Художник счастья. Огюст Ренуар-12

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
"Арабский праздник" (1881, музей Орсэ, Париж),
"Банановые плантации" (1881, музей Орсэ, Париж).

Алжир в то время был одной из французских колоний. После Делакруа туда стремились многие художники в надежде найти там экзотические сюжеты, постичь тайны цвета и света. В «АРАБСКОМ ПРАЗДНИКЕ» художником запечатлено красочное празднество, при чем множество фигур, рассыпанных по картине и облепивших холм, находятся как бы в постоянном движении.

В банановых плантациях, недалеко от столицы Алжира, первозданная природа завораживает Ренуара так, что он даже отказывается от изображения человеческих фигур.
«ПОРТРЕТ ВАГНЕРА» (1882, музей Орсэ, Париж).

В Палермо Ренуар написал портрет Вагнера. Вообще Ренуар не был поклонником композитора Вагнера, он отдавал предпочтение Ж.Оффенбаху.

Творческий кризис, который переживал художник, обрёл истинный масштаб. Ренуар осознал пределы импрессионизма. «Импрессионизм казался мне исчерпанным, у меня было ощущение, что я совершенно не умею рисовать. Короче говоря, я был в тупике»,- так писал Ренуар небезызвестному Амбруазу Воллару. Ренуар пытался в своих новых работах достичь ясности древних мастеров, которая, по его словам, "вызывает у нас ощущение вечности творения".
Продолжая заниматься творческими исканиями, Ренуар прочитал "Трактат о живописи" Ченнино Ченнини, с описанными в нём техническими приёмами и рецептами живописцев XV века. Он ещё больше убедился для себя в том, что художник должен быть "замечательным ремесленником" и стал очень много значения в своих работах предавать форме и выписыванию деталей.
Об этом свидетельствует следующая работа.
«ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В ВАРЖЕМОНЕ» (1884, Нац. галерея, Берлин)
Перед нами большое полотно (127х173см !). Взгляд сразу задерживается на подробно прорисованных детских фигурах, расположенных в нетрадиционной децентрализованной композиции. На картине три дочери Поля Берара – заказчика картины. Новаторское звучание картине придает простота интерьера.
Строгий декор комнаты и трогательная гармоничность детских фигур. Достаточно сравнить эту работу с портретом «МАДАМ ШЕРПАНТЬЕ С ДЕТЬМИ», чтобы почуствовать разницу в стилях. Ренуар дает теперь предпочтение точному контуру вместо размытых пятен, четкой линии, а не сфумато.
«МОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ В ВАРЖЕМОНЕ. НОРМАНДИЯ»
(1880, Метрополитен музей, Н.-Й.).
Ренуар любил бывать в Варжемоне в Нормандии, где он написал этот тонкий морской пейзаж. Очарованный окружающей его природой художник вновь отказался от изображения человеческих фигур.