ЗФШ 1-3

Яков Задонский
Глава 3. Освободительное движение в Иудее.

Не думаю, что будет большим преувеличением сказать, что освободительное движение в Иудее не прекращалось никогда. А чем все это кончилось, другой вопрос.

Чем же был недоволен народ? А какой народ и когда приветствовал оккупантов? Причин несколько: чисто экономические в виде непомерного бремени налогов (1) и религиозные или более точнее мировоззренческие, потому как иудаизм, который исповедовало коренное население, не совсем религия, как её обычно понимают. Иудаизм – определенный образ жизни, чего не понимали оккупанты и своими неумными действиями дополнительно провоцировали  население к сопротивлению.

С другой стороны, в народной памяти был исторический пример из сравнительно недавнего прошлого, когда удалось скинуть иноземное иго в освободительной борьбе. Йегуда Маккавей с братьями дал независимость стране на добрую сотню лет (2).      

Во время правления царя Ирода Великого, иудейский народ хотя и платил дань Риму, был в религиозном отношении независим. К тому же, все попытки сопротивления римской оккупации беспощадно пресекались Иродом.

Волнения начались сразу после смерти Ирода. Буквально по самым незначительным поводам, вследствие не очень умных действий как римских властителей, так и местных. Один пример.

Некий Матфий сын Маргалофа – знаток иудейских законов – получил ложное известие о смерти Ирода. Как-то Ирод приказал повесить на фронтоне Храма изображение, типа барельефа, золотого орла, огромных размеров, чтобы потрафить римским властям. Что, естественно, не понравилось благочестивым евреям и ревнителям за веру. Орел был не только символом Рима еще со времен ранней Республики, но и считался одним из важнейших атрибутов Юпитера, языческого божества. Вот этот Матфий вместе с группой подстрекаемой им молодежи, сорвал этого орла и изрубил его в куски. А Ирод был еще жив. Он приказал сжечь живьем зачинщика Матфия. И вот, когда Архелай объявил народу о смерти царя и прошли дни траура, нашлись некто, кто вспомнили историю с орлом и попытались устроить бунт. «Собравшись на сходку, они потребовали, чтобы Архелай наказал всех тех лиц, которые пользовались особым благоволением Ирода, а раньше всего сместил назначенного Иродом первосвященника и заменил его более сведущим в законах и более порядочным человеком». Переговоры с бунтовщиками ни к чему не привели. Кончилось  всё применением силы со стороны Архелая. Три тысячи бунтовщиков были убиты, остальные разбежались, кто куда.  Но вот какое дело: так ли уж незаконны были требования этих бунтовщиков – ревнителей веры?

А когда Архелай отправился в Рим за царской короной, в Иудее решил порезвиться и поживиться тем, что плохо лежит некий сирийский легат с когноменом Сабин (3). В Иерусалиме он  завладел дворцом Ирода и потребовал выдачи ему царской казны. Вооружил каких-то людей, которые шныряли по всему Иерусалиму в поисках поживы. А тут как раз подоспел праздник Шавуот, отмечаемый на 50 день после Песаха. В Иерусалим собрались многие паломники со всех концов Иудеи, Галилеи и не только. Увидев бесчинства Сабина, собравшиеся разбились на три отряда, вооружившись чем придется. Они оцепили римлян со всех сторон и держали их в осадном положении. Сабин пытался обуздать повстанцев при помощи своего легиона. Но несмотря на помощь иродовых войск, положения римлян было отчаянным и, если бы не подоспел вовремя Публий Квинтилий Вар (4) с войсками, неизвестно, чем бы все кончилось.

Волнения вдруг возникли не только в Иерусалиме, но и в других населенных пунктах по всей Иудее. Например, некий Афронг – простой пастух – объявил себя царем Иудеи и баламутил народ. Говорят, он был огромного роста и недюжинной физической силы, отчаянной храбрости и презрения к смерти. А кроме того, у него были четыре точно таких же брата, которые вообразили из себя полководцев царя. Они открыли необъявленную войну римским солдатам и солдатам армии Ирода. Убивали и римлян, и иудеев, заподозренных в сотрудничестве с римскими властями.

А в Перее бывший раб Ирода по имени Симон собрал большой отряд, непременно объявив себя царем, и занимался тем же самым, что и Афронг.

Квинтилию Вару потребовалось немало усилий, чтобы навести порядок, огнем, что называется, и мечом. И, по римскому обычаю, крестом, распяв около 2 тысяч человек.
 
Дальше – больше. Перепись, объявленную Квиринием в 6 году н.э., я уже упоминал. И Иуду Галилейского поднявшего бунт и, в конце концов, лишившегося головы.

При прокураторах и префектах сопротивление римской власти фактически находилось в состоянии перманентного движения. Очаги сопротивления Риму вспыхивали то тут, то там по малейшему поводу со стороны властей.

Отъявленный мерзавец и негодяй Марк Антоний Феликс стал поддерживать и использовать в своих целях невесть откуда взявшихся сикариев – представителей  некой экстремисткой секты – «людей кинжала», получившей такое  название от небольших кинжалов – сика (sica), которые они прятали в одеждах и не раздумывая пускали в ход.

Приложил ли руку Феликс к созданию этих непримиримых борцов с римлянами и всеми, кто сотрудничал с Римом, сказать не могу. Но факт, что сикарии появились и стали активно действовать именно в годы прокураторства Феликса. Мало того, Феликс стал их использовать в качестве наемных убийц. Например, он спланировал убийство первосвященника Ионатана, который и был заколот таким кинжальчиком, неким членом странной секты.

Вот как описывает этих людей Иосиф Флавий: «В Иерусалиме образовалась другая шайка разбойников, получивших название сикариев. Они убивали людей среди белого дня и в самом городе, преимущественно в праздничные дни они смешивались с толпой и скрытыми под платьем кинжалами закалывали своих врагов; как только жертвы падали, убийцы наравне с другими начинали возмущаться происходившим и, благодаря такому притворству, оставались скрытыми. Первый, который таким образом был заколот, был первосвященник Ионатан. Вслед за ним многие другие погибали ежедневно; паника, воцарившаяся в городе, была еще ужаснее, чем сами несчастные случаи, ибо всякий, как в сражении, ожидал своей смерти с каждой минутой». (ИВ Кн 2.13.3).

В годы правления Марка Антония Феликса был арестован по его указанию и держался в заключении в течение двух лет герой нашего рассказа  апостол Павел.

Правление Порция Феста и Луция Альбина было, вообще, скандальным. Людей бросали в тюрьмы, а с родственников требовали выкуп за их освобождение. Префекты и их приближенные открыто грабили и, без тени смущения, убивали евреев.

Но самым большим негодяем за всю историю прокураторов в Иудее оказался Гессий Флор. Именно его разнузданное правление, жадность и бесстыдство привели к восстанию иудеев, 66 – 70 годов, которое позднее назвали Великим. Например, в городе Кейсарии, где была главная резиденция префектов, он затребовал 8 талантов (5) за разрешение спора о месте для строительства новой синагоги. Но взяв деньги, он и пальцем не пошевелил, а всех взмутившихся отправил в тюрьму. А еще, например, он обворовал сокровищницу Иерусалимского Храма. Ясное дело, что подобные действия наглого префекта не способствовали здоровой обстановке в обществе.

Протесты против подобных действий в Иерусалиме были жестоко подавлены. Слухи о том, что Флор планирует ограбить Храм, увеличили волнения. Флор ответил на это приказом римским легионам, расквартированным в городе, разграбить рынок. Тысячи были убиты. Иудеи, многие из которых были высокого положения и с римским подданством, подвергались публичному битью кнутом и распятию. Евреи никогда не видели подобного беззакония и  жестокости в мирное время от римлян. Легионеры врывались в дома, убивая и грабя. Читая в «Иудейской войне» Иосифа Флавия о художествах Флора, создается ощущение, что Флор намеренно провоцировал иудеев поднять восстание, чего он, в конечном счете, и добился. С такой точкой зрения был согласен и Флавий: «Флор же, как будто он специально нанялся для этого, нарочно раздувал пламя войны» (ИВ Кн2 Г15).

И летом 66 года, во второй год правления префекта Гессия Флора, восстание началось, с самыми плачевными результатами для восставших, Иерусалима и Храма (6).

Впрочем, тема восстания не столь уж и важна для нашего повествования.


******


(1) Во времена наместников поземельные налоги составляли большую часть доходов казны. Взималась подушная подать, а также подомовый и квартирный налог – «с дыма». Кроме налогов, население было обременено многими пошлинами. Подушной подати в Иудее подлежали мужчины от 14 до 65 лет, а женщины – от 12 до 65 лет. По сообщению Аппиана: «И сирийцам, и киликийцам приходится платить ежегодный налог, одну сотую с оценки имущества у каждого». Помимо денежного налога, существовала и подать натурой из урожая, от скотоводов требовалась часть стада. Иосиф Флавий сообщает о налогах, «безжалостно взимавшихся со всего покупаемого и продаваемого на рынках». Немалым бременем на плечи жителей Иудеи ложилось содержание и снабжение проходящих войск и проезжающих сановников из Рима. И это далеко не полный перечень. Существовал, например, «добровольный взнос» на венок императору.


(2) В 142 г. до н. э. царь Сирии Деметрий II Никатор согласился освободить Иудею от уплаты дани, что фактически означало признание ее независимости. Таким образом, в результате 25-летней борьбы после более чем 440-летнего перерыва Иудея вновь обрела независимость. В 63 г. до н. э. сторонники Гиркана II открыли перед войском Помпея ворота Иерусалима. С завоеванием Иерусалима римлянами завершился 80-летний период независимого Хасмонейского царства.

(3) Когномен – индивидуальное прозвище, данное некогда кому-либо из представителей рода, часто переходило на потомков и становилось названием семьи или отдельной ветви рода.

(4) Пу;блий Квинти;лий Вар (Publius Quinctilius Varus) – римский военачальник и политический деятель в период правления императора Августа.

(5) Талант – денежно весовая единица, равнялся 3000 шекелей. Один серебряный шекель – 16 граммов чистого серебра. В Евангелиях в Притче о немилосердном должнике названа сумма в 10000 талантов, она «должна была потрясти воображение; это самая большая сумма, которую можно представить».

(6) Считают, что в Иерусалиме погибло около 1 200 000 иудеев. В это число входят мирные жители, а также те, кто погиб от голода и был убит. Из 250 000 выживших, не сражавшихся мирных жителей города половине было позволено идти на все четыре стороны и селиться где-нибудь еще. Другая половина была продана в рабство.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/29/1066