Франция Православная. Глава 15

Филипьева Татьяна Васильевна
(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 15. ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В МЕДОНЕ
 
     Между Парижем и Версалем расположен зелёный городок Медон, полюбившийся русским эмигрантам первой волны, охотно его заселявшим. В 1924 году они решили построить здесь русский православный храм, но лишь в 1928 году, по милости Божией, был заложен фундамент храма Воскресения Христова. Сюда я приехала на Литургию в праздник Вознесения Господня. Уже на протяжении нескольких десятков лет в храме бессменно служит выпускник Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (1) протоиерей Михаил Гудков.          
     Он сделал мне ценный подарок — материалы по истории храма, о его настоятелях, иконах и святынях, составленные в прошлые годы, а ныне бережно хранимые заботливым настоятелем. В судьбе храма Воскресения Христова, как в зеркале, отражена история миссионерского служения Русской Православной Церкви Заграницей, в рассеянии сущей.
     Храм Воскресения Христова помнит таких святителей, бывавших и служивших в нём, как митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Феофан Полтавский, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и других.
     Я стояла в церкви и представляла, что — подумать только! — годовалым ребёнком я топала по дорожкам подмосковного посёлка Жаворонки, а в это время (1951–1952 годы) владыка Иоанн (Максимович) ежедневно приходил в этот Воскресенский храм совершать уставные службы. Когда мы думаем о прошлом, оно с нами, и мы — в нём. Знать прошлое важно, ибо без него нет настоящего, в настоящем же рождается будущее. Такова связь времён, и это остро ощущаешь в храме Божием в Медоне. Важно только не оставаться в прошлом и не жить одним будущим, чтобы не утратить реальность настоящего момента, который, собственно, и есть жизнь.
     На службах поют два церковных хора: один — мужской, другой — смешанный. И тот, и другой не просто замечательно поют, но молятся, создавая тем самым особый молитвенный настрой и духовную атмосферу для всех прихожан.
     После Литургии отец Михаил и его матушка Вера пригласили меня в гости к себе домой на праздничную трапезу. В разговоре выяснилось, что матушка Вера — дочь Алексея Феодосьевича Сердцева, удивительного человека, прожившего замечательную, но трудную жизнь в эмиграции.
     Я познакомилась с ним в Джорданвилле, когда он был уже в весьма почтенном возрасте. Алексей Феодосьевич весь светился любовью к людям, и люди любили его за доброту, открытость, искренность, общительность, правдивость и чистоту веры. Бывало, едем с ним на машине, так он за рулём всю дорогу по памяти читает молитвы, а знал он их много, да не просто произносил, но молился. Он приглашал меня в свой дом, дарил иконки, водил на кладбище Джорданвилльского монастыря, где мы вместе молились у могилки его супруги Екатерины, трудолюбивой и глубоко верующей женщины. А теперь, бывая в Джорданвилле, я обязательно иду поклониться кресту на месте погребения родителей матушки Веры — рабов Божиих Алексея и Екатерины, сумевших создать большую и дружную православную семью даже в условиях гонений и вынужденной эмиграции.
     Отец Михаил женился на миловидной, шустрой девушке Вере Сердцевой, когда был ещё семинаристом, и увёз её во Францию. Дом их — в милом французском городке Аржантое недалеко от Парижа. Стол накрыли в уютном садике во дворе дома: праздничная скатерть, красивая посуда и прекрасное угощение — это матушка Вера от души постаралась, по-русски вкусно и щедро. Как тут было опять не вспомнить её отца Алексея Феодосьевича? Он ведь всегда оказывал нам радушный приём, накрывая к обеду точно по пословице:  «Что есть в печи, на стол мечи».
     В тихом дворике вспомнились слова святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, о том, что рай начинается в душе человека уже в земной жизни.
     За столом я прочла слова, обращённые к радушным хозяевам: 


                Как много в мире есть людей хороших,
                На них и держится земля.
                Живёт в Париже православная семья,
                На Вознесение приехала к ним я.

                Дай, Бог, здоровья, радости, успехов,
                И чтобы с детками всё было хорошо.
                Вы тоже приезжайте к нам в Россию,
                Даст Бог, когда-нибудь мы встретимся ещё.

                Спаси, Бог, за любовь и мои слёзы,
                — Во храме плачется и молится легко.
                Я стану вспоминать о вас в молитве,
                Когда в России уже буду, далеко.

                У Бога нет разлук и в Боге нет печали,
                И очень тесен православный мир.
                Есть чувство у меня, что мы родные,
                Матушка Вера и батюшка Михаил.


     После традиционного десерта из французских сыров и чая с вкусным домашним клубничным тортом мы направились прогуляться пешком по тихим улочкам Аржантоя.


(1) Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле (США, штат Нью-Йорк) основана архиепископом Виталием (Максименко) в 1948 г.


(Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/25/109)