Мэтр Юрий Антонов

Александр Щербаков 5
Юрий Антонов – легенда советской эстрады, композитор и поэт, чьи песни слушают и поют целые поколения. Общий тираж пластинок первого официального советского миллионера достиг почти пятидесяти миллионов. Это певец поставивший рекорд по количеству концертов в Ленинграде: за полмесяца – почти тридцать выступлений. Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР. Народный артист России.

Вместить все грани таланта Маэстро в рамки одного повествования сложно, поэтому я попытался собрать только значимые моменты в биографии Юрия Михайловича.

ДЕТСТВО: ТАШКЕНТ – БЕРЛИН – МОЛОДЕЧНО.
Шла война. Украинская девушка Наташа Литовченко из Полтавской области жила в эвакуации в Ташкенте, куда в 1944 году приехал в отпуск бравый офицер морской пехоты Михаил Антонов. Между ними вспыхнула любовь, и весь отпуск влюбленные провели вместе. Когда побывка кончилась, юноша вернулся на фронт, а молодая жена осталась его ждать. Вскоре выяснилось, что ждет она Михаила не одна. В феврале 1945 года родился мальчик, которого назвали Юрой.

Через три месяца грянула победа над фашистами. Михаил по приказу командования остался на службе в должности заместителя коменданта района Потсдам. Наташу с сыном откомандировали к нему. Первое время молодая женщина работала в бухгалтерии, но спустя три года родилась дочка Жанна, и Наталья стала заниматься домом и детьми. А тут еще и сын заболел полиомиелитом. Семь месяцев Наташа пролежала с ним в больнице, кормила и поила из ложечки, пока не поставила любимого сыночка на ноги.

В одном из интервью Антонов вспоминал, как его поразила фотография папы в блиндаже. Сидят трое молодых улыбчивых парней в черных пилотках и с автоматами наперевес, а у отца на руке на тоненьком ремешке огромные часы. Когда маленький Юра поинтересовался, в каких это окопах они сидят, Михаил Васильевич коротко ответил: «Сталинград». Фотографию эту артист бережно хранит в домашнем архиве.

Вскоре после рождения Жанны отца направили из ГДР в один из Белорусских гарнизонов, а семья обосновалась в городе Молодечно. Здесь Юра пошел сразу в две школы, общеобразовательную и музыкальную. Маленькому Юре всегда нравилось, как его энергичная мама поет украинские песни, а отец при этом теряет свою обычную суровость.

Как только мальчик понял, что ему нравится заниматься музыкой, Юре предложили стать…руководителем хора при железнодорожном депо. Было ему четырнадцать, чувствовал он себя уже взрослым, и когда мальчик впервые принес домой первую зарплату, его родители были поражены. Они поняли, что музыка в жизни сына – это всерьез и надолго.

ЮНОСТЬ: МОЛОДЕЧНО – МИНСК – ЛЕНИНГРАД
Чтобы продолжить образование, Юрий поступил там же, в Молодечном, в класс народных инструментов музыкального училища. Имея за плечами опыт руководителя хора, он организовал при местном Доме культуры эстрадный оркестр. Очень не хотели отпускать Антонова из коллектива, когда его по распределению направили преподавателем в детскую музыкальную школу Минска. Но педагогическая стезя была не для характера Юрия. Когда выдалась возможность, он занял место солиста-инструменталиста в Государственной филармонии.

Оттуда Антонов был призван в ряды Советской армии. Служба во внутренних войсках МВД запомнилась юноше тем, что и там ему удалось создать самодеятельный ансамбль, с которым они выступали на различных армейских мероприятиях.

Вернувшись из армии, Юрий занял должность музыкального руководителя «Тоники», ансамбля Виктора Вуячича. Делал аранжировки, сочинял наброски и даже успел сняться с игрой на гитаре в картине Беларусьфильма «Отчего же нам не петь!».

Однажды к нему подошел бас-гитарист и показал свои стихи: «Может, напишем какие-то песни?». Так появились «Песня о добрых молодцах и красных девицах», «Стой, не стреляй, солдат!» Возможно, так бы и остался Антонов в «Тонике», если бы не случай.

А случай обозначился в городе Донецке, где ансамбль был на гастролях. На концерт, по случаю выходного дня, пришли музыканты из гремевшего по всему Советскому Союзу ВИА «Поющие гитары» (по тем временам это были едва ли не «Битлз» советской эстрады). После концерта ребята просто подошли к Юре и пригласили его к себе в коллектив инструменталистом-клавишником. Прихватив с собой из коллектива еще и гитариста Анатолия Чижевского, Антонов переехал в Ленинград.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К СЛАВЕ
Начало семидесятых годов в СССР ознаменовалось застоем во всех направлениях, в том числе на эстраде. И тут «Поющие гитары» представляют композицию, которая всколыхнула все представления о советской песне – «Нет тебя прекрасней» без преувеличения пела вся страна. И впервые на всю страну прозвучало имя исполнителя и композитора Юрия Антонова. Никто еще не знал, как он выглядит, те годы были довольно непростыми для молодого человека, которого воспринимают не совсем всерьез. Вот что вспоминает Юрий Антонов: «Все было под влиянием Союза композиторов СССР. А в Союзе композиторов средний возраст шестьдесят пять, а нам там было по тридцатнику. То есть это был совершенный конфликт интересов. Мы уже стремились вперед, рвались просто. Время заставляло нас бежать вперед, потому что молодежь начала слушать западное радио. Мы должны были быть где-то близко от этого. И нам старались помешать. Но мы все равно вырвались вперед. Тот, кто хотел, тот прорвался».

После «Поющих гитар» в Ленинграде у Антонова была совместная работа с «Добрыми молодцами» в Москве и запись альбома, где появляются песни композитора «Нет, не я», «Отчего», «Несет меня течение». Следом появилась работа с оркестром «Современник», с которым Антонов записал первый свой миньон с песнями «Ну что с ним делать», «Третий день», «У берез и сосен». Работал Юрий Михайлович и в Московском мюзик-холле, а также художественным руководителем «Магистрали» – вокально-инструментального ансамбля.

Песни Антонова берут в свой репертуар «Веселые ребята», «Земляне», «Поющие сердца», «Красные маки», а также Валерий Ободзинский, Лев Лещенко. Тем не менее, путь на голубой экран был ему закрыт, поскольку он не был членом Союза композиторов. По этой же причине не допускались к изданию многие его песни.

Всесоюзная слава пришла к композитору вместе с сотрудничеством группы «Аракс». Несмотря на то, что худсовет запретил выпуск на фирме «Мелодия» их совместного альбома, Антонов издал несколько пластинок-миньонов, которые шли нарасхват в музыкальных магазинах. Именно тогда появились знаменитые композиции - «Зеркало» и «Анастасия», «Золотая лестница» и «Я вспоминаю», «Жизнь» и «Двадцать лет спустя», «Маки» и «Крыша дома твоего». Миньоны тиражом свыше двадцати миллионов копий были распроданы практически мгновенно по всей стране.

Очень много денег Антонову приносило исполнение его хитов в ресторанах страны. Тогда автору с кажого исполения шли какие-то отчисления. А так как ресторанов в стране много, то и денег было тоже очень много. Антонов в одном из интервью рассказал, что у него на съемной квартире в Москве лежали мешки  с деньгами, но купить кооперативную квартиру в Москве он не мог, не имея московской прописки. Но зато купил с большой переплатой два автомобиля "Жигули". Но одной машине он ездил, а вторая в это время ремонтировалась.  Потом машины менялись.

«Звуковая дорожка» называет Антонова лучшим певцом СССР 1982 года, но в лицо композитора знают лишь те, кто бывал на его концертах. Зато он активно сотрудничал с Одесской киностудией, на которой был снят фильм «Берегите женщин». Практически все музыкальное сопровождение в фильме звучит в исполнении композитора.

Свой первый полноценный студийный альбом Юрий Антонов увидел в Югославии. Он вышел при содействии фирмы Jugoton в 1981 году. Коммерческий успех диска подхватили в Чехословакии, Польше, ГДР, на Кубе. Затем композитор ушел из «Росконцерта», поскольку ему отказали в присвоении звания «Заслуженного артиста РСФСР» в то время, когда его песни и выступления с коллективом «Аэробус» собирали на стадионах десятки тысяч людей.

На выручку пришел друг Махмуд Эсамбаев, который предложил Антонову выступать под эгидой грозненской филармонии. В Грозном работали администраторы, которые гораздо быстрее взяли в оборот коллектив Антонова. Ансамбль гастролировал по всему СССР, очень часто выступал на различных площадках Северного Кавказа в течение трех лет. Именно в Грозном по достоинству оценили талант и профессионализм певца и композитора, присвоив ему звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР.

И вот наступил момент, когда Юрия Антонова пригласил на работу «Москонцерт»: …дали возможность создать коллектив, обеспечили хорошей аппаратурой Peavey, американская аппаратура, мощная, где-то 30-40 киловатт было у нас. Мы все возили в двух трайлерах: в одном – аппаратура, в другом – свет. У нас все было очень серьезно, мы играли все вживую, никаких фонограмм. И до сих пор я игнорирую такой метод исполнения как фонограмма. Я считаю, что это просто безответственно и оскорбительно для зрителя, который заплатил деньги, а слушает фонограмму, пластинку практически», - сказал Антонов в одном из интервью.

Наконец и фирма «Мелодия» выпустила два альбома-гиганта с песнями Юрия Антонова. Первый – «Синяя Птица» во Дворце Спорта в Лужниках». В него вошли такие известные песни как «Белый теплоход», «Я иду тебе навстречу», «Дикие лошади», «Берегите женщин» и другие. Второй – авторский диск «Крыша дома твоего», куда вошли практически все песни, записанные ранее на миньоны. Композитор впервые выходит как исполнитель в финале «Песня года», где вживую прозвучала на весь Советский Союз «Крыша дома твоего».

Выступил Антонов и как композитор в «Приключениях кузнечика Кузи» и «Новых приключениях кузнечика Кузи», детском мюзикле, вышедшем на двух пластинках-гигантах. Работал маэстро в тесном сотворчестве с поэтом Михаилом Пляцковским. Знаковым было для Юрия Антонова и приглашение в телевизионный проект «Шире круг», где он представил песню с одноименным названием, ставшую гимном телефестиваля.

Композитор в разное время работал с выдающимися поэтами-песенниками – Леонидом Дербеневым, Львом Ашаниным, Игорем Шафераном, Михаилом Таничем, Игорем Кохановским. Вот, например, как он вспоминает о своем знакомстве с Леонидом Фадеевым: «С ним я написал самое большое количество «боевиков». Он сам ко мне подошел, это было много лет назад. Я сидел в Доме композиторов в ресторане. Он подошел ко мне скромно, сказал: „Можно сесть?“. „Садитесь, а что вы хотели?“. „Я поэт, – говорит. На самом деле он еще и ученый-химик…с большими трудами. Говорит, – у меня есть текст, я хотел бы предложить вам этот текст“. Написал мне на бумажной салфетке ручкой – это была «Анастасия». С этой песни мы начали с ним сотрудничеств».

Вскоре увидели свет еще два больших диска «Поверь в мечту» и «Долгожданный самолет» с новыми песнями Антонова. Помимо того, в Финляндии он записал и выпустил англоязычный диск-гигант My Favorite Songs. Через некоторое время появился еще один альбом-гигант «От печали до радости», а Центральное телевидение показало музыкальную ленту «О тебе и обо мне», где представило сборник видеороликов на песни Юрия Антонова, как давно полюбившиеся массовому зрителю, так и совершенно новые.

На живых выступлениях артиста всегда аншлаг, в Ленинграде он дает по два концерта в день и на каждом из них – по четырнадцать тысяч зрителей.

ЗАПРЕТИТЬ АНТОНОВА, НЕСМОТРЯ НА ГЛАСНОСТЬ!
В 1987 году, на одном из концертов в Самаре (тогда Куйбышеве) артист исполнял один из популярных хитов, когда из зала донесся выкрик «халтура». Антонов замолчал, ушел со сцены и второе отделение концерта не закончил. На выступлении кроме пяти тысяч зрителей присутствовала и верхушка областного руководства. Молча присутствовала, аплодировать было выше ее сил. И Юрий, по его словам, что-то такое сказал, мол, понимает, что первые ряды билетов не покупают. И руководство обиделось.

Следующее выступление певца в городе было намеренно сорвано, его директора, Славу Бейлина, скрутила милиция, а «высокопоставленная публика» организовала травлю композитора в СМИ. Особенно старался корреспондент «Советской культуры» под веселеньким псевдонимом Праздников, с каким-то злобным удовольствием поливавший любимца миллионов грязью. После многих лет упорства и творческой работы артист мог лишиться дальнейшей карьеры. Ему было отказано от участия практически на всех телевизионных каналах. В течение двух лет Антонов не появлялся в радиоэфире, ему запретили выезд за рубеж. Еще долго СМИ мусолили его имя, пока артист не обратился с письмом к Михаилу Горбачеву. Прочитал же его обращение один из главных кормчих перестройки Александр Яковлев. По словам автора книги «Скандалы советской эпохи» Федора Раззакова, именно Яковлев приказал прессе прекратить издевательства над человеком. Четыре года спустя Юрий Антонов стал членом Союза композиторов, а еще через шесть – Народным артистом России.

ТАЙМ-АУТ, НО НЕ ЗАСТОЙ
Начало нового тысячелетия преподнесло метру советской эстрады подарок к юбилею. Вышел его альбом «Нет тебя прекрасней», в который вошли песни, записанные пятью годами раньше совместно с оркестром Михаила Финберга. Сам артист считает это событие знаковым в своем творчестве и жизни. Также маэстро решил испытать свои силы в продюсировании, но проект «Светлана Алмазова» не имел успеха, хотя Антонов помог начинающей певице выпустить дебютный альбом «Сладкий мед».

Тогда композитор взял тайм-аут и даже отложил на неопределенное время выпуск новых альбомов. К тому же артиста возмущал факт пиратства и бессмысленность работы над студийниками, если наживаться на них будут воры его творчества. Именно в тот период мне в руки попался диск Юрия Антонова, видимо, пиратский. Читая его, я с удивлением узнал, почему Антонов живет с загородном доме с животными и без жены.  На обложке утверждалось, что какая-то его поклонница во время интимной близости откусила ему  половой член.  Не думаю, что это так, просто домыслы желающих больше заработать на имени популярного композитора и исполнителя.

Только в 2009 году Игорю Крутому удалось уговорить Юрия Антонова приехать в Юрмалу на «Новую волну», где коллеги подготовили ему сюрприз и устроили творческий вечер мэтра, исполняя его композиции. 2013 Новый год был отмечен песней «На Арбате», которую исполнил творческий дуэт Антонов-Агутин.

Когда артисту исполнилось семьдесят лет, он получил из рук президента Владимира Путина Орден дружбы за многолетнюю творческую плодотворную деятельность и весомый вклад в развитие отечественной культуры. Также был награжден президентом Беларуси Александром Лукашенко за вклад в укрепление белорусского и российского народов Орденом Франциска Скорины. Мэтр шутит, что если он нацепит все свои награды, то они начнут хрустеть на груди от тесноты.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЮРИЯ АНТОНОВА
Антонов может часами говорить о творчестве, анализировать разные его периоды, но лишь только заходит речь о личной жизни, переводит тему на кошек, коих в загородном доме певца несколько десятков. Впрочем, Антонов любит не только кошек, а животных в принципе: в его частном доме живут и собаки и сельскохозяйственная живность. Смеясь, Юрий Михайлович сравнивает кошек с женщинами, которые мурлычут и ластятся, только когда им что-нибудь нужно. Своих питомцев композитор даже лечит сам, не боясь получить травмы от их когтей.

О своей бурной молодости и некоторых любовных историях он лишь однажды рассказал в интервью. Так, в молодости у композитора случился страстный, но краткосрочный роман с сотрудницей звукозаписывающей студии, по национальности мексиканкой. Еще Антонов был влюблен в Наталью Фатееву, которая не приняла его ухаживаний всерьез. А своих воздыхательниц и фанаток всерьез не воспринимал он сам.

Первая девушка, к которой у Юрия была симпатия, архангельская девушка Рита. Красивая девочка – кареглазая, светловолосая, чернобровая. Обоим было по шестнадцать лет, когда они гуляли в парке Молодечно друг с другом за ручки. Рита училась в политехническом техникуме, а затем уехала с семьей куда-то. Через много лет пришла к Антонову за кулисы, артист еле узнал в ней свою первую любовь.

Известно, что у артиста было три жены. С первой он расписался, когда ему было тридцать, но семейная жизнь не сложилась, поскольку девушка Ида, работавшая в «Ленконцерте», была еврейкой и стремилась со всей семьей в Америку на ПМЖ. Юрий занимался документами, билетами (в то время это было дело не двух-трех дней), но уехать вместе с законной супругой из страны навсегда не решился. Отец с матерью в Минске отговорили. Он оплатил переезд семьи жены, а сам остался в Советском Союзе. Ида давно проживает в Нью-Йорке и артист рад, что у нее все хорошо сложилось.

Вторая жена появилась у Антонова во время его сотрудничества с югославской фирмой звукозаписи, звали ее Мирослава Бобанович. Положение супруга югославской гражданки позволяло композитору покупать музыкальную аппаратуру такого качества, о котором профессионалы-музыканты в СССР могли только мечтать. Но семейная жизнь не сложилась и со второй женой, которая сейчас живет в Загребе.

Третья супруга Анна, хоть и русская по происхождению, тоже не захотела жить в России. Она проживает в Париже, как и взрослая дочь Антонова Людмила. Также у певца есть сын Михаил, родившийся в 1996 году и живущий сейчас в Москве.

ЮРИЙ АНТОНОВ СЕЙЧАС
Возраст и болезни не дают легенде советской и российской эстрады в полную силу заниматься творчеством. Тем не менее, в 2018 году увидел свет долгожданный студийный альбом «Дорога к морю». Как и прежде, Антонов очень трепетно относится к качеству текстов и музыки. Возможно, именно в этом кроется тайна неугасающих песен, которые помнят, слушают и любят, хотя некоторым из них скоро будет полвека!

Сейчас композитор и певец живет в собственном доме в пригороде Москвы. Компанию ему составляет целый зоопарк: кошки, собаки, гуси, павлины, цесарки, белки. У всех них имеются собственные вольеры, численность поголовья постоянно увеличивается, ведь многих четвероногих Антонов подбирает прямо на улице. Артист считает, что в сегодняшнем мире, где люди постоянно предают и продают друг друга, животные гораздо интереснее и общение с ними доставляет ему ни с чем несравнимое удовольствие.

То, что певец приостановил свою творческую деятельность, не значит, что композитор не пишет новых песен. Для него это процесс нескончаемый. Но по собственному признанию Юрия Антонова, накопилось слишком много материала, с которым необходимо разобраться. А если он будет все время писать только новые композиции, то никогда не доберется до сундука с сокровищами (читай: песнями), которые смогут стать любимыми, запоминающимися, пробуждающими лучшие чувства в людях.