Прибалтийская сцена рок-музыки. Творчество эстонск

Владимир Курбалиев
Музыкальная история прибалтийских государств имеет немало интересных коллективов и исполнителей. В этом контексте стоит отметить литовские коллективы «Antis», «Katedra» и «LT United». Латвия также представлена рок командами, такими как «Brainstorm», «Jumprava» и «P;rkons». Располагающаяся к северу от Латвии соседняя Эстония также имеет в обойме своих рок исполнителей, таких как «Herald», «J.M.K.E.» и «Vennaskond». И об одном из таких рок исполнителей Эстонии, группе под названием «In Spe» будет идти речь в этой статье.
              История группы начинается в 1979 году, в момент её образования в столице страны, городе Таллинн, студентом местной Консерватории имени Георга Отса, Эркки-Свен Тююром. Эррки проходил обучение по классу флейты и перкуссии и музыканту пришла в голову мысль создания собственного коллектива. В новоиспечённую команду Тююр пригласил на гитару Рихо Сибула, ритм-секцию сформировал усилиями бас-гитариста Тойво Копли и ударника Арво Урба, за клавишные же отвечали помимо лидера ещё двое музыкантов – жена Эррки – Анне Тююр и Марта Метсала. К слову, в переводе название группы является сокращением от итальянского выражения «In Speranza» что означает - «В Надежде». О своих музыкальных ориентирах Эррки-Свен Тююр говорил так:
         - Сначала я хочу рассказать немного о моём музыкальном бэкграунде, о том, почему я вообще решил стать композитором. Возможно, это не самый обычный путь. Я начал писать музыку без какой-либо предварительной подготовки, я не ходил в детскую музыкальную школу. Но, к счастью, в обычной образовательной школе, где я учился, был очень сильный преподаватель по музыке. Мы даже делали упражнения по сольфеджио, так что базовые знания у меня всё-таки были. В 70-е годы я заинтересовался прогрессивным роком. Я открыл для себя музыку «Emerson, Lake & Palmer», «King Crimson», «Yes», «Genesis» и других групп, которые произвели на меня огромное воздействие.
           Сценический дебют коллектива состоялся на сцене Таллиннского Политехнического Института в декабре 1979 года. Сложные разноплановые и многочастотные композиции вкупе с виртуозной игрой привлекли внимание публики, и команда завоевала хорошую репутацию с первого выступления. В период 1980-81 годов группой в студии были записаны несколько композиций. Однако планы коллектива относительно записи альбома были немного сорваны уходом гитариста Сибула, вместо которого на гитару в группу был временно приглашён Яанус Ногисто. Однако к 1982 году в группу возвращается Сибул, и ребята приступают к записи первого альбома. О процессе записи альбома в студии Эррки-Свен Тююр вспоминал:
          - На самом деле в Таллинне не было студии звукозаписи от «Мелодии», но был большой концертный зал, построенный к Олимпийским играм 1980 года. Были выделены специальные финансовые средства, и люди, ответственные за технические вопросы, оказались достаточно умны, чтобы проконсультироваться с музыкантами, как потратить эти деньги. Получилось так, что In Spe стали первой рок-группой, записывавшейся в этой студии, применяя всё новейшее западное оборудование экстра-класса и инструменты, в том числе синтезаторы. Помещения, правда, не были рассчитаны для студийной записи, так что мы использовали гримёрки.
            Итогом работы музыкантов стала запись одноимённого альбома, вышедшего в 1983 году. Тексты композиций были написаны на родном эстонском языке (за вокал отвечал сам Тююр), музыкальной представляя собой качественный арт-рок, немного походящий на творчество голландской группы «Focus» и шведской команды «Atlas».
            На самом лонгплее следует отметить красивую классическую композицию в трёх частях «Sumfoonia Seitsmele Esitajale», выдержанную в лучших традициях арт-рока, с мажорным настроением, красивой гитарной акустикой, объёмными клавишными с флейтовыми вкраплениями. Стоит отметить, что эта вещь занимала всю первую сторону пластинки. На второй же её стороне можно отметить интересный трек «Paikesevene» и плавное флейтовое путешествие «Sfaaride Voitlus».
             После выпуска пластинки группа сразу же отправилась в студию для записи следующего лонгплея, однако мастер-лента студийных сессий ко второму альбому была трагически утеряна и коллективу ничего не оставалось, кроме как переключиться на концертную деятельность. Так продолжалось до июля 1983 года, когда группа получила второй удар, поскольку лидер ансамбля, Эррки-Свен Тююр объявил о своём уходе, решив сосредоточиться на учёбе и исследованиях различных музыкальных структур. В итоге существование коллектива оказалось под вопросом. Тем не менее, в 1984 году в группу приходит джазовый музыкант Ало Матийсен, который берёт звучание группы под свой контроль, сходу становясь лидером команды. Али приглашает в In Spe бас-гитариста Вело Аннука и виброфониста Терье Терасмяа. В итоге, новые члены группы во главе с Матийсеном приступают к записи второй пластинки, которая получила название «Typewriter Concerto in D». На этом творении, по сравнению с первым релизом классическое звучание уступило место джазово-авангардному направлению. К тому же, в отличие от первой пластинки лонгплей вышел полностью инструментальным.
              Открывает произведение довольно удивительная вещь «Typewriter Concerto in D», представляющее собой интересный джазово-авангардный коллаж с удивительной гитарой и клавишными. Также стоит отметить, что при записи вещи в качестве инструмента использовалась печатная машинка, выступающая в роли перкуссии. К слову на этом инструменте играл ударник Иво Вяртс. Также на этом альбоме хочется отметить трогательный завершающий пластинку трек «Vallis Mariae» с интересными гитарно-клавишными проходами и мягкой ритм-секцией.
                Пластинка вышла в 1985 году и была довольно популярной в пределах Эстонии. В интервале с 1985 по 1990 годы коллектив пережил несколько смен состава, однако нового материала не выходило. К слову, сам лидер группы Матийсен решил использовать музыкантов группы для аранжировки собственных творений, по сути, превратив In Spe в группу его поддержки. Позже лидер коллектива решил переключиться с музыкальной деятельности на политическую и стал принимать активное участие в борьбе Эстонии за право выхода из СССР. Поэтому можно сказать, что после ухода Матийсена в политику группа «In Spe» прекратила своё существование.
                В 1994 году на Ало выходят представители французского лейбла «Musea Records» с предложением переиздания материала второго диска группы на CD-формате. В итоге диск был переиздан, но с кучей ошибок в тексте, и лишь в 1999 году этот альбом вкупе с первой пластинкой прошёл качественную обработку и переиздание. Сам же Матийсен снова вернулся в музыкальную деятельность и активно работает над сольными проектами.
               Также несколько слов в заключении хочется добавить и про первого лидера группы, клавишника и флейтиста Эррки-Свен Тююра. После ухода из группы в 1983 году он продолжил свою работу над музыкальными произведениями уйдя из рок-музыки в классическую. Первый его успех был в 1989 году когда он написал камерное сочинение «Insula Deserta» впервые исполненное для струнных в Финляндии. В марте 2001 года на сцене Дортмундской оперы состоялась премьера его произведения – «Валленберг». В общей сложности перу Тююра принадлежат девять симфоний, сочинения для камерного и духового оркестра, вокальные и хоровые сочинения. Его сочинения аранжируются Эстонским Академическим оркестром, Бирмингемским симфоническим оркестром, Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром, Австралийским камерным оркестром, Филармоническим оркестром Хельсинки. Возвращаясь к творчеству группы, стоит сказать, что очень жаль, что дискография группы представлена всего двумя альбомами, поскольку слушатели оказались лишены оценки их дальнейших интересных и ярких музыкальных произведений.



                Владимир Курбалиев