1974

Леонид Блохин
                1974


  Этот год не запомнился ничем особенным. Просто учился, просто играл, во дворе, как все дети. Просто…

 
   В школе изучали всего несколько базовых предмета: русский язык,  чтение, математика, природоведение, рисование и физкультура. Во дворе нашей школы  был разбит школьный сад, в котором росли яблони и вишни. Более ранние поколения учеников нашей школы ухаживало за деревьями в рамках природоведения, мы же довольствовались посадкой грядок с луком и морковью . Сразу за школьным садом, располагался стадион «Пионер», на котором в теплое время года проходила физкультура. Там мы бегали шестидесятиметровку по гравийным дорожкам, бросали гранаты и прыгали в длину в песочных ямах. Приходили с урока довольно грязные. Но я не помню, чтобы родители меня за это ругали.


  Обучение в школе было довольно политизировано. Мы, девятилетние дети, почему-то знали, что мужественный вьетнамский народ борется за независимость с США. Что в Чили расстреливают борцов за свободу, знали по Сальвадоре Альенде, про Хо Ши Мина, про  Фиделя Кастро. И, конечно же, знали про пионеров-героев:  Павлика Морозова, Лёню Голикова, Марата Казея  и Зину Портнову.


    В конце второго класса я принимал участие в городском конкурсе  культуры народов СССР, Почему именно меня выбрали на роль танцора, для меня до сих пор остается загадкой. Я с одной из моих одноклассниц танцевали грузинский танец в национальных костюмах. Конкурс проходил на большой сцене дворца пионеров. Народа был полный зал. Перед выступлением мы должны были сказать несколько фраз на грузинском языке, я учил этот текст на незнакомом языке несколько дней.  Я до сих пор помню его. На этом конкурсе мы заняли первое место, что было большим событием для нашей школы.


   В июне родители  меня отправили в  пионерский  лагерь «Чайка».  Лагерь содержал завод моего отца, находился он в пригороде на реке Ока. Пионерлагерь  имел шестнадцать отрядов и считался крупным. Меня определили в двенадцатый отряд. Жили в больших зык, деревянных  дачных домиках без отопления,  одно крыло которых предназначалось для пребывания мальчиков,  другое - для девочек.  Несмотря на то, что в лагере ежедневно проводились какие-то мероприятия, спортивные эстафеты, конкурсы строя и песни, походы на Оку для купания, мне там не понравилось. Видимо , я привык к более вольному времяпровождению. Это был первый и последний пионерлагерь в моей жизни.


  Я немного подрос, и теперь мои ноги доставали до педалей взрослого спортивного велосипеда. К тому же , теперь я сам, хоть и с немалым трудом, мог затаскивать его на четвертый этаж. Я проводил много времени, катаясь по тротуарам своего города. Родители не разрешали мне выезжать на проезжую часть дороги, несмотря на то что машин на дорогах было мало.


   Дорожное движение тех лет представляется интересным.  Тогда не было запрета на проезд грузовых автомобилей по центру города, и грузовики свободно ездили даже по центральной площади. Среди грузовых автомобилей преимущественно были Зил-157 и Газ-51. По дорогам сновали новые по тем временам самосвалы ЗиЛ -130 с бетоном, строительным раствором, песком. Среди легковушек преимущественно были  «Волга» ГАЗ-21, «Москвичи» - 408 и 412, только-только появились совсем новые «Жигули», всем известная теперь «Копейка». Много было «Побед», «Москвичей 403», попадались и  «Москвич -401 « и 402.  Тогда уже был введен запрет на звуковые сигналы в городе.


   Пешеходные переходы обозначались    металлическими круглыми шашками диаметром с волейбольный мяч, вмурованными в асфальт с обеих сторон перехода, так что образовывали коридор для пешехода.  Эти шашечки никогда не ржавели, наоборот они были всегда отполированы шинами машин. На тротуарах стояли  объемные указатели в виде стрелки с подсветкой внутри и надписью «Переход». Все знаки в городе были тоже объемными, то есть имели некоторую толщину, так как внутри помещались лампочки подсветки. Благодаря этой подсветке, ночью все знаки были хорошо видны.


  На телевидении  были популярны передачи «А, ну-ка, девушки!» и «А, ну-ка, парни!" . Вел их Александр Масляков, который остался не у дел после закрытия передачи КВН. Самый интересный  для меня в «мужской» передаче был последний конкурс, в котором участники , двигаясь по цирковой арене на мотоциклах должны  прострелить все надувные шарики оппонента, прикрепленные к заднему сиденью его мотоцикла на высоком шесте.


   В этом году стали показывать в кинотеатрах запрещенную серию фильмов про Фантомаса, которую запретили к показу во всех кинотеатрах страны три года назад , потому  что  по стране прокатилась волна ограблений, участниками, которых были подростки, воспринимавшие  сюжет фильмов за реальность. Они натягивали на головы женские чулки и грабили магазины. Сейчас, после снятия запрета, кинотеатры были заполнены под завязку.  Не знаю, что было предпринято правительством за эти годы, но мы уже воспринимали эти фильмы, как забавную комедию. Игры в Фантомаса прекратились. Может виной тому была вышедший на экраны фильм «Аниськин и Фантомас», развенчивающий  таинственность главного персонажа.


   В этом году слушали магнитофонные записи Владимира Высоцкого. На официальной сцене, на радио и телевидении,  его услышать было невозможно. Отец рассказывал о нем шепотом, как о каком-то диссиденте,  о человеке, который сидел в лагере и писал  запрещенные песни. Хотя ничего подобного не было, и Высоцкий даже писал песни для кинофильмов. А такие песни, как «Як-истребитель», «Мы вращаем Землю», «Кони привередливые» позже разошлись на пластинках огромными тиражами. Но уж больно тексты его песен тогда, его необычный голос и манера исполнения выбивались из общего ряда песен , разрешенных на советской эстраде, где безраздельно властвовали Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина и София Ротару.


   В новогоднюю ночь мы были в гостях у друзей моих родителей. После боя курантов мы решили  пойти к ёлке, которая стояла около Дворца культуры «Корунд». На улице был сильный ветер, который  буквально валил с ног. Гуляющих было немного.  Мы веселой компанией уже подходили к ёлке, когда под напором очередного порыва ветра пятнадцатиметровая красавица, вместе с игрушками и светящимися гирляндами , рухнула на землю недалеко от нас.  В считанные минуты милиция оцепила место происшествия. Но у меня на память о том событии осталась елочная игрушка в виде стеклянного шара, которую я подобрал недалеко от упавшей ёлки и принес домой.