Художник счастья. Огюст Ренуар-15

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
РЕНУАР – СКУЛЬПТОР.
А теперь немного о мало известной стороне творчества Ренуара, о Ренуаре – скульпторе.

Ренуара всегда тянуло к скульптуре, но реализовал он свои первые скульптурные работы лишь в 1907 году, уже имея за плечами 66 лет жизни.
Лишь первые две скульптуры ( два портрета самого младшего сына Клода) были выполнены его собственными руками.
Приступы ревматизма уже не позволяли ему даже замешивать глину.
Амбруаз Воллар нашел Ренуару помощника – ассистента, молодого испанца Ришара Гино, который одно время работал для скульптора Аристида Майоля.
Ренуар и Гино работали вместе с 1913 по 1918 годы.
Они выполнили около 25 работ. Обычно Ренуар делал приблизительный эскиз, по которому работал Гино, а позже Ренуар обращал внимание помощника на те места, которые хотел чуть изменить. Делал он это словами или указывая длинной тростью.

Ренуар говорил: «Словно на конце этой трости была моя рука». Гино, однако, по прошествии нескольких лет счел, что его личный вклад не был оценен должным образом и это сотрудничество было прервано.
Через 50 лет, в 1968 году, Гино выиграл процесс против наследников Ренуара и был признан соавтором скульптурных произведений.
Знаменательно, однако, что собственными работами за всё это время Гино не приобрел никакой известности.
Перед нами несколько скульптурных работ Ренуара: две из них посвящены жене Алине, одна - изображает сына Клода, два барельефа и, наконец, самая знаменитая его скульптура – Венера-победительница.

«АВТОПОРТРЕТ В БЕЛОЙ ШЛЯПЕ» (1910, частное собрание).

Ренуар очень точно изобразил себя на этом автопортрете в возрасте 69-и лет. Именно по поводу этого изображения скромного старика в надвинутой на лоб шляпе писал Гийом Аполлинерв 1913 году: «Ренуар всю свою жизнь поднимался всё выше и выше – каждая его последующая работа лучше предыдущих.

В одном из писем этого периода Ренуар писал: «Именно сейчас, когда меня почти не слушаются ни руки, ни ноги, мне как никогда хочется писать огромные полотна, такие как «Свадьба в Канне» Веронезе... Как жаль!»

ФОТО. РЕНУАР С ЖЕНОЙ И СЫНОМ. 1914 год.
В 1914 году свершилось одно из заветных желаний Ренуара – первые его картины появились в Лувре.
А летом 1919 года Лувр приобрел ренуаровский портрет мадам Шарпантье. Тогда же Ренуар последний раз появился на публике.

Ренуар говорил: «Когда я смотрю на картины старых мастеров, я чувствую себя маленьким человечком, и всё же я думаю, что из всех моих творений что-нибудь останется в истории французской живописной школы, школы которую я сильно люблю. Я был бы в хорошей компании. Ренуар умирает 3 декабря 1919 года в Колетт от лёгочной инфекции. Незадолго до кончины он просит сына дать ему палитру и кисть, чтобы нарисовать цветы, собранные для него сиделкой. Едва слышным голосом он шепчет: «Мне кажется, я начинаю что-то понимать».
Ренуару открылся тайный смысл сущего.
Бесхитростная душа его даже костенеющей рукой выводила бессмертные образы всего живого — женщин, детей, плоды и цветы.
Мы остались с созданиями Ренуара на темной дороге жизни, увидев на его полотнах то, что хотелось бы ценить более всего на свете — любовь и красоту людей и окружающего нас прекрасного мира.
Смотрите на полотна Ренуара, дамы и господа! И, возможно, Вы продлите себе жизнь.