятился. Соловьище разбойное громко зарычало: «Это кто потревожил мой покой? Кто осмелился вступить в моё грозное царство? Кто не побоялся моей силы звериной? Не сносить такому смельчаку головы!»

«Это я, Илья Муромец, потревожил тебя, идолище поганое», — отвечает разбойнику черниговский богатырь. —  «Много невинных душ загубил ты здесь, на дороге дебрянской, в царстве своём разбойном! Пришла пора ответить тебе за все свои преступления!»

Соловей-разбойник дико расхохотался: «Да никак это Илья Муромец?! Нагадала мне ведьма, что ты — погибель моя! Да ты просто сморчок против меня! На одну руку тебя посажу, а другой прихлопну — мокрого места от тебя не останется!»

Соловей-разбойник дико завращал своим единственным глазом, раздул щёки и выдохнул изо рта большую огненную струю. «Что Илья, жарко?» — прорычал он, — «сейчас ещё жарче станет!» Идолище поганое  ещё сильнее завращало своим глазищем, ещё больше раздуло щёки и снова выдохнуло огромный клубок огня и дыма.

Наш богатырь соскочил со своего коня и отправил его в укрытие. А разбойнику Соловью громко крикнул: «Хоть и здоровый ты, идол, вырос, а ума не вынес! Сейчас я поквитаюсь с тобой за все твои злодейства!» Илья снял с плеча лук свой волшебный и достал из колчана стрелу калёную с наконечником железным, гранёным. В пору пришёлся ему подарок черниговского князя Мстислава!

А идолищу Соловью всё неймётся, всё дышит огнём. Да не жжёт огонь Илью Муромца! Богатырь натянул свой лук волшебный и пустил свою стрелу калёную. Разбойник и охнуть не успел, как грохнулся с дуба наземь. Да так, что земля затряслась в округе.

«Высоко ты, дурень, сидел, да низко упал!» — сказал Илья Муромец и связал поверженного врага. Потом подозвал своего верного друга-коня и привязал злодея к седлу. А Соловей-разбойник расплакался: «Отпусти ты меня, Илюша. Пожалей мою жёнушку и деток моих! Дам тебе золота, сколько душа твоя пожелает. Сколько сможешь увезти на своём добром коне!»

«Брехливой собаке никто не верит», — ответил разбойнику Илья Муромец. — «О детях своих подумал бы раньше, когда шёл на большую дорогу грабить и убивать! И злато твоё мне не нужно! Злым трудом досталось оно тебе. А зло всегда должно быть наказано. Миловать тебя или казнить решит в Киеве князь Владимир».

В киевском тереме князя Владимира Красное Солнышко ширился пир горой. За широкими дубовыми столами сидели знатные гости, они славно ели и пили и слушали песнь слепого гусляра. Перебирая струны, гусляр пел о подвигах Ильи Муромца — великого богатыря земли Черниговской. И тут подводят к князю незнакомого человека.

Князь Владимир глянул на незнакомца и спрашивает: «Сказывай, кто такой и что тебе от меня надобно?» — «Светлый князь Владимир Красное Солнышко, величают меня Ильёй Муромцем, ехал по зову твоему на службу к тебе и привёз на суд твой разбойного Соловья», — отвечает ему богатырь. — «Илья Муромец? — удивился князь. — «Вовремя ты приехал. Неужто поймал разбойного Соловья? Рать моих молодцев не смогла справиться с ним, а ты один его одолел?! Утешил ты моё сердце. Хочу видеть этого злодея!»

Князь трижды хлопнул в ладоши, в горницу ввели Соловья-разбойника. Когда злодей увидел князя Владимира, задрожал и упал на колени, и стал слезно просить: «Великий князь, не вели казнить, а вели помиловать. Буду тебе верным слугой и помощником».

 «Губителю душ христианских на дороге дебрянской прощения нет! Получишь сполна, что заслужил! Посадить его в яму глубокую!» — обратился князь Владимир к своим дружинникам. Те подхватили разбойника под руки и поволокли его из терема в глубокую чёрную яму.

И поделом досталось разбойнику Соловью! Нечего было грабить и убивать ни в чём не повинных путников на дороге дебрянской!

А Илью Муромца великий киевский князь Владимир Красное Солнышко позвал в свою дружину, чтобы вместе с отважными богатырями Добрыней Никитичем и Никитой Кожемякой защищал град Киев и киевское княжество от врагов. А пока пригласил черниговского богатыря на свой удалой пир.

А когда пир, тогда и песни на весь мир! Знатно князь Владимир гуляет со своей дружиной! И наш герой Илья Муромец за пиршественным столом. Пусть гуляет наш славный черниговский богатырь, ведь скоро ему опять на кордон — защищать родную сторону от вражеских полчищ.