Иудейские мыслители и Холокост

Моисей Харитонов
При попытке подойти к оценке каханизма в соотнесении с широким контекстом «зацепило» вычитанное у Г. Гринберга, Kristallnacht: The American Ultra-Orthodox Jewish Theological Response об  ультраортодоксальном теологе и политическом деятеле - Ицхак Меир Левин.

Многие религиозные мыслители сначала были неспособны ответить на Холокост с точки зрения веры. Были интеллектуально парализованы вопросом - как Бог мог позволить этому случиться? «Иерусалимский лидер движения «Агудат Исраэль» Ицхак Меир Левин смирился с тем фактом, что не было никакого теологического или естественного объяснения жертвоприношению миллионов Божьих людей. Он вгляделся в себя, посмотрел на Бога и только тогда смог начать *понимать*».

Википедия подсказывает. Ицхак-Меир Левин (1893 - 1971) - израильский и польский религиозный и политический деятель, глава Всемирной лиги «Агудат Исраэль».
Родился в польском городе Гура-Кальвария (Гора Голгофа, от лат. Calvaria), в семье раввина. Из Гуры-Кальварии происходит одна из самых известных хасидских династий - гурских хасидов.
В начале XX века город являлся крупным центром скорняжного и кузнечного дела. В 1925 здесь открылась фабрика оружия и оборудования для фехтования «Szermierz» («Фехтовальщик»), которая просуществовала до начала Второй мировой войны. После войны, на её базе создана «Фабрика туристических и спортивных товаров Polsport», производящая продукцию по сей день.
Среди известных уроженцев - Вольф Мессинг.

Обучался в иешиве гурских хасидов и получил титул раввина. В 1930 избран лидером польского отделения партии «Агудат Исраэль» («Союз Израиля»). Это - всемирное еврейское религиозное движение ортодоксальных евреев, объединённое в политическую партию, целью которой является стремление сохранить устои еврейской религии и традиции, еврейского общества на основе Галахи. Партия приобрела приверженцев главным образом в центрах ашкеназской диаспоры в Восточной и Западной Европе в начале XX в.

Организация создана в 1912, продекларированная цель - «решать в духе Торы и соблюдения заповедей все вопросы, возникающие ежедневно в жизни еврейского народа».
Первоначально идея основания светского еврейского государства категорически отклонялась. Еврейское государство должно было существовать только по законам Торы. Однако с приходом нацистов к власти в Германии политика Агудат Исраэль по отношению к переселению евреев в Эрец-Исраэль радикально изменилась. На Сент-Джеймсской (Лондонской) конференции (1939) по проблеме Палестины, Агудат Исраэль скоординировала свою позицию по отношению к британской политике в Эрец-Исраэль с программой Сионистской организации. После Катастрофы Агудат Исраэль присоединилась к требованию сионистов о создании еврейского государства в Палестине.
После основания государства организация превратилась в политическую партию, которая выступает за усиление влияния Торы и еврейского законодательства (Галахи) в израильском обществе.

Ицхак Меир Левин в 1937 на всемирном съезде партии был избран в состав центрального управления, стал одним из двух председателей президиума партии. В 1939 избран главой всемирной лиги «Агудат Исраэль». Один из организаторов сети ортодоксальных еврейских религиозных учебных заведений для мальчиков и для девочек.

В 1937 стал депутатом польского Сейма от партии «Агудат Исраэль», сменив в Сейме другого представителя партии. На выборах 1938 избран депутатом Сейма от Варшавского избирательного округа и оставался депутатом до роспуска Сейма немецкими оккупационными властями в 1939. После поражения Польши, занимался вопросами эмиграции варшавских евреев в подмандатную Палестину, оставаясь до 1940 года главой польской «Агудат Исраэль».
В 1940 эмигрировал в Палестину, где продолжил активное участие в партии. В период Холокоста, был активным участником «Комиссии спасения». Был членом Временного государственного совета. Один из подписантов Декларации независимости Израиля. 

Был депутатом Кнессета с первого по седьмой созывы. Первый министр благосостояния в составе первых правительств Израиля. В 1952 подал в отставку с поста министра, как часть протеста Агудат Исраэль против обязательного призыва женщин в армию и против государственной службы для женщин.

Был одним из организаторов переговоров между светским руководством ишува и религиозными кругами, закончившимися подписанием «Письма о статусе-кво», гарантирующем иудейский характер государства, религиозное подчинение гражданских состояний (брака, кашрута, соблюдения субботы). Активно добивался получения учениками иешив освобождения от призыва. Добивался признания государством религиозного образования и был одним из основателей отдельной сети школ Агудат Исраэль. Добивался признания государством сети школ Талмуд-тора Старого ишува.
Когда Голда Меир стала премьер-министром Израиля, высказал от имени Агудат Исраэль протест против назначения женщины руководителем государства.

Вот такой человек поначалу терялся осмыслить Холокост.

Моя гипотеза
 
1.Может быть, неосознавая, этот ультраортодоксальный руководитель вывозил из Польши «полезных» евреев - тех, кто был подготовлен, в том или ином варианте, к трудовому обустройству в Палестине. «неполезных» не вывозили. Это не было «спасением» от ожидаемой гибели, это было использование обстоятельств для подселения еще людей на Земле обетованной.

2.Когда зло от нацистов и их пособников оказалось масштабов Катастрофы - подсознательно или осознавая религиозные руководители понимали свою ответственость за то, что не предусмотрели Катастрофу и не упредили спасительными мерами. И стали а) прикрываться рассуждениями о замысле и воле Бога, б) фокусировать обсуждения на разоблачении тех, кто осуществлял «зло».