Блат в СССР и его результат

Василий Храмцов
«БЛАТ» В СССР и ЕГО РЕЗУЛЬТАТ
Что-то вспомнился мне очередной в моей жизни редактор Виктор Васильевич. А может быть - Федорович? Скорее – последнее. А какая разница? Ведь я пишу рассказ, и всякие совпадения считать недействительными. Короче говоря – Виктор Кинелев. Или Коноплев? Или он курил коноплю? Ведь это было почти шестьдесят лет назад. А записей я никаких не вел, память была хорошая. Это теперь поизносилась.

Только не на фамилии. Вот тут у меня прокол. Однажды хорошо побеседовал с Пивоваровым, материал интересный написал. А в тексте назвал его Винокуровым. А все потому, что не записывал. Мне – что пиво варить, что вино делать – одинаково, ни того, ни другого занятия не пробовал. После этого случая, побеседовав, я вынимал блокнот, уточнял фамилии, даты и населенные пункты. Мне этого хватало для корреспонденции строк до двухсот. И с такими куцыми данными однажды умудрился написать очерк год спустя! И ни одной ошибки! Разве плохая память была? А теперь вот слабее.

Так вот. Этот Виктор Федорович (остановлюсь на этом имени) редактором районной газеты стал «по блату». Продвигал его родной брат, который был большой шишкой в Алтайском краевом комсомоле. Поэтому Коноплев чувствовал себя уверенно, и даже слишком.

А я был молод и, видимо, довольно глуп. Для меня все руководители сливались в одно лицо. Я уже понимал, что руководить они не умеют и довольствуются тем, что мы, корреспонденты, напишем. А уж в готовом материале они начинают копаться, изображать знатоков.

Но сначала мы отдавали тексты ответственному секретарю. Ириною ее, кажется, звали. Она – из учителей. Район, в котором она работала в газете, сократили, вот и привалило ей счастье работать в районном центре. Принимала материалы, читала их, кое-что правила. Потом несла на подпись редактору. Укрепилась она в редакции за счет того, что избрали ее секретарем партийной организации.

Вот уже двое решают судьбу твоих творений. Следят они не только за качеством, но и за количеством сданного материала.

Мне достался огромный кабинет, а вместе с ним и общественная приемная. Формальная такая организация. Раз ЦК требует – нате вам! Составили список из числа активных пенсионеров, договорились с председателем на случай проверки. Это все до моего прихода. А я сразу же разыскал председателя, письмами по адресам собрал членов общественной приемной. Начали работу по самими же намеченному плану. И работа пошла. Что ни день – то кто-нибудь приходит с новой вестью по проверке. С юмором рассказывает о своем походе, мы смеемся, а я записываю. Вечером дома оформлю под рубрикой «Из общественной приемной».

Но вдруг приглашают меня на беседу редактор и секретарь парторганизации. Почему, спрашивают, в вашем кабинете постоянно слышится смех? Они еще не знают, какой я могу дать отпор.

- Я что – мало материалов пишу? Или они неактуальные? Или мы поднимаем не самые важные вопросы? Тогда почему комитет партийного контроля упрекает нас в том, что мы всюду раньше их успеваем? Это вы от скуки закисаете, а нам на работе весело! Если есть претензии – пишите приказ. Тогда и поговорим серьезно.

Больше они меня не задевали. А я на стол поставил табличку: «Соблюдайте тишину!» Но все понимали, что это – формальность. Смех продолжал раздаваться из кабинета.
Комсомольский функционер Коноплев приготовил для брата кресло редактора краевой газеты. Ух, как хорошо! От нас он ушел.

А в краевой газете – кузнице кадров для газет столичных - кадры были сильнейшие. Коноплеву и рта раскрыть не удавалось, не то, чтобы кому-то что-то подсказать или поправить. Зато его писанина выглядела как сочинение первоклассника на выпускном экзамене. Мало того, что он никакой не журналист, так он умудрился запустить руку в кассу. Полгода ушло на то, чтобы полностью его изобличить и разоблачить. После этого его исключили из Союза журналистов, выгнали с работы. Прежде чем других учить – сам научись всему, что требуется от руководителя!

О чем у нас разговор? Об устройстве на работу «по блату» в условиях СССР. А теперь пришло их время! Папины сынки становятся министрами и руководителями крупных корпораций. Это - «новые бояре». А я уже давно на пенсии. Слово – за молодыми и умелыми, которые с шутками-прибаутками могут выполнять самую тяжелую работу по управлению производством.