Абдулгафаровы, Абдулгафуровы
***
Компиляции
Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.
Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.
Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.
Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие
‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.
Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.
Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.
В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.
История мусульманской общины г.Твери
***
…Среди лиц, имеющих cвидетельства на право торговли, из татар числились Салехетдин Фатхуллин и Шигабетдин Абдулгафуров. Последний позже станет муэдзином в Соборной мечети и заместителем муллы Хусаина Сеид-Бурхана.
С именем этого муллы связана официальная история татарской (мусульманской) общины города.
В конце XIX века для прохождения воинской службы в 8-й гренадерский полк прибывают татары-новобранцы. Вместе с ними приходит и мулла Хусаин Сеид-Бурхан. К этому времени татар в губернии насчитывалось уже около тысячи человек, третья часть которых проживала в городе
На конец века приходится культурный и духовный расцвет татарской нации на почве Ислама, рост самосознания татарского народа. Известно, что в начале века 95% мусульман в Твери и губернии составляли татары. Поэтому историю татарской общины можно рассматривать как историю мусульманской общины.
https://www.dum-tver.com/istoriya-musulman-tveri
Абдулгафаров Ягофар
***
…
…
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА НЕИЗВЕСТНО.
Абдулгафаров Ягофар – рядовой.
Абдулзатров Мирсаяф – ефрейтор.
Абдулнафинов Хабибулла – ефрейтор.
…
Антипин, Н.А. Забытые имена героев Русско-японской войны 1904-1905 гг. // Инфор: «Ветер времени»: материалы к поколенным росписям российских родов Урала (Челябинск). – 2007. – № 1. – С. 26-38.
Велиулла Абдул Гафаров
***
Метрическая выпись указного имама города Симбирска.
Мухамет- Ноября 2-го Отец его Симбирский 1-й гильдий купиц В гор. №11
Юсиф родился дня 1876 г. Хасян Селейманович Акчурин, мать Фехри-ба-ну Абдурешетовна Симбирск
Симбирский указный мулла Абдул Гафаров»
Печать Симбирский город, указный мулла Велиулла Абдул Гафаров»
Абдулгафаров Хабибрахман
***
Марийский край в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Мемориальная книга.
М 26 Т. I. Царевококшайский уезд Казанской губернии / Сост. А.Н. Кудрявцев, А.В. Соко-
лов. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2018. – 384 с.: ил.
Абдулгафаров Хабибрахман
1891 г.р., 38-й пех. Тобольский п.
Ислам и казачество.
***
…По свидетельству П.С. Палласа посетившего Яицкий городок в 1769 году, среди казаков было немало «некрещеных татар и кизельбашей (туркмены и каракалпаки)»[16].
В 1765 г. в Уральском казачьем войске служили мусульмане - войсковой старшина Мавлекей Ицмагулов, командир 31-й Татарской сотни сотник Сапар Альметьев, хорунжие Амин Караганов и Абдулла Мемеков, подхорунжие и урядники Камбар Асанов, Кунмурза Асанов, Халил Асанов, Сатбай Асанов, Абдулла Асанов, казаки Аптакарим Тангаев, Муртаза Татарин, Асан Муханаев, Курган Ильбибаев и т.д.[17]
Этнограф А.И. Назаров провел тщательный историко-лингвистический анализ и выявил очень большой пласт уральских казачьих фамилий (в период с конца XVIII по начало XX вв.), значительная часть которых (более 300 фамилий) явно тюрко-мусульманского происхождения: Абдрахманов, Абдрашитов, Абдулгафаров, Абдулкадыров, Байтуллин, Бекарасланов, Бектимиров, Вагапов, Вахитов, Габайдуллин, Гайнуллин, Джайнбаев, Джангаев, Джаналиев, Джангулов, Джанзаков, Джантурлин, Женалиев, Жулдаев, Зайнетдинов, Зубаиров, Искендеров, Исмаилов, Кенжебеков, Кунакбаев, Мансуров, Менлибаев, Мурзарахимов, Мухаммедов, Насыров, Нигматуллин, Рахимбердин, Рахманкулов, Сатыбаев, Сеитов, Сулейманов, Тахматуллин, Тухтамишев, Узбеков, Уразаев, Файзуллин, Фаткуллин, Хазимуратов, Хамитов, Шамилев, Шарипов, Юсупов и т.д.[18]
https://synchasvetlana.livejournal.com/107604.html
Жертвы репрессий
***
Абдулгафуров Хамид Шакирович
Родился в 1900 г., г. Казань; татарин; зав. ларьком колхозного рынка.. Проживал: г. Казань.
Арестован 28 декабря 1937 г.
Приговорен: тройка при НКВД ТАССР 6 января 1938 г., обв.: по ст. 58.
Приговор: 10 лет ИТЛ. Реабилитирован в апреле 1957 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан
Абдулгафуров Шакир
(варианты имени: Шакур) Родился в 1850 г., Татарстан, Зеленодольский р-н, д. Каратмень; татарин; мюрид.. Проживал: г. Казань, ул. Наримановская.
Арестован 28 июня 1931 г.
Приговорен: тройка ГПУ ТАССР 30 октября 1931 г., обв.: по ст. 58-10 ч.2, 58-11.
Приговор: 5 лет концлагерей условно. Реабилитирован 8 апреля 1965 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан
http://lists.memo.ru/d1/f30.htm
РОЖДЕННАЯ ПО ДОРОГЕ В ССЫЛКУ Печать
***
Наджие Баталова, БОСПОР
14.05.2009 г.
18 мая 1944 года в товарных вагонах, набитых до отказа людьми, повезли крымскотатарский народ в депортацию — в Среднюю Азию, кого — на Урал и Сибирь на долгие годы.
Уроженец деревни Опук, что под Керчью, Рефат Абдулгафаров, осиротевший в годы голода в 1926 году, воспитывался в Керченском детдоме, отслужил армию, закончил морское училище, получил и водительские права, работал на судоремонтном заводе г. Керчи. С первых же дней войны квалифицированный водитель служил у руководителя города и партизанских отрядов Керчи.
Вскоре Рефат бей заразился тифом, заболела и его жена Шевкъие. На день 18 мая они в тяжелом состоянии лежали в больнице. Но едва выздоровели, их тут же с болгарами, армянами, греками депортировали из Крыма. В поезде у беременной Шевкъие ханым начались родовые схватки. Рядом лишь ослабленные, измученные дорогой люди. В антисанитарных, нечеловеческих условиях под рокот колес 5 июля 1944 года на свет появляется девочка. Женщины отрывали подолы от своих платьев, собирали по вагонам любые лоскутки на пеленки. И Зера, так назвали новорожденную, выжила. Она обязана жизнью добрым, отзывчивым людям, ставшим для нее родными.
В свидетельстве о рождении у Зеры указаны Анжеро-Судженский район Кемеровской области. И никаких данных о селении, станции...
Жить вдали от родных Рефат бей и Шевкъие ханым не могли, они в 1946 году разыскали их в Узбекистане, добившись разрешения в спецкомендатуре, переехали туда жить. Их дочь Зера, окончив школу, получила специальность преподавателя физвоспитания в Киргизском институте физкультуры.
Зера Рефатовна Измайлова (Абдулгафарова) в 1993 г. с семьей и родителями (теперь уже покойными) вернулась на Родину, они жили в селе Горностаевка (Акъозь, Мариенталь) Ленинского района. Она работает в местной средней школе, ветеран труда высшей категории, уже 43-й год на педагогическом поприще. Команда школьниц-волейболисток уже 22 года подряд занимает под руководством Зеры Рефатовны первое место в Ленинском районе в турнире по волейболу, посвященному памяти тренера Ю. Балашова.
Вспоминая свое рождение, жизнь в Сибири, Зера Рефатовна не может унять слезы:
— Бедная моя мама, не могу представить, что она перенесла по пути в ссылку, как она выходила меня, своего первенца, такая молодая, неопытная. Но Аллах помог! И среди людей того состава поезда, который мчал нас в Сибирь, не было равнодушных. Мама всю жизнь была благодарна им.
С мужем Рушти Измайловым создали семью. Дочь Анжела педагог, работает в Симферопольской школе № 23. Сын Руслан закончил Московский авиационный институт, живет и работает в Москве.
Пусть больше никогда не повторятся черные дни 1944 года. Наша молодежь должна помнить историю народа, жить достойно на земле предков, не забывать о высокой мусульманской нравственности и морали, создавать и сохранять крепкие национальные семьи.