ЗФШ 1-2

Яков Задонский
Глава 2. Политические движения в Иудее.


Политические партии – отнюдь не ноу-хау последнего времени. Представьте, в Иудее первого века нашего летоисчисления они также существовали. Ну, не так как принято в нынешнее время: без партбилетов, членских взносов и прочих атрибутов принадлежности. Они не ставили перед собой политических целей, хотя, как сказать, принцип – если ты не интересуешься политикой, политика заинтересуется тобой – по-видимому был актуален и в то далекое время.

Политические партии Иудеи интересовали, прежде всего, вопросы духовные или религиозные, потому они не были партиями в современном понимании, а скорее религиозными течениями, но в связи с тем, что страна была под властью Рима, так или иначе, политические вопросы не оставались в стороне.

Священство, аристократия и просто состоятельные граждане по воззрениям принадлежали, как правило, к партии саддукеев или, как правильно это звучало на языке коренного населения – цдуким.

В третьем столетии до нового летоисчисления жил мудрец по имени Антигон из Сохо (1), получивший знания от самого Шимона а-Цадика, т.е. праведника, последнего представителя Мужей Великого Собрания (2). О нем рассказывают, что в 318 году до н.э. он вышел навстречу Александру Македонскому, двигавшемуся на Иерусалим со своей армией. И тут случилось некая чудесная вещь. Александр, увидев седовласого старца, вдруг спешился со своего боевого коня и поклонился ему до земли. Оказывается, объяснил своим боевым соратникам Александр, образ этого старца всегда являлся ему в трудную минуту, что всегда сулило большой успех в военных кампаниях полководца. Так это было или нет, но Александр Великий всегда испытывал глубокое почтение к евреям, а в ответ имя Александр с тех пор стало вполне кошерным у евреев.

Вполне естественно, что и у Антигона были свои ученики. Самыми выдающимися были Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханан из Иерусалима – первые законоучители, так называемого периода пар или зугот (3). А еще некий Цадок, которого и считают основателем партии цдуким, названной так по его имени.

Уж как там и чему учился Цадок у своего именитого учителя сегодня не прознать, но последователи его саддукеи отрицали святость устного предания (Устной Торы), не верили в загробную жизнь, всяких там ангелов и прочих, отрицали воскресение мертвых. Саддукеи самым важным считали храмовую службу и жертвоприношения, а изучение Священного Писания – Торы, и даже молитву, полагали делом второстепенным. И тем не менее, как уже было сказано, представителями этого течения в период событий, о которых у нас пойдет речь, были священство, богатые землевладельцы, военная знать и чиновники. В принципе у этого контингента все в жизни было тип-топ, и римское присутствие их мало напрягало. Не будет преувеличением сказать, что саддукеи в принципе были коллаборационистами. Использовали все свое положение, влияние и авторитет для сохранения status quo и занимали непримиримую позицию ко всякого рода освободительным движениям или даже настроениям против римского владычества.

А кто же отражал народные чаяния? Такая партия была. Называлась она фарисеи или более правильно прушим. Прушим означает «отделившиеся». От чего и от кого они отделились, выяснить довольно трудно. И это не наша задача (4). Фарисеи считали себя продолжателями древнего истинного иудаизма, а как раз «отделившимися» саддукеев. Прушим отстаивали Устную Тору. Они считали ее «богоданной», такой же, как и письменная. Моше получил на горе Синай Тору в полном объеме, а затем сделал краткую запись, которая и стала письменной Торой.

Фарисеи стали называться фарисеями в эпоху царей Хасмонейской династии. Ионатан Хасмоней младший сын Маттафии сосредоточил в своих руках и пост первосвященника и главы светской власти, фактически царя (5).

А фарисеи выступали против, чтобы светская и духовная власть сосредоточены были в одних руках. Чему совсем не противились саддукеи.

Фарисеи были, в принципе, выходцами из народа. Это те, кто, обладая природным высоким интеллектом, посвящали себя изучению Устной и Письменной Торы, искали объяснения неясных и трудных для понимания мест. Они толковали Закон, подходя к этому процессу творчески, без начетничества, руководствуясь принципом «закон для человека, а не человек для закона» (6). На жизнь фарисей зарабатывал, обыкновенно, каким-нибудь ремеслом.

Фарисеи были очень популярны в народе, в следствие чего имели на народ большое влияние. Так как существенной частью образа жизни фарисея была молитва, учение и общение с народом, понадобились специальные места собраний всех желающих и неравнодушных к мудрости еврейского закона. Так появились специальные дома, получившие название «дом собрания» – бейт кнесет или в переводе на греческий язык – синагога.

Первые синагоги появились в период вавилонского пленения после разрушения Первого Храма, с целью в некотором смысле его заменить. Храм был восстановлен, а синагоги не исчезли. Мало того, с течением времени их становилось все больше и больше. По преданию в Иерусалиме было 480 синагог, которые все были разрушены Веспасианом и Титом.

В первом веке синагога выполняла важные функции не только дома, где собирались для совместной молитвы, но и местом обучения как взрослых, так и детей. При каждой синагоге существовала школа начальная и средняя, чем в принципе достигалась всеобщая грамотность евреев. Уж, по крайней мере, читать и писать они могли – это точно.

К первому веку среди фарисеев выделились два направления, так сказать, два крыла, имеющих не существенные для нашего повествования споры относительно подходов к исполнению той или иной Алахи.  Это школа Шамая и школа Гилеля. Для нашего же повествования важно отношения сторонников этих двух школ к оккупационной власти. Сторонники Шамая были непримиримыми противниками Рима и не чужды были идеям активного сопротивления оккупантам. Тогда как сторонники Гилеля были более лояльны и умерены к существующей иноземной власти и практически никогда прямо не агитировали против Рима.

В первом веке существовала еще одна партия – ессеи или ессены, о которой я скажу буквально пару слов, потому как ессеи, по моему представлению, не оказали сколь-нибудь заметного влияния на героя нашего повествования, хотя по общему представлению движение или сообщество ессеев оказали влияние на становление христианства.

Наиболее убедительная версия происхождения названия ессеи от арамейского хасе или хассайя, что означает «благочестивые». Учение ессеев возникло в недрах иудаизма, но со временем в каких-то вопросах значительно отошло от его основ и принципов. Ессеи, например, в определенные праздники не ходили в Храм, что было обязанностью каждого правоверного иудея. И отрицательно относились к жертвоприношениям. При некоторых молитвах обращались к солнцу и т.п.

Однако есть примеры положительного влияния обрядов и образа жизни ессеев на иудаизм. Например, по Флавию отличительный признак ессеев – они в субботу "не только не зажигают огня для приготовления пищи", но даже не осмеливаются сдвигать посуду с места. В дальнейшем это распространилось среди правоверных иудеев как закон, в силу которого в субботу нельзя прикасаться к орудиям труда.

В целом, назвать ессеев партией было бы некоторым преувеличением. Это были «мирные люди», далекие от политики. Их объединение скорее напоминало монашеский орден. У них все было общим до мелочей, обязательный труд, совместные трапезы и обет безбрачия. Я так и не уяснил, были ли среди ессеев женщины или это было чисто мужское сообщество. Скорее всего, община была чисто мужской, хотя мне встречались и другие мнения.

Как обыкновенно проходил день ессея, все интересующиеся могут прочесть у Иосифа Флавия в его «Иудейской войне». Не знаю, впрочем, насколько достоверно.

Орден ессеев просуществовал недолго. К началу Великого Восстания ессеи почти полностью слились с фарисеями. Как свидетельствует Иосиф Флавий «мирные» ессеи сражались бок о бок с остальным народом против римского владычества, за свою независимость.

На этом можно было бы и завершить обзор религиозно-политических движений в Иудее 1 века, да вот только предвижу возражения читателя, очарованного революционными изысканиями новоиспеченного историка Ю. Латыниной. Потому придется рассказать о «страшной и могущественной» (7) «четвертой секте» или «четвертой философии», как назвал это движение Иосиф Флавий. Вопрос этот совершенно непрост. И разобраться в нем стоит не малой головной боли.

Вот эта «четвертая секта» получила название зелотов или зилотов, а на языке местного населения – «каннаим». Общепринято, что зелоты появились в свет трудами некоего Иуды из Гамалы (8), называемого почему-то Иудой Галилейским. Этому Иуде сильно не понравилась перепись в Иудее, устроенная наместником Сирии Публием Сульпицием Квиринием (Publius Sulpicius Quirinius) по указанию императора Августа примерно в 6 году уже нового летоисчисления, как раз после изгнания Ирода Архелая.

А как хорошо известно, иудеи не любят, чтобы их считали (9).  Иуда Галилейский и его сторонники возмутились, устроив небольшую резню, но сам Иуда был убит в неравной борьбе. После него остались 3 сына, все с подобной трагической судьбой. Иуда умер, а дело его нет, осталось жить в  «четвертой философии». С тех самых пор зелоты активно сопротивлялись римской оккупации, бунтуя то тут, то там. В конце концов, они, якобы, оказались организаторами Великого Восстания. И сложили головы, все до одного. Движение зелотов после падения Иерусалима не стало.

Но в изложенных представлениях есть масса нестыковок. Что, естественно, не могли не заметить дотошные исследователи. Вся путаница, посчитали они, берет начало с неверного понимания термина «каннаим». Канна – дословно означает «ревнитель». О Пинхасе сказано в Торе, что он был канна – ревнитель. Причем он не сам себя так назвал. Его так назвал сам Всесильный (10), после того как Пинхас убил главу колена Шимона Зимри и дочь Балака, царя Моава, Козби, пронзив их копьем.   И о пророке Элиягу, убившего собственноручно жрецов Баала во времена нечестивого царя Ахава и супруги его Изевели.

Любой иудей, особенно ревностно исполняющий, все, что заповедано было еврею исполнять, может быть назван термином «канна», т.е. ревнитель. А зелот – греческая калька со слова канна. Зелот – это ревнитель. Любой. А не член некой партии, секты или философии. Вот и герой нашего исследования говорит о себе: «преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Послание Галатам 1:14). Если вы откроете это послание Павла на греческом языке, то увидите, что слово, переведенное как «ревнитель», на самом деле «зелот».  Или в другом месте, обращаясь к народу, Павел говорит: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель (зелот – в греческом первоисточнике) по Боге, как и все вы ныне» (Деян.22:3).
Еще раз подчеркнем: «ревнитель»  (зелот) еще задолго до событий 1 века было характеристикой обычной модели поведения благочестивого еврея. И не более того.

А вот с какого момента отдельные ревнители организовались в особую партию зелотов, или «четвертую философию», выяснить не просто. Тут мнения современных исследователей сильно разошлись с версией Иосифа Флавия. В дальнейшем рассказе о зелотах я буду опираться на работу отечественного исследователя этого вопроса Юлии Константиновны Роговой (11).

Не смотря на то, что  Иосиф Флавий  связал возникновение «четвертой философии» с неким Иудой Галилейским, даже на его страницах «Иудейской войны» зелоты, как сплоченная и организованная группа или партия появляются только зимой 67-68 годов битвы за Иерусалим.

Нужно заметить, что население Иудеи почти на 90 % составляли сельские жители, занимавшиеся крестьянским трудом.

Американский историк-антиковед, специалист по библеистике Мортон Смит первый выдвинул идею, что основу партии зелотов составляли группы сельских жителей. По его мнению, та партия зелотов, которую описывает Иосиф во время событий зимы 67-68гг., представляла интересы палестинского крестьянства. Именно для крестьянского населения была характерна модель благочестия, выразителями которой стали зелоты (12). Смит согласен, что до образования «партии» в Иерусалиме было некоторое количество «индивидуальных ревнителей», но особо подчеркивает, что ни к какой организации они не принадлежали.

Как отдельная сила, «партия зелотов» действовала весьма непродолжительное время. После того, как зелоты были осаждены на Храмовой горе сторонниками умеренных (партия первосвященника Анана бен Анана), они последовательно соединились сначала со сторонниками Иоанна из Гисхалы (13), а затем с идумеями или более правильно эдомитянами (14). С этого момента «партия зелотов» как отдельная политическая сила, фактически перестает существовать. Вот, собственно, и вся страшная «четвертая секта» или «четвертая философия».


******


(1) Сохо – древний город в Иудее, останки которого найдены в 10 милях к юго-западу от Хеврона (арабский аль Халиль).

(2) Мужи Великого Собрания – собрание мудрецов времен Второго Храма. Первых из мужей относят к эпохе Эзры и Нехемии. Собрание было высшим органом власти мудрецов и принимало важнейшие решения в толковании и применении Закона Торы. В Собрании заседало 120 старейшин народа, лучшие из мудрецов Израиля.

(3) Зугот (дуумвиры) (;;;;;;;; букв. `пары`) – принятое в Талмуде название пар законоучителей периода Второго Храма. Пару составляли глава (патриарх) Санхедрина – наси, и глава суда – ав бейт дин.  Всего таких пар было пять. Первая названа в тексте. Последняя – Гилель и Шамай.

(4) Иногда название прушим связывают со словом «паруш» – «воздержанный». Отсюда слово «пришут» – «воздержание». Например, Иосиф Флавий характеризовал фарисеев так: они  «ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий».

(5) У второго сына Маттафии Хасмонея Шимона, один из сыновей носил имя Йоханан Гиркан. Его сын, придя к власти, объявил себя настоящим царем – Аристобулом I, сохраняя за собой и пост первосвященника.

(6) Обосновывая этот принцип, обыкновенно ссылаются на следующие слова рава Йегуды, приведенные в трактате Йома: Сказано: «И соблюдайте законы Мои и уставы Мои, кои исполняя, человек жив будет ими» (Вайкра 18:5). «Жив будет ими, а не умрет из-за них» (Лист 85б).

(7) Ю.Латынина «Иисус. Историческое расследование», 2018.

(8) Гамала или Гамла - древний еврейский город на западном склоне Голанской возвышенности в 18 км северо-восточнее озера Кинерет. Ныне находится на территории, контролируемой Израилем.

(9) Алаха строго запрещает считать евреев. Для подсчета существуют разные опосредованные и часто остроумные способы. Однажды царь Давид пренебрег запретом и решил произвести подсчет сыновей Израиля. «И встал Сатан против Израиля, и подстрекал Давида исчислить Израиль…. И злом было это в очах Божьих, и поразил Он Израиль. И сказал Давид Богу: «Согрешил я весьма, когда сделал дело это. А ныне прости, прошу, грех раба Твоего, ибо весьма неразумно поступил я». А наказание за нарушение запрета было суровым: «И навел Господь мор на Израиль, и пало из Израиля семьдесят тысяч человек» (1 Паралипоменон 21:1-14).

(10) И себя Всевышний называет ревнителем. Книга Исход 20:5: «Анохи Адонай Элогейха Эль Канна», т.е. «Я – Бог, Всесильный твой, Бог-ревнитель».
Бог – зелот.

(11) Ю.К. Рогова «Религиозно-политические группировки иудее I века н.э. Н.Э. «четвертая философия», зелоты и сикарии». Рогова Юлия Константиновна – кандидат исторических наук, главный научный сотрудник отдела религий архаических обществ и древнего мира Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург).

(12) «Поэтому более правдоподобно видеть в «партии зелотов»  представителей палестинского, преимущественно иудейского благочестивого крестьянства, враждебного как в отношении городских богачей и верховного священства Храма, так и в отношении инородных правителей. В Иерусалиме это была относительно небольшая, но крайне воинственная и эффективная партия, которая пыталась укрепить себя различными альянсами, играла важную и решительную роль в защите города и, наконец, была вовлечена в его разрушение». Morton Smith «Zealots and Sicarii, their origins and relation».

(13) Иоанн из Гискалы – один из лидеров Великого Восстания. Иосиф Флавий, очевидно, питал к нему нешуточную ненависть. Вот так он его охарактеризовал: пронырливейший и коварнейший «из влиятельных людей, который в гнусности не имел себе подобного. Вначале он был беден, и это отсутствие средств еще долгое время лежало камнем преткновения на пути его злодейства; но зато он всегда был готов солгать и в совершенстве владел искусством делать свою ложь правдоподобной; обман он считал добродетелью и пользовался им против лучших своих друзей. Он притворялся человеколюбивым, но в действительности был до крайности кровожаден...». 
Йосеф Цви Герц – главный раввин Британской империи (1913–1946) смотрел на Иоанна другими глазами: «Тогда восстал из народа человек, полный духа героизма, которому выпала судьба продолжать войну с римлянами до последнего её дня. Имя его стало проклятием для всех врагов Израиля».

(14) Идумеи или эдомитяне – были потомками брата Яакова Эйсава, называемого часто Эдом. Принимали самое активное участие в военных действиях против Рима в Иерусалиме.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/29/1065