Былое и думы...

Надежда Кухарская
Включён телевизор на канале Спас. Идёт трансляция из Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. «Святый Боже» поют на другой мотив. Непривычно…
Хотелось быть на литургии, а проснулась – горло щиплет. В 5 часов попила водички, да побрызгала антисептиком.  Сознательно всеми силами стараюсь не заболеть.   При такой погоде, как в этом году – дожди, мрак, плюсовая температура до самого января – к этому хотению необходимо прикладывать усилия.
Наконец-то выполнила задуманное и перевелась в другую поликлинику. И, видимо, не ошиблась.
Понимая, что за время, отведённое врачу на приём, я не успею озвучить свои проблемы, я напечатала перечень болячек и операций, с указанием года. На словах озвучила что сейчас подвигло прийти за помощью.
Тут же были расписаны направления на обследования. Отменены принимаемые лекарства. Выписаны препараты для поддержки сердечной деятельности.
Пребывая в удивлении, записалась на ближайшие даты и занялась выполнением назначений.
Позавчера вечером вдруг обнаружились стоматологические проблемы. Пришлось навестить врача.
Обрадованная, что пока ничего не надо резать, вернулась домой. С огромным удовольствием напекла пирогов с капустой и испекла в духовке пшеничный хлеб на капустном рассоле. Он получается с каждым разом всё пышнее.
Как мне нравится моё увлечение хлебопечением! И откуда это во мне? Мамину выпечку просто есть было нельзя. Бабушка, правда, кормила меня очень вкусно. Пирожки у неё были воздушные! Только учить меня готовить хоть что-нибудь было ей совсем некогда. На получаемую пенсию и зарплату секретаря, вырастить, выучить и обуть-одеть ребёнка было невозможно. После работы у неё всегда были заказы, и она стучала на своей машинке «Рейнметалл» по полночи. Под этот стук, глядя на склонившуюся под зелёным абажуром лампы бабушку, я и засыпала.
Бабушка была очень грамотным человеком, поэтому и профессора института, в котором мы жили на третьем этаже, и другие авторы трудов всегда стремились напечатать свои тексты бабушкиными руками. Все ошибки будут исправлены, можно было быть уверенным! На столе у нас всегда лежал орфографический словарь толщиной с кулак. Он и сейчас у меня дома. И, когда начались другие времена и можно было купить свободно печатную продукцию, в нашем доме появилась целая батарея словарей. От Ожегова до словаря иностранных слов. (В наше время последний их указанных покажется, вероятно, словарём для питекантропов.)
А ведь мне и самой некогда было учиться кашеварить. В 5 лет меня посадили за пианино и «отдалили» на хореографию, в 6 добавилась общеобразовательная школа и таким образом день мой был полностью заполнен. Бабушки считали такой образ жизни правильным, а поскольку растили меня именно они, я полностью исповедаю такой образ жизни и по сей день.
И вот настало время, а вернее не время, физическое состояние организма, когда к этому исповеданию пришлось добавлять новые правила. Оказалось, что мне абсолютно противопоказано находиться в состоянии спешки.
Памятуя о том, что интерес к жизни и творческому отношению к ней пока остаётся в сохранности, понадобилось подумать, как совместить выполнение намеченных программ и остаться в порядке. Бабушкино правило «Проснулся – вставай!» пришлось исключить. Появилось новое: проснулся – посмотри пульс, заодно и время. Пульс в норме, время 3 – прикажи организму спать. Частенько это работает и даёт возможность выспаться. Ну, а когда на часах 5 и после того, начинаю лежачую разминку.
И вставать теперь надо не торопясь. Села, осознала ситуацию, всё в порядке – Ура! Приступаем к повседневному творчеству.
Да-да! Даже заваривание утреннего чая, это творческий процесс. Приходя на кухню, сначала зажигаю свечу. Подсвечник установлен в неиспользуемую сто лет по назначению хрустальную форму для торта, засыпанную разноцветными камешками, привезёнными из путешествий по морям. Они залиты водой, это создаёт сразу эффект маленького моря и пожарную безопасность.
Пока закипает чайник, тихонько читаю молитвы Спасителю и Богородице. Это, вероятно, способствует состоянию душевного равновесия, настраивает на хорошее начало дня.
Чай я завариваю по семейным традициям. Прогреваются два заварных чайника. Маленький, после ополаскивания кипятком ещё и подсушивается над пламенем газовой горелки. В него засыпается чёрный чай, иногда с добавкой чабреца или душицы, перемешивается до появления пены и закрывается крышечкой. Через две минуты этот первенец выливается в больший по размеру заварничек, а маленький снова доливается кипятком и чай снова настаивается. Утренний чай у нас в семье всегда был с молоком, так и сейчас продолжается. В чашку или стакан – кто из чего любит пить – сначала наливается молоко, затем наливается чай из большого заварного чайника.
 Уже потом, в течение дня, у нас может быть заварен и Иван-чай собственного производства. Я его больше всего люблю смешивать с чаем из вишнёвого листа. Тоже, конечно, собственного изготовления. Приготовление ферментированных чаёв оказалось очень интересным занятием, приносящим ещё и пользу в хозяйстве! А удовольствие какое! Ароматы покупных аналогов были приобретены для сравнения и отвергнуты.
Не помню в каком произведении историческом попалась мне фраза, что русский солдат без Иван-чая в поход не ходил. Всегда имел с собой мешочек для заваривания. Считалось, что силы придаёт и бодрость духа укрепляет.