На чём строится языковая чистка или пуризм?

Леонид Маршев
1. На делении своё-чужое.
Есть своё, наше, а есть чужое, иностранное, чуждое. Когда чужое проникает к тебе, его становится много, ценитель родного начинает противостоять этому.
Это деление исходит из стремления любого живого существа выживать. А чтобы выжить, нужны своя земля, на которой будет добываться пища, строится своё жилище и которая будет защищаться от захватчиков. С развитием у человека появилась потребность и в своих изобретениях на этой земле. Есть у того племени горшочки, огонь, копья, значит и у нас должны быть, дабы не быть отсталыми. Это помогает выживать, продолжать свои поколения. У американцев есть ядерная бомба и у нас тоже должна быть. Из этого всего складывается и потребность в своей письменности, своих праздниках и обычаях и даже словах. У англичан свой язык, а у нас свой, великий и могучий русский язык. В английском есть слово airplane, а у нас есть самолёт. В английском есть слово flashmob, а у нас? Нет. Мы не способны своё слово придумать? Способны. Так почему же мы, русские люди, должны употреблять английские слова вместо русских? У нас должны быть свои слова.
Русский язык называется русским, потому что большинство его слов являются русскими, славянскими по происхождению. А мы ведь с вами в большинстве русские люди, а не британцы или греки какие-нибудь. Так давайте и новые русские слова придумывать, развивая, преумножая своё.
Иностранный язык вместе с иностранными обычаями, понятиями и изобретениями меняет наш склад ума. Это часть информационной войны, которая ещё никогда не останавливаясь иностранцами.

2. На потребности в саморазвитии.
Отчизнолюбец всегда желает, чтобы его страна развивалась, а не жила как африканское племя, к которому приехали европейцы и подарили, навязали предметы быта, язык, обычаи. Сколько русских слов производится сегодня в русском языке? Очень мало. Любой здоровый язык заимствует слова, но доля заимствований не превышает долю новых слов, которые придумали носители этого языка. Сегодня в английском языке дело обстоит именно так, много придумывается своих слов и мало заимствуется. В русском же иначе. Русский язык почти перестал самостоятельно развиваться.
Потребность в саморазвитии проявляется и в предметах, и в обычаях, и в каких-то духовных вещах. Человек хочет видеть, что его народ способен всё изобретать, машины, корабли, оружие, создавать свои праздники, обычаи, свои слова.

3. На неприязни новых слов и привычке.
Бояться нового, относится с настороженностью к новому - есть такая черта поведения у человека. Человек привык к языку своей молодости и всякое новое слово для него кажется чуждым. Поэтому есть люди, которые ворчат в сторону новых словечек, хоть иностранных, хоть русских. Такое было всегда. Прошлые поколения ворчали на многие современные слова, которые для нас стали обыденностью.
Это вроде никак не относится к языковой чистке (пуризму), но так как среди новых слов почти нет русских слов, большинство английские, это часто выглядит как стремление очистить язык от заимствований.

4. На стремлении к понятности языка.
Есть люди, которые хотят избавится от иностранных слов ради понимания. Заимствования всегда непонятны русскому человеку, так как построены на иностранных корнях и частях, которые ему не знакомы. Поэтому заимствования русским человеком обычно учатся не как русские слова, как слова иностранного языка.
Сравните, какой ряд слов для вас понятней: аксиллярный, седативный, мануальный или подмышечный, успокаивающий, ручной. Ответ очевиден. Слова из второго ряда знакомы нам с детства, поэтому их и запоминать не надо, они сразу понятны без пояснений. К сожалению, большинство "умных", непонятных иностранных слов являются заимствованиями. И если текст составлен из таких слов, то усваивается он намного дольше и труднее. Отсюда и стремление избавится от таких слов. Избавление от них не только сделает язык понятным, но и позволит ускорить обучение, усваивание знаний.

5. На чувстве утраты старых слов.
Некоторые люди очень любят старый язык, его насыщенность разнообразными оборотами и словами, которые сегодня не используются. Знакомство с ними может быть через книги или через словари. Например, есть всеми известный словарь Даля. Согласно исследованиям Яндекса, только треть словаря Даля сегодня не исчезла из языка. Другая треть словаря полностью забыта. Остальное находится в полузабытом состоянии. Возникает чувство утраты огромного богатства русского языка. Оно подталкивает языкового чистщика (пуриста) ещё больше отказываться от иностранных слов. Утраченное богатство говорит нам о том, что его можно возродить, на его основе можно изобретать новые слова.
Увлечение не только старыми языками славян, но и обычаями позволяет понять, сколько же мы всего утратили, сколько у нас много было всего. А теперь мы почти каждое новое слово берём у американцев. С каждым заимствованием мы всё больше становимся похожи на иностранцев, теряя свою самобытность, черты русскости.

6. Очевидно, есть и другие причины, подкрепления языкового очистительства, пока описаны те, что есть, лежат на поверхности, как мне кажется.