Глава 14. Про чужой успех

Максим Вьюгин
— Ну вот объясни мне, что, по-твоему, значит выражение «добиться успеха»?

— Добиться успеха? — переспросил Аркадий.

Вот-вот должны были грянуть новогодние праздники. Мой друг по каким-то причинам задержался в воскресный день в столице и опоздал на электричку до дома, а следующая, согласно расписанию, отправлялась аж через час. Я же чисто случайно оказался в Москве в это же время: решил побродить по книжным магазинам перед встречей со своей давней знакомой, скрипачкой Лизой. Договориться о времени и месте встречи с ними обоими мне помогли социальные сети, коими теперь активно пользовалась вся прогрессивная часть человечества, в особенности молодёжь.

Аркадий немного помолчал, а потом начал размышлять вслух:

— Это значит подняться над собой и окружающими, стать профессионалом в своем деле. Вот ты, к примеру, любишь писать. Чтобы добиться успеха, ты, во-первых, должен написать книгу, причём она должна быть интересна, по возможности, каждому, кто бы её ни прочёл. Во-вторых, у тебя должны быть связи для её издания и продвижения. Дальше — ты получаешь престижную премию, заключаешь долгосрочный контракт с известным издательством и — почиваешь на лаврах. А потом начинаешь писать вторую книгу, третью и так далее. А живёшь на гонорары. Это один из вариантов развития событий.

Я рассмеялся.

— Если бы всё было так просто…

— Жень, ты прям как маленький. А что в этой жизни легко? Ты хочешь сидеть, пардон, на попе ровно, ничего не делать и ждать, что успех свалится на тебя с неба? Ну жди. Только, уверяю тебя, ты ничего не дождёшься. Надо действовать. Понимаешь? И начинать лучше прямо сейчас.

— Это всё красивые слова… Нет, в принципе, я согласен. Но ты знаешь… Когда я смотрю на успехи распиаренных личностей, особенно это касается наших с тобой удачливых сверстников, меня такая чёрная зависть душит, что я начинаю их буквально ненавидеть!

— У-у-у, батенька, да ты, я вижу, совсем свихнулся от безделья.

— Не перебивай! Да, я знаю, что зависть и ненависть — два страшнейших греха. Испытывая эти чувства, параллельно я пытаюсь избавиться от них. «Хороший я» и «Плохой я» борются во мне. Но эти два чувства появляются не просто так. Я начинаю анализировать: почему и как они возникли. Ведь раз они есть, значит нечто внешнее аккумулирует их в моей душе? Значит есть на что реагировать именно таким образом.

— Знаешь, в чём твоя проблема? — Аркадий как будто даже не слышал, что я сказал. — Ты постоянно зацикливаешься на какой-то ерунде, думаешь о чём-то там, рассуждаешь, а дел-то никаких не делаешь. Вот ты хочешь купить себе новую гитару, например, или обновить гардероб, или слетать в Лондон. А что ты для этого сделал? Ничего. Ты столько времени тратишь на «ничего-не-деланье», прикрываясь своей «творческой деятельностью», что аж страшно становится за твоё будущее. Впрочем, это твоя жизнь.

Я не нашёлся, что ответить, потому что… он был прав. У меня, как и у большинства молодых, да и вообще у всех людей, действительно была куча планов, но я не сделал и двух шагов для их реализации. Образно говоря, я стоял на месте, зевая по сторонам и считая ворон. А ведь мне было уже почти (шутка ли!) двадцать три года. Вот Михаил Шолохов, например, в этом возрасте «Тихий Дон» писал, а Маяковский — «Облако в штанах».

— Ладно, пойдём пройдёмся, — пробубнил я.

Какое-то время мы шли молча, думая каждый о своём.

— Взгляни на эту вывеску, — Аркадий указал на большой баннер с изображением ныне покойного идеолога одной из популярнейших компаний, производящих смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. — Он умер, а люди до сих пор им восхищаются и пишут о нём книги. А всё почему? Потому что он действовал, воплощал в жизнь свои идеи, а не просто сотрясал воздух абстрактными рассуждениями.

— Само собой. Он же был гением, как считают многие. А вообще, — ухватился я за новую тему для философской беседы, направляя её, однако, в другое русло, — это печально, что мы любим делать сенсацию и деньги на тех, кто ушёл из жизни. Сравни Стива Джобса образца, например, 2001 года и 2011-го. Внешне это два разных человека, даже голос изменился, судя по видеозаписям. Болезнь съела его тело. Но нам никогда не узнать, что творилось у него внутри (я имею в виду душу) с того момента, как он узнал о неизбежности смерти от этой болезни, и до последнего вздоха.

— Да какая разница? Главное-то в чём? О чём мы вообще говорили? Об успехе! Не важно, как человек его добился. Важно, что он добился этого успеха.

— А вот тут я с тобой не соглашусь. Моральные нормы всё-таки нужно соблюдать, иначе обществу не выжить.

— Какая мораль? Оглянись вокруг: мы не живём, мы выживаем! Кто сильнее — тот и прав. «Не мы такие, жизнь такая».

— Нет. Я против этого. Главное — быть человеком. И помогать ближнему, если он попал в беду. А шагать по головам — это бесчеловечно.

— Да? Ну поглядим, как ты это осуществишь на деле. Многим своим ближним ты помог?

— Ну-у-у…

— Видишь, даже сказать толком не можешь ничего.

— Ну кому-то же я помог.

— Кому-то, — передразнил меня Аркадий. — Не густо. В общем, хорош уже спорить. Который там час? — он посмотрел на свои наручные часы. — Ого, пора подкрепиться.

— Да не вопрос, — поддержал я идею друга, и мы направились в ближайшее фастфуд-заведение, откуда через двадцать минут разошлись по своим делам.