Рафаэль и Перуджино. Фреска Троица и святые

Алина Алексеева-Маркезин
Рафаэль и Перуджино. Фреска Троица и святые.1505 - около 1508 и 1521.Часовня Сан-Северо, Перуджа.
      
      Гениальный художник Рафаэль Санцио родился в небольшом итальянском городе Урбино в 1483 г. Как и большинство итальянских городов того времени, Урбино был самостоятельным государством, управляемым герцогом Федериго де Монтефельтро, славившегося своей любовью к искусству и наукам. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. Любовь к наукам, искусству была отличительной чертой всех итальянских городов эпохи Возрождения.

      Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Джиованни имел свою мастерскую, в которой писали образа, отделывали мебель, седла, золотили различные предметы. Понятия ремесленника и художника тогда не разделялись, — все предметы ремесла были в большей или меньшей степени художественными произведениями, все создавалось на основе высокой требовательности к красоте вещи. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Проявив рано склонность к рисованию, он начал учиться у своего отца, который если и не был замечательным живописцем, то понимал и ценил живопись.
       
        В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины — второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди - монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Члены семьи не очень ладили друг с другом. В  своей семье Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен.

     В 1500 г. Рафаэль отправился в ближайший от Урбино город Перуджу, известный своими мастерами живописи. В Перуджи жил самый знаменитый в тех краях живописец Пьетро Ваннуччи, более известный под именем  Перуджино.Он имел свою мастерскую, большое количество учеников. С ним соперничал в Умбрии только Синьорелли, который жил в то время в городе Кортоне,рядом с Урбино.

   Перуджино очень много странствовал; учился он и во Флоренции, работая под руководством Пьеро делла Франческа‚ а также вместе с Леонардо да Винчи в школе Верроккио.  Перуджино остался по своему духу, чисто умбрийским художником любящим мягкие и нежные контуры и трогательные образы Богоматери. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы.

       Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы.Первое время Рафаэль работал под влиянием учителя. Мастер того времени не ставил себе задачи развить индивидуальность ученика, а только сообщал ему технику мастерства.
          
    В 1503 г., после отъезда Перуджино во Флоренцию, Рафаэль получил первый крупный самостоятельный заказ — написать картину «Коронование Богородицы» для церкви францисканского монастыря в Перудже.В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство.

    В Урбино Рафаэль пробыл всего шесть месяцев и, снабженный рекомендательными письмами, отправился во Флоренцию. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Поэтому, когда Рафаэль окунулся в художественную жизнь Флоренции, в которой искусства стояли на большой высоте.

     Рафаэль часто наезжал в Перуджу, руководил работами своих учеников, рисовал картины и окончательно отделывал заказы, но жил и учился во Флоренции.

   В 1508 г., Рафаэлю всего двадцать пять лет, но он уже создал более пятидесяти станковых картин, одну фреску в монастыре Сан-Северо и бесконечное множество рисунков и эскизов. Так как Рафаэль достиг большого совершенства в своем искусстве, известность его в флорентийских кругах неуклонно росла.


 ФРЕСКА В КАПЕЛЕ САН-СЕВЕРО В ПЕРУДЖЕ .
 
    Капелла Сан -Северо знаменита тем, что здесь находится фреска"Троица и святые"(1505 - около 1508 и 1521), созданная двумя великими художниками Рафаэлем Санти и его учителем Пьетро Перуджино. Здесь ранний Рафаэль встречается с поздним Перуджино.
    
     Рафаэль написал верхний ряд фрески в 1505-1508 г., когда ему было всего 22 года. Спустя годы после кончины своего ученика в 1522 году престарелый учитель добавил нижний ряд. Как пишет Генри Мортон:
     «Интересно, есть ли еще где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя».

    Интересно, что Джорджо Вазари дважды упомянул об этом произведении. В «Жизнеописании Пьетро Перуджино, живописца» он пишет, «Будучи уже старым, он уехал из Флоренции в Перуджу, где выполнил несколько работ фреской в Сан Северо, монастыре камальдульского ордена; в этой обители написал несколько фигур и молодой Рафаэль Урбинский, его ученик, о чем будет рассказано в его жизнеописании». Открываем «Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» и читаем:

    «После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу… В Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена…, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами».
     Надо сказать, что Вазари недолюбливал Перуджино и боготворил Рафаэля. Немного найдется произведений, которые удостоились бы двойного упоминания у Вазари и комментария Генри Мортона!

    Беренсон написал о Перуджино: „Он чувствовал красоту женщин, очарование молодых людей и достоинство стариков, никто ни до него, ни после с ним не сравнится“. Затем он охарактеризовал некоторых женщин Перуджино: „Высокие, тонкие, золотоволосые, изящные — настоящие шекспировские героини. Во всех изображенных им людях чувствуется святая отстраненность, нетронутая чистота“.
 
         К сожалению, верхняя часть фрески,написанная Рафаэлем , сильно пострадала от времени. Из шести святых хорошо видно только пять. Хотя Христос изображен во Славе и видно, что он сидит на облаке в окружении парящих ангелов, святые расположены почти на одном уровне с ним. Они сидят перед Христом в довольно непринужденных позах. Двое старцев с длинными белыми бородами внимательно слушают его проповедь, подавшись вперед. А более молодые св. Бенедикт и св. Ромуальд переглядываются друг с другом.

  Шесть святых в нижнем ряду Перуджино изобразил в более статичных позах.Мастеру в то время было больше 70 лет. 
     Хотя наличие парапета в ракурсе в перспективе усиливает ощущение пространственности, все фигуры размещены в одном ряду, с лаконичными и несколько расплывчатыми взглядами, типичными для художника, который в разгар шестнадцатого столетия продолжал использовать образный стиль, который и сделал его знаменитым, несмотря на появление новых форм.

   В центре находится ниша с  терракотовой  Мадонной и Младенцем
 из тосканской мастерской конца XV века.