Святые рыцари, жаждущие крови

Иван Варфоломеев
                1.

В прокат запущен художественный фильм Андрея Кравчука «Союз спасения». Фильм видеть не пришлось, но по вспыхнувшей и продолжающей разгораться полемике уяснил: это историко-драматическое воспроизведение  мятежа российских офицеров-дворян в междуцарствие декабря 1825 года. Как и следовало ожидать, участники полемики сразу разделились на два лагеря: на мыслящих по советским-коммунистическим штампам,  согласно которым декабристы неколебимые «борцы за освобождение России от деспотического царизма» и тех, для кого эти «борцы» - откровенные заговорщики-предатели, с оружием  в руках  выступившие против легитимной власти монарха.

Меня со школьных лет волнует эта тема. А с тех пор, как стал военным, её дух стал ещё ощутимее.

Запомнилась вечерняя программа ТВЦ, ещё от 14 декабря 2012 года. Она тоже посвящалась декабристам. Первая же мысль её участников: мятежу содействовал Запад. Что ж,  это не было новостью.  Англия, Франция, с лавирующей между ними Турцией, с одной стороны, и Австрия, Пруссия, позже - Германия , с другой, всегда жили с Россией в постоянной  конкуренции, переходящей  нередко в войны. Победа же России  в войне с Наполеоном, прославившая и возвысившая  Императора Александра1 над всеми другими  монархами, вызвала мало скрываемую злобу и зависть Европы, долгие годы унизительно находившуюся  под владычеством «узурпатора-выскочки».  К тому же,  год от года Россия крепла экономически.  Скажем, со стратегическим материалом – русской пенькой не выдерживал конкуренции хлопок, который Англия вывозила из Индии. Не меньшим спросом на мировом рынке пользовались российский каменный уголь, чугун, сталь, цветные металлы, лес, меха…

И ещё важное  обстоятельство. В 1814 году русский промышленник Лев Брусницын предложил добывать золото  не долгим и трудным способом добычи из шахт руды, её дроблением, для извлечения золота, а промывкой пород на реках Сибири. Им были найдены крупные золотые запасы  в бассейнах рек Пышма, Берёзовка, Чусовая и других.  К концу первой четверти 19 века Россия заняла ведущее  место  по добыче золота. В её хранилищах находилось свыше 30 процентов мирового золотого запаса. Факт по себе очень важный Ведь золото – основной эквивалент мировых валют.

Названные и другие причины в немалой мере побуждали недругов нашего Отечества вредить ему не только из вне, но и изнутри, поддерживая любое стихийное, или организованное недовольство. Во время расследования дела декабристов была, к примеру, выявлена такая деталь.

Находясь за границей, декабристы крепко полружились с известным лидером либерального движения во Франции Бенжаменом Констаном. На допросе 19 декабря 1825 года один из руководителей  мятежников Кондратий Рылеев заявил, что в  1814 -1815 годах читал книги Констана. А конногвардеец Барыков заявил  перед этим: он слышал, от поручика 17-го егерского полка Вадковского, что  Беджамен Констан составил Конституцию для России. (Об этом и в книге  П.В. Ильина «Новое о декабристах» СПб. 2004).

Об отношении к заговорщикам в Англии говорит такой факт. Британское издание The Times, придирчиво следившее за ходом следствия, заявило в те дни Российскому руководству: «Императорское правительство, однако, жестоко ошибается, если думает, что чисто формальное следствие, произведенное комиссией из восьми членов — придворных и адъютантов императора, — может пробудить к себе доверие в цивилизованных странах Европы или даже в менее культурной России»,
               
                2.               

Теперь о внутренних причинах. Ещё во времена Екатерины Великой в высших кругах можно было часто встретиться с людьми, известными под именем мартинистов. А. С. Пушкин отзывается о них так: «Нельзя отрицать, чтобы многие из  них не принадлежали к числу недовольных; но их недоброжелательство ограничивалось брюзгливым порицанием настоящего, невинными надеждами на будущее и двусмысленными тостами на франмасонских ужинах».  К ним принадлежал и чиновник собственной канцелярии императрицы Екатерины 11 Александр Радищев. Тот, который  написал своё скандальное «Путешествие из Петербурга в Москву». Это сатирическое воззвание к бунту он напечатал в домашней типографии и пустил в продажу. Екатерина была поражена выходкой обласканного ею подчинённого. Прочитав возмутительную, лишённую почти начисто честности и справедливости сатиру, она так сказала о Радищеве своему статс-секретарю Храповицкому: «Он мартинист. Он хуже Пугачёва…».

К месту сказать, Пушкин в ответ на Радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву»  (1790 г.) написал в 1835 году своё «Путешествие из Москвы в Петербург». Смысл таков: вопреки сатирическому нигилизму Радищева, в России за прошедшие сорок пять лет произошли и происходят положительные перемены.  Но не будем забегать вперёд. От Екатерины Великой вернёмся к её внуку Александру, провозгласившему придворным, восседая на трон: всё будет, как при бабке.

С самого начала своего правления, он   всячески  изображал  себя   либеральным реформатором. Суть же самих реформ обосновал Негласный комитет, возглавляемый М. Сперанским. Были сделаны даже некоторые практические шаги. К примеру, издан Закон о вольных землепашцах. При дворе Александра 1, и за его пределами  велись не утихающие дискуссии о свободе и многообещающих переменах. Поэтому даже тогда, когда император уже охладел к  романтике перемен, да в пику  им возглавил «противореволюционный» Священный Союз Европы, иллюзорные мечты о свободе продолжали всё ещё жить и распространяться. Особенно – среди  молодёжи, не исключая военной, побывавшей к тому же в заграничных походах.  Там она вдосталь набралась ещё больших впечатлений, свободолюбивых мыслей и чувств нелюбви к своей стране и Богом освящённой власти её Государя-императора.

Льющаяся через край свобода  захлестнула армию.  Службе офицеры отдавали  час-другой. Остальное время – потехам, пьянству, балам, дуэлям. Это, к примеру, ярко отражено в романе Льва Толстого «Война и мир». Вспомним хотя бы полицейского чина, которого привязала к спине медведя развлекающаяся в пьяном угаре гвардейская молодёжь.  На балы офицеры являются в дорогих шубах, поверх мундиров, в кольцах и перстнях.  Такой стиль жизни доводил некоторых до нервных срывов, конфликтов и даже - самоубийств, ибо требовал больших денег, а они были не у всех. В этих случаях  нередко влезали в долги. Имения закладывались-перезакладывались. А государство, между прочим, давало под их залог беспроцентные кредиты. Жить хотелось же всё лучше, наслаждений  новых, более ощутимых, разнообразных, вплоть – до диких и извращённых. Стиль, замечу, очень схожий со стилем нынешней, распущенной до некуда, «золотой» молодёжи.   А тут ещё сплошь и рядом  тайные общества, не менее таинственные и загадочные масонские ложи,  смутьянские кружки… В них точно знают, как сделать жизнь каждого интереснее, легче, богаче, изысканнее:  для этого надо всего-навсего свергнуть власть. Мысль об этом витает как в низах, так и в верхних слоях, не обходя царских апартаментов.

Вот как обрисовывает состояние умов тогдашней России, внимательно наблюдавший за событиями тех дней, посол США Генри Миддлтон:

«Нельзя отрицать, что Россия уже не та, что при Петре Великом - все богатые и образованные молодые люди до сих пор обязаны поступать на службу и следовать идее пассивного повиновения, что они часто делают с неохотой. Из-за этого многие из самых выдающихся молодых людей организовали тайные общества. 11 офицеров конной гвардии (корпус, который всегда был верен царю) под арестом. Точные цели восстания до сих пор неясны, но кажется, это было что-то вроде попытки смены правительства. В общем отчете говорится, что в течение нескольких лет под видом литературного общества проводились политические собрания, и что это общество имело филиалы в разных концах империи, а литература не являлась главным объектом внимания в них; что князь Трубецкой, член этого общества, будучи в Париже, получил от Бен. Констана проект конституции, которую подразумевалось привести в жизнь при подходящем случае; что после смерти Александра было решено использовать момент, когда вся императорская семья будет на похоронах в крепости, и поднять знамя конституции, настаивая на подписании требований восставших; что последующее 17-дневное междуцарствие подвигло заговорщиков совершить попытку переворота до того, как разрешится вопрос с наследником, и до завершения своих приготовлений».

Некоторые исследователи склонны полагать, что смены власти желала будто даже вдовствующая Императрица (жена убитого Павла 1) Мария Фёдоровна. Хотела, дескать, стать очередной Императрицей наподобие Екатерины !!. Великой.  Ведь она, в прошлом София-Доротея,  даже родилась там, где и Екатерина !!, в Штеттинском замке, а отец, её как и отец её Великой предшественницы, тоже служил в замке комендантом.

Однако прямых доказательств,  того, что Мария Фёдоровна метила на трон,  найти не удалось. Да, она добилась того, чтобы отодвинуть подальше от государственных дел свою невестку, жену сына Императора  Александра, Елизавету. Да она  сверх меры опекала сына-Императора. Верно и то, что ею были отстранены от должностей и высланы из Петербурга все, причастные к убийству её мужа Павла 1, но о роли Самодержицы если и мечтала, то, может быть, только во снах. Судя по её дневниковым записям, саму попытку переворота она 14  декабря наблюдала через окно Зимнего дворца. Тем не менее Мария Фёдоровна очень даже потакала  заговорщикам офицерам.

Тут важно заметить, что она, равно как и сын-Император Александр, была акционером и состояла в руководстве известнейшей в те времена Русско-Американской торговой фирмы. (Прибыль от продажи одних только шкур каланов доходила порой до 4,5 миллионов рублей в год). Считающая себя женщиной умной, прогрессивной, ценящей литературу и искусство, она добилась того, что канцелярию фирмы возглавил поэт-декабрист Кондратий Рылеев. Он поселяется в этом роскошном двухэтажном доме (Набережная Мойки, дом 72), проводит встречи-застолья со своими товарищами по заговору. Случается, что перечисляет и деньги своей тайной организации. А самое возмутительное, Рылеев с единомышленниками  вынашивают план создания на американском побережье независимой «Новой России», с перемещением туда поморов Архангельской губернии. Узнав, об этом Николай 1 насмешливо бросит Рылееву: «То-то хороша собралась у вас там компания».
               
                3.

Разные по своим взглядам и методам осуществления переворота были господа-заговорщики. Но всех их объединяла одна конкретная цель: свержение легитимной власти. Одна из их организаций стала называться «Союзом спасения». Возникает вопрос: спасения от кого? Ну, конечно, от власти. Им было наплевать на то, что и Государь-Император, и Правительство не менее, а даже более их заботятся о том, чтобы без потрясений, постепенно улучшать жизнь народа, укреплять Государство Российское. Однако потенциальные  мятежники считали себя на то время умнее всех. Кто же они, конкретно, разбудившие по определению В. И. Ульянова-Ленина, Герцена, а тот, разбужено, спросонья, забил в свой революционный колокол? Да ещё сказал про  своих «будильщиков» , что это были "богатыри, кованные из чистой стали", "святые рыцари", а царь на самом деле "дракон", "Медуза Горгона", исчадие ада». И такой вопрос: какую же власть предлагали заговорщики взамен существовавшей?

Наиболее авторитетным и радикальным среди них  был руководитель «Южного тайного общества», командир Вятского полка, полковник Павел Пестель. Он же сын самодура-крепостника, казнокрада,бывшего сибирского губернатора Ивана Пестеля, происхождением из переселившихся в Россию немцев. Он же автор программы заговорщиков «Русская правда». Она предлагала учреждение в России республики и установление на десять лет диктатуры Временного правительства.  Царская фамилия, согласно этой, с позволения сказать, «Русской правды», предавалась казни по всем линиям родства,  до последнего ребёнка. Вдумайся, читатель, борьба за свободу, а в итоге - диктатура. Осуждение якобы жестокости существующего строя - и казнь многочисленного царского рода. Сам Пестель открыто назывался диктатором восстания. Не лишне добавить, унаследовав от отца привычки казнокрада, Пестель путём махинаций с финансами полка, присвоил себе немалую сумму денег. Для «благополучного» правления диктатор мечтает вместо существовавших 5 тысяч 800 сотрудников Тайной полиции довести их численность до 112 тысяч.

Подполковник Сергей Муравьёв-Апостол - один из организаторов «Союза Спасения», член «Южного тайного общества». Состоял в масонской ложе «Три добродетели». Был единодушен с Пестелем в смысле запланированной казни царской семьи. Казни, без суда и следствия. Из гарнизона Василькова, на Украине, Муравьёв-Апостол выступил против существующей власти во главе Черниговского полка. По свидетельству очевидцев, выступление началось с пьянства солдат в кабаках. Пьянку солдаты и их командиры связали с празднованием Нового года. Напившись, двинулись грабить крестьянские избы, насиловать женщин. Попалась изба, в которой стоял гроб, с покойником. Содрали с него новое покрывало, подхватили мертвеца под мышки и пошли с ним по очереди в пляс.

Черниговцы были разгромлены в первом же бою. Большинство их сдались без сопротивления. Сам Муравьёв-Апостол, раненный в голову картечью, был отправлен в Петербург и там заключён в Петропавловскую крепость. Повешен 26 июля 1826 года, вместе с Пестелем, Рылеевым, Каховским и Бестужевым-Рюминым. Повешен дважды. Первый раз оборвалась верёвка. С этим связан один случай, из прошлой жизни заговорщика.

Во время оккупации Парижа в 1814 году союзными войсками, в салон известной на всю Европу гадалки мадемуазель Ленорман, вместе с друзьями, пришел восемнадцатилетний Сергей Муравьев-Апостол: «Что же вы скажете мне, мадам?». Ленорман вздохнула: «Ничего, месье». Муравьев настаивал: «Хоть одну фразу!». И тогда гадалка произнесла: «Хорошо. Скажу одну фразу: вас повесят!» Муравьев опешил, но не поверил: «Вы ошибаетесь! Я — дворянин, а в России дворян не вешают!» — «Для вас император сделает исключение!» — грустно проговорила Ленорман.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОСЛА США В РОССИИ ГЕНРИ МИДДЛТОНА:

«Число бунтовщиков достигло 2-3 тысяч. Граф Милорадович, военный губернатор Петербурга, предпринял попытку остановить их и привести к повиновению, но был застрелен кем-то в штатском платье. Архиепископ и священники, облаченные в церковные одеяния, тщетно пытались уговорить восставших принести присягу. Первый раз в истории России толпа улюлюкала представителям церкви. Тем временем площадь окружили части кавалерии, пехоты и артиллерии, а все улицы были перекрыты. Исчерпав все методы убеждения, император Николай с неохотой приказал использовать средства принуждения и послать дюжину картечных выстрелов, а также несколько выстрелов от кавалерии. Благодаря этому революционеры были рассеяны, они находили убежище в соседних дворах и зданиях, из которых, в некоторых случаях, не смогли уйти и сдавались без сопротивления и без резни с обеих сторон».
               
                4.

Орудиями, гвардейской артиллерии, занявшими позиции перед выстроившимися на Сенатской площади в каре мятежниками, командовал генерал Иван Сухозанет. Это был генерал,  потерявший в прошлом сражении руку. Команды он подавал с учётом распоряжений находящегося рядом Императора Николая 1. Сначала тот распорядился дать залп холостыми зарядами. На заговорщиков это не подействовало. Тогда Сухозанету было приказано стрелять картечью. Поверх голов.  Мятежники ответили ружейным залпом. И тогда картечь, убийственно, жестоко, засекла  по их рядам. Строй рассыпался, началось бегство на лёд Невы. Михаил Бестужев пытается остановить, построить солдат, направить их на штурм Петропавловской крепости. Но бесполезно. По льду теперь бьют тяжёлые ядра. Лёд раскалывается, трещит, мятежники, с воплями, хрипами тонут. Вспомнился ли кому-нибудь из них  их сотоварищ Александр Одоевский, воскликнувший перед мятежом: "Умрем! ах, как славно мы умрем!..." Сам он получит двенадцать лет каторги. Умрёт  в 1839-м.



Итог. В тот день, 14 декабря, 1825 года, предотвращено то, что совершится в феврале-октябре года 1917-го. А именно: принуждение Богопомазаника, Государя-Императора к отречению от Престола, октябрьский переворот, ритуально-дикая расправа над Государём-Императором,  всеми его ближними и дальними родственниками, братоубийственная гражданская война, разруха, голод, тиф, безотцовщина, безверие и «героическое» преодоление трудностей на «пути строительства» коммунизма»... Строительство закончилось позорным провалом. А ведь тоже на весь свет трубили о спасении России!