Защита библейского учения о Закрытом общении

Александр Белореченский
Защита библейского учения о Закрытом общении
(Хёрб  Хэтфилд; перевёл Александр Гурьянов)
Определение понятий:
Общение. В данной статье этот термин применяется для обозначения Вечери Господней.
Закрытое (ограниченное) общение. Подразумевается такая организация Вечери Господней, при которой к участию в Вечере допускаются исключительно члены отдельно взятой церкви, ищущие такого общения.
Элементы. Под элементами имеются в виду хлеб, приготовленный без закваски, и красное виноградное вино, употребляемые во время Вечери. Эти элементы не несут какой-либо собственной духовной силы, заключая в себе символическое значение безгрешной плоти и крови Иисуса Христа.
Церковь. В данной работе, как и на страницах Нового Завета, понятие  ''церковь'' используется исключительно в своём изначальном смысле: как поместное собрание или община возрождённых, призванных и крещённых по Писанию верующих.
Крещение. Данное понятие означает погружение верующего в воду, совершаемое членом церкви Нового Завета, который наделён соответствующими полномочиями.
Церковь Нового Завета. Под этим понятием подразумевается собрание или община, которая состоит из возрождённых и крещённых верующих, приведённых Святым Духом к завету совместного поклонения Иисусу Христу, согласно Его учению, практике и примеру церквей, описанных в Новом Завете.
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ПО ПРАВИЛУ, ОБРАЗЦУ, ПРИМЕРУ И УЧЕНИЮ НОВОГО ЗАВЕТА, ТОЛЬКО ВОЗРОЖДЁННЫЕ, КРЕЩЁННЫЕ ПО ПИСАНИЮ И СОГЛАСНЫЕ С УЧЕНИЕМ И ПРАКТИКОЙ ВЕРУЮЩИЕ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ.
Первое обоснование: Образец, данный во время установления Вечери Господней.
Вечером, незадолго до предательства, ареста и крестной смерти, Иисус Христос учредил Вечерю Господню, находясь в верхней комнате одного дома со Своими учениками. Христос принял крещение от Иоанна Крестителя примерно за три с половиной года до описываемого события. Тщательное исследование евангельских повествований в купе с текстом одиннадцатой главы Первого послания к Коринфянам показывает, что Господь поднялся из-за стола и умыл ноги ученикам, включая Иуду, после завершения Пасхальной Трапезы. Закончив это действие, Иисус намеренно отпустил Иуду, который ушёл, чтобы предать Его. (Ин. 13:21-30) Лишь затем, оставшись в компании одиннадцати Апостолов, Иисус Христос установил заповедь Вечери Господней. Эти одиннадцать мужчин были людьми, признавшими Иисуса Мессией, давшими публичное исповедание веры и принявшими крещение от Иоанна Крестителя. (Деян. 1:15-23)
"И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым." (Лк. 7:29)
"Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его." (Деян. 1:21-22)
"Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса." (Деян. 19:4)
Очень важно обратить внимание на тех людей, в присутствии которых Иисус учредил ту первую Вечерю, поскольку она является образцом для совершения этой заповеди. Такой подход к вопросу имел Апостол Павел, и это отчётливо видно из текста Первого послания к Коринфянам, где он не только дословно повторяет наставления и повеления, данные Господом на первой Вечере, но и побуждаемый Святым Духом, оставляет дополнительные указания о заповеди Вечери Господней. Эти дополнения имеют тот же авторитет, что и заповеди Самого Христа. Наставления Павла, будучи актуальными тогда, не теряют своей свежести для церквей всех времён и поколений, включая ныне существующие.
"Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви." (1Кор. 4:17)
"Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам." (1Кор. 7:17)
Второе обоснование: Обряды крещения и Вечери Господней даны Христом Своим видимым церквям Нового Завета для соблюдения и непрерывного повторения до Его возвращения.
Прежде установления Вечери Господней, только что приступив к служению на земле, Христос призвал некоторых из числа учеников Иоанна Крестителя и сформировал из этих людей церковь Нового Завета: "Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, И послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных." (Лк. 9:1-2; См. Мф. 10:1-2; Мк. 6:7)
Это собрание, названное Им  "Церковь Моя" (Мф. 16:18-19), было наделено Христом особой властью и авторитетом с заверением в защите от сил ада и вечной сохранности. В речи, записанной в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея, Господь озвучил Своё решение дать церкви ключи Царства Небесного. Данным заявлением Иисус делегировал особые властные полномочия той первой церкви, а в её лице и всем будущим церквям Нового Завета. Эти полномочия и власть дают каждой церкви исключительное право совершать труд для Его Царства, внося вклад в дело распространения Его Учения, наставления Святых и подготовки служителей.
"Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его." (Мф. 21:43)
"Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство." (Лк. 12:32)
Апостолы стали первыми служителями церкви Иисуса Христа. И именно этой церкви Христос дал указания, известные нам под общим названием Великое Поручение. Он не только наделил Апостолов особыми полномочиями, вверив им распространение Благой Вести по всему миру и крещение обращённых, но и поручил той церкви и всем будущим церквям учить обращённых "соблюдать всё", что Апостолы узнали от Господа. (Мф. 28:18-20)
Великое Поручение выстроено в трёхступенчатом порядке: 1. Благовестие, 2. Крещение, 3. Наставление учеников. Заповедь наставления (подготовки) учеников обладает такими же весом и важностью, как и заповедь благовестия. Только тот, кто соблюдает все три указанных пункта в установленном порядке, может считать себя исполняющим Великое Поручение Господа Иисуса Христа. Апостолы, руководствуясь принципом Великого Поручения, организовывали новые церкви по учению и образцу практического устройства, по которым была создана первая церковь Самим Иисусом Христом. Они благовествовали, крестили обращённых и не прекращали учить их соблюдению заповедей Христа, как Господь научил их самих прежде. "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах." (Деян. 2:42)
В день Пятидесятницы, когда собрание было крещено Святым Духом, и Апостолы получили Его силу, Пётр, возвысив голос, произнёс проповедь, и избранные слушатели были "поражены в самое сердце" (Деян. 2:37, Перевод еп. Кассиана), и начали спрашивать Петра и прочих Апостолов: "Что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа." (Деян. 2:37-38)
"Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч." (Деян. 2:41). Далее сообщается, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви, из чего видно, что Апостолы продолжили последовательно исполнять Великое Поручение.
Они благовествовали, крестили, обучали обращённых всему, чему были научены сами Иисусом Христом. Результатом их труда являлись единство и согласие, поскольку все верующие были научены одинаково: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах". Всему описанному надлежало стать образцом для всех будущих церквей Нового Завета.
Третье обоснование: Церкви Нового Завета получили ясные указания о том, как правильно совершать обряды крещения и Вечери Господней.
"Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам." (1Кор. 11:1-2)
Одной из важнейших характеристик церкви Нового Завета является единство христиан во взглядах на труд и учение Иисуса Христа. В первой главе своего первого послания, адресованного коринфской церкви, Павел пишет: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях." (1Кор. 1:10)
Полное согласие и единство во взглядах на учение и практическую сторону жизни церкви важны до такой степени, что Павел даже упрекнул эту церковь за проведение Вечери по причине разделений и разногласий между членами коринфской общины.
"Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню" (1Кор. 11:17-20)
Из контекста данного отрывка следует, что Павел говорит о заповеди хлебопреломления, объясняя коринфянам, что их застолья не имеют ничего общего с Вечерей, являясь лишь пародией на общение Святых. Слово "так" в двадцатом стихе несёт важную смысловую нагрузку. Этим словом переведена греческая частица "oun", более точное значение которой можно передать на русский фразой "по этой причине". Такой перевод полностью согласуется с рассуждением Апостола Павла, представленным выше по тексту.
Павел почти признал коринфскую церковь недействительной за то, что она находилась в состоянии раскола и за ереси, укоренившиеся среди её членов (стихи 18 и 19). В следующих стихах Павел продолжает обвинять коринфян за превращение Вечери в праздник для обжор и пьяниц. Из-за такого кощунства их встречи перестали быть встречами воспоминания жертвы Христа. Главная причина их жалкого духовного состояния – это разделения и ереси.
Согласие и доктринальное единство между христианами – это не единственная характеристика церкви. Общине Святых, ко всему прочему, необходимо хранить себя отделённой от пагубного влияния мира. Церковь должна быть отделённой от мира. В пятой главе того же послания Павел обязывает коринфян исключать из своей среды всякого, кто называясь братом, ведёт аморальный образ жизни. Апостол Павел считает эту меру необходимой только потому, что церковь должна хранить себя неосквернённой.
Павел говорит: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе." (1Кор. 5:11)
Павел не только настаивает на том, чтобы церковь не сообщалась с такими людьми, но даже запрещает разделять с ними трапезу. Павел имеет в виду недопустимость участия таких людей в Вечере Господней. Это значит, что мы, участвуя в Вечере, должны иметь достаточное представление об образе жизни других её участников. Как и в Мф. 16:18, для соблюдения данного условия требуется дисциплинарная активность всей общины в отношении каждого члена собрания. Реализовать все эти условия на практике можно только в рамках Закрытого (ограниченного) общения.
Важно заметить, что для участия в общении имеет значение не только личное поведение каждого участника, но и его крещение. Поскольку возрождение и библейское крещение – это наиважнейшие требования для участников библейской Вечери Господней, то библейская истинность их крещения и достоверность их обращения должны приниматься во внимание в обязательном порядке. Нельзя отрицать того факта, что Христос установил Вечерю только с группой исповедующих верующих, которые приняли библейское крещение.
В девятнадцатой главе книги Деяний Апостолов Павел установил, что крещение упомянутых там лиц не являлось библейским, поэтому он покрестил их заново. Тщательное изучение вопроса крещения показывает, что библейское крещение содержит четыре аспекта:
1. Кандидат, соответствующий требованиям Писания. Предполагаемый кандидат на крещение должен лично заявить об опыте действия спасительной благодати в своём сердце. (Деян. 2:38; 8:37)
2. Библейский способ крещения. Исследование вопроса показывает, что таким способом является только полное погружение крещаемого в воду.
3. Библейская цель крещения. Существуют различные ложные представления о цели (предназначении) крещения. Однако Библия говорит лишь об одном истинном предназначении крещения: демонстрация крещаемым личной веры в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, как в единственное основание своего спасения.
4. Библейские полномочия служителя на совершение крещения. Многие люди не понимают этого требования. Ни одна церковь Нового Завета никогда не признает истинность крещения, совершённого католическим священником, мормонским служителем или любым другим лицом, не являющимся уполномоченным служителем истинного Евангелия Иисуса Христа. Такой служитель наделяется указанными полномочиями только истинной церковью Нового Завета.
Многие согласны с первыми тремя пунктами, а вот с четвёртым согласятся лишь некоторые. Давайте поразмышляем. Если человек собирается стать членом баптистской общины, то разве не просят его рассказать о своём обращении? Разве церковь не имеет права и ответственности перед своим Главой, Господом Иисусом Христом, сделать всё разумное, чтобы не допустить к членству невозрождённого человека? Разве какая-либо группа верующих, которые желают следовать Новому Завету, не будет желать того, чтобы быть верной Иисусу Христу и Его учению? Разве будет такая группа иметь желание принять в свои члены человека, не исповедующего веру в Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, и участвовать в Вечере вместе с ним?
Разве не должна такая церковь потребовать у человека отчёта о природе его крещения на том же основании? Что если кто-нибудь заявит, что принял истинное крещение под струёй воды в душе? Я был лично знаком с человеком, который прямо так и заявлял! Что если некто скажет, что его окунул в воду руководитель местной масонской ложи, и этот человек, будучи невеждой, вполне удовлетворён таким крещением? Разве какая-нибудь церковь Нового Завета приняла бы такого человека в свои члены без обязательного библейского крещения? И разве не будет такой человек, если он на самом деле верен Христу, благодарить служителей за преподанное библейское крещение?
Я знаю человека, которого окунали четыре раза. Каждый раз он думал, что принимает истинное крещение. Но на четвёртый раз он вполне осознал, что вот именно теперь принял библейское крещение. Он был очень благодарен за то, что ему, наконец, преподали библейское крещение. Разве мы остаёмся верными Христу служителями, если не помогаем верующим определить, является ли их крещение библейским? Разве Павел был не прав, когда перекрестил тех верующих в Ефесе, узнав, что их прежний опыт крещения не был верным? (Деян. 19:1-7)
Сторонники Свободного (открытого) общения оправдывают свой отказ от установления каких-либо правил или требований к участникам хлебопреломления словами следующего стиха: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей." (1Кор. 11:28). Однажды я видел такое приглашение на Вечерю, висевшее на входе в одну церковь: "Добро пожаловать на Вечерю, все, любящие Иисуса Христа!" Вывод о том, что к заповеди хлебопреломленияможно допускать всех только на основании самоисследования или субъективного чувства самоодобрения – очень спорное заявление. Очевидно то, что такое понимание предмета чуждо как приведённой аргументации Апостола Павла, так и учению остальной части Нового Завета. В тексте, написанном Павлом, нет ни намёка на то, что самоисследование – это достаточное условие для участия в Вечере. В Писании содержится обоюдное, двойное условие. Участники заповеди должны исследовать себя, но прежде они должны исследовать библейское учение об общении Святых, как и любая церковь обязана исследовать порядок своего общения и его участников на предмет соответствия библейскому учению. Требование исследовать себя и предупреждение за легкомысленность, таким образом, носит двойной, взаимный характер: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор. 11:29). Наречие недостойно характеризует здесь не человека, а действие. А исследовать нужно не только самих себя, но и способ совершения Вечери Господней. Мы должны помнить, что Глава Вечери – это Господь, а не мы сами.
Несколько лет тому назад один методистский епископ опубликовал статью в журнале “Лайф Мэгэзин”, в которой заявил, что Вечерю можно проводить хоть с печеньем и газировкой, если хочется, поскольку элементы не имеют значения. Этот человек совершил грех! Написано: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем." (1Кор. 11:29). Участники заповеди хлебопреломления никогда не смогут стать вполне достойными участия в Вечере, и наше достоинство полностью определяется вменённой праведностью Иисуса Христа.
Двадцать восьмой стих говорит о двойной ответственности лиц, которые должны исследовать и способ совершения Вечери, и самих себя лично. Посредством такого рассуждения мы избежим сурового наказания, о котором говорится в тридцатом стихе. В тридцать втором стихе утверждается: "Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1Кор. 11:32).
Существует общее правило интерпретации речи, заключающееся в том, что нельзя наделять разными смыслами два высказывания одного и того же человека, произнесённые им в одно и то же время, в одних и тех же обстоятельствах, по одной и той же теме. В пятой главе того же послания Павел пишет о лицах, которых следует осуждать и даже не есть с ними вместе. Из предупреждения тридцатого стиха и всей одиннадцатой главы невозможно сделать такой вывод, который бы отрицал право и обязанность церкви составить себе мнение о тех, кто желал бы участвовать в общении.
Нет никаких сомнений в том, что принятие всех решений, касающихся проведения Вечери и пригодности участников – это прямая обязанность общины, причём понимание этой обязанности зависит от посвящённости общины библейской истине. Некоторые поменяли прежде верную точку зрения по этому вопросу. Они решили, что церковь не имеет права выносить критические суждения о других. Мы должны постоянно помнить о том, что мы наделены данным правом Самим Иисусом Христом. И это не только право, но также и обязанность. Господь возложил на нас эту обязанность, когда, учреждая первую церковь, вручил ей “ключи Царства”. Иисус учил о том, что если между двумя братьями возникнет конфликт, который они не будут в состоянии погасить сами, то их дело следует вынести на рассмотрение церкви, и церковь должна вынести свой окончательный вердикт. И удел того, кто не послушается решения церкви – быть исключённому из общения и стать в глазах церкви таким же грешником, как люди этого мира. Разве Христос не говорил об этом? (Мф. 18:17).
Павел упрекнул коринфскую церковь за то, что один брат подал иск в светский суд на другого брата: "Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?" (1Кор. 6:2-3)
В свете таких ясных указаний, данных Самим Иисусом Христом и Павлом, Его верным Апостолом, как может церковь Нового Завета или какой-то её служитель позволить себе извратить заповедь хлебопреломления, допуская до неё тех, с кем, возможно, нельзя сидеть за общей трапезой? "Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам." (1Кор. 11:1-2)
Оставить право окончательного решения об участии в Вечере за кем бы то ни было – значит попирать библейское учение. Допустить к Вечере человека, который не является членом общины, - значит наделить его властью в церкви и автоматически признать истинность его взглядов на церковь и Вечерю, это значит подтвердить действительность его крещения. Свободное (открытое) общение – это практика, подразумевающая всё описанное выше, которая устраняет все разумные препятствия к церковному членству.
Данная практика полностью противоречит учению Нового Завета об отделении церкви от мира. "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию (учению, указаниям, предписаниям), которое приняли от нас, Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас." (2Фес. 3:6-7)
"Итак, братия, стойте и держи;те предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим." (2Фес. 2:15)
"Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата." (2Фес. 3:14-15)
Четвёртое обоснование: Другие деноминации, наряду с баптистами, разделяли понимание того, что Вечерю Господню нельзя проводить совместно с представителями прочих деноминаций. Они практиковали Закрытое (ограниченное) общение.
В прошлом все христианские деноминации понимали, что участвовать в Вечере могут только крещёные.
В 150 году (то есть всего через пятьдесят лет после смерти Апостола Иоанна) Иустин Мученик написал во Второй Апологии:
"Мы называем эту трапезу Евхаристией, и не каждому дозволено разделять её, а лишь тому, кто твёрдо верит в истинность учения, преподанного нами и принявшего крещение."
Отметьте фразу: "Тому, кто твёрдо верит в истинность учения, преподанного нами". Данное высказывание предполагает обучение новообращённых и определение твёрдости убеждений, обретённых ими.
С уверенностью можно утверждать, что всякий раз, когда самые ранние отцы церкви упоминают христиан, они говорят о крещённых лицах. Из того, что мы знаем о самом раннем периоде истории христианства, можно сделать вывод: ни один человек не допускался к участию в Вечере до своего крещения. Ни одна христианская община не делала исключений из этого правила. (См. Dr. Doddridge's Lectures)
Согласно работам многих церковных историков, единственными представителями христианства до начала Реформации XVI в. были католики. Всем же прочим, отнесённым Римом в категорию еретиков, было строжайше запрещено участвовать в Евхаристии. Таких понятий, как "религиозная терпимость" или "свобода вероисповедания", до Реформации не существовало.
Началась Реформация, и с её наступлением появилась религиозная терпимость. В результате родилось множество деноминаций, вышедших из лона Католической церкви. И хотя все эти группы порвали с католичеством по самым разным причинам, многие из них унаследовали от Рима крайне враждебное отношение к баптистам: их ненавидели почти все протестантские деноминации. Баптисты искали христианского общения с реформатами, желали получить их признание, угодить им, мечтали о том, чтобы реформаты приняли их в общение, но этому не суждено было случиться. Протестанты гнали и преследовали баптистов. Ни о каком принятии в общение тех гонимых баптистов не было и речи.
Кровавая история преследования баптистов продлилась до времени основания колоний в Северной Америке, до момента, когда вступила в силу Конституция Соединённых Штатов Америки, защитившая их религиозную свободу. Но, тем не менее, враждебное отношение многих протестантов к баптистам никуда не делось. Баптистов упрекают, считают сектантами и критикуют за их взгляды на крещение и практику Закрытого общения. Необходимо заметить, что не только баптисты практиковали такое общение за всю историю христианства.
Преподобный Доктор Джон Уильямс, четвёртый епископ Епископальной Церкви в штате Коннектикут (1865-1899), одиннадцатый архиепископ Епископальной Церкви Америки, президент Тринити колледжа сказал: "Ни один член какого-либо религиозного сообщества, которое не входит в состав Епископальной Церкви, не может принимать Евхаристию, не нарушив фундаментальное правило литургии; и ни один священник не может допустить такое лицо к Евхаристии, не нарушив обетов своего рукоположения".
Теперь обратим внимание на пресвитериан. Из материалов их соборов и синодов следует, что в прошлом многие из них отказывали в общении друг другу. Пресвитерианство включает сорок девять ветвей. И в июле 1877 года представители двадцати двух таких сект собрались в Эдинбурге. Во время встречи была представлена резолюция, предлагающая ввести Открытое общение, чтобы объединить "великую пресвитерианскую семью". Но один уважаемый доктор богословия поднялся со своего места и сказал: "Господин Президент! Почему сегодня мы разделены на множество отдельных церквей? Мы не смогли объединиться в общении по причине многих разногласий. Почему мы все так и не вошли в единое общение? Мы исповедуем разные веры, отличные от Общей. Поэтому мы и избегали до сих пор единого евхаристического общения. И если завтра мы сможем обеспечить наше общение в единстве взлядов и учения, то сможем и всегда жить вместе в одной церкви и устранить раскол на сорок девять организаций. Господин президент! Что мы собираемся провозгласить решением о совместном общении? Что мы – одна церковь, исповедующая общую веру и учение. Но не станем ли мы авторами великой лжи в глазах всего мира, когда всем ясно, что мы – сорок девять различных церквей, и у каждой церкви – своя собственная вера?"
Резолюцию об Открытом общении поставили на голосование, и она была отклонена подавляющим большинством делегатов. В следующий раз этот совет собрался в 1880 году, но уже в Нью-Йорке, и практически та же самая резолюция была отвергнута по той же причине.
В 1845 году город Филадельфия принимал сразу две генеральные ассамблеи пресвитериан, проводимые одновременно. Одна ассамблея была организована сторонниками "новых" взглядов, вторая – разделяющими "старые" взгляды. "Новые" приняли резолюцию, приглашающую "старых" объединиться с ними в евхаристическом общении. Приглашение было решительно отвергнуто. К отказу прилагалось следующее объяснение: "Что это, если не плевок нам в лицо? На что толкают нас авторы этого приглашения? Они хотят, чтобы мы одурачили сами себя и солгали всему христианскому миру. Почему мы разделились? У нас разная вера, и поэтому мы не можем иметь общение друг с другом. Нас просят сказать всему миру, что у нас, дескать, единая, общая вера, хотя и мы, и они – все знают, что это не так". Приглашение, таким образом, единодушно отвергли, посчитав оскорбительным.
Можно привести множество цитат заслуженных пресвитерианских авторов, поддерживающих такие действия. Нам же следует подумать вот над чем: если они поступают так со своими домашними, то как бы они поступили с баптистами, пригласи мы их войти в общение с нами? Почему вообще баптисты желают войти с ними в какое-либо общение?
У нас нет надобности полагаться на опыт пресвитериан, защищая принцип Закрытого общения.
Далее окинем взором методистов. Илайзу Хеддинга избрали епископом Епископальной Методистской Церкви на общей конференции в Балтиморе, проходившей в мае 1824 года. Он прослужил епископом около двадцати восьми лет. Хеддинг сказал: "Подобает ли проповеднику в собрании приглашать к участию в Вечере также и прилежных прихожан других церквей? Нет! Как раз самые негодные люди, зачастую, склонны считать себя самыми прилежными прихожанами".
Известный методистский евангелист Сэм Джонс как-то заявил: "Если бы я разделял убеждённость баптистов в том, что погружение – это единственный библейский способ крещения, то я, как и они, стал бы сторонником Закрытого общения. Их убеждение не только вполне понятно мне, но я признаю его разумным и обоснованным".
Соблюдение баптистами библейской практики Закрытого общения оставило след в их собственной истории.
Одно справочное издание даёт обзор целого ряда анабаптистских вероисповеданий, включая самые ранние. Там упомянут интересный документ, выпущенный Швейцарскими Братьями в виде семи статей, в которых изложено их вероучение. Эти статьи увидели свет аж в 1527 году. Автор упомянутого справочного издания отмечает особую историческую важность этих статей, поскольку они были положены в основу многих более поздних вероисповеданий анабаптистов.
Вторая статья документа говорит об ограничениях, которые, как явствует из её текста, подразумеваются восемнадцатой главой Евангелия от Матфея. Швейцарские Братья считали необходимым убедиться в пригодности участников Вечери, прежде, чем проводить её, чтобы на самом деле вкушать один и тот же хлеб и пить одно и то же вино, имея одни и те же мысли и любовь.
Третья статья повествует о необходимости единства всех участников хлебопреломления, выражаемого в полном согласии участников в вопросах учения и крещении. Во всём этом, согласно Братьям, состоит единство в теле Господнем.
Четвёртое обоснование: Открытое (неограниченное) общение – это относительно недавнее изобретение, которое уже оказало разлагающее действие на баптистские церкви.
Практика Открытого общения появилась во времена Джона Буньяна. Историк Джон Христиан говорит о том, что до Джона Буньяна и его товарищей никто и не слышал об Открытом общении. (См. John T. Christian: Close Communion, Baptist Book Concern, Louisville, 1892, p. 234)
Учение об Открытом общении было разработано самыми либеральными кругами английских баптистов. Подавляющее большинство баптистов того времени отвергло учение об Открытом общении, поскольку оно не имеет библейского основания. И лишь меньшинство стало практиковать такое общение. Основная часть посчитала, что это вредное учение повлечёт отмену библейского крещения, уничтожит практику церковного членства и церковную дисциплину. Даже исключённое из собрания лицо, согласно новому учению, получало право участвовать в Вечере наравне с действительными членами церкви. Нужно заметить, что эти опасения оказались оправданными.
В 1653 году Джон Буньян, приняв крещение, стал членом баптистской церкви в английской Бэдфорде. Позже его рукоположили в диаконы, и он начал проповедовать прямо на улицах этого города. Его обвинили в нарушении общественного порядка и заключили под стражу. Буньян провёл в тюрьме двеннадцать лет до своего освобождения в январе 1672 года. Потом он стал пастором этой баптистской церкви. Ещё до освобождения Буньян вступил в острую дискуссию по поводу Открытого общения с некоторыми видными баптистскими служителями того времени. Опонентами Буньяна были Книффин, Пол, Дэнверс и многие другие. В 1673 году вышла работа Буньяна, в которой он, соглашаясь с баптистами в вопросе о способе крещения, отстаивал обоснованность участия в Вечере и лиц, не принявших библейское крещение, наряду с крещёнными членами церкви.
В итоге Книффин и Пол опубликовали свои контраргументы. В своей работе они обосновывали недопустимость преподавания Вечери кому-либо, кроме крещённых верующих. Результатом этих разногласий стало отделение партикулярных баптистов от Буньяна и сторонников его взглядов. Церковь Буньяна начала допускать к участию в Вечере и тех, кого крестили во младенчестве, и тех, кто крестил младенцев. После смерти Буньяна эта церковь стала конгрегациональной церковью, практикующей Открытое общение.
Почти в каждом случае, когда та или иная община баптистов начинает практиковать Открытое общение, она меняет своё название, становясь, таким образом, либо конгрегациональной, либо внеденоминационной церковью. Интерденоминационное и экуменическое движения ставят своей общей целью уничтожение теологических различий во взглядах, форме и порядках. Они отстаивают общение, основанное на принципе христианской любви. Конечно, взаимная христианская любовь должна быть качеством всех христиан. Иисус говорил: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Ин. 13:35)
Братская любовь должна быть отличительным свойством любого христианина вне зависимости от его языка, национальности и расовой принадлежности. Но нельзя жертвовать нашей любовью ко Христу и Его заповедям ради любви друг ко другу, как написано: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди." (Ин. 14:15)
Будучи Апостолом любви, Иоанн адресовал христианам следующие слова: "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его." (1Ин. 5:2)
Иоанн повторяет эту мысль снова и снова: "Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это — та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней." (2Ин. 1:6)
У христианина любовь ко Христу должна стоять превыше любви к любому смертному. Христос ясно дал это понять, когда сказал: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня." (Мф. 10:37).
Последователи Иисуса Христа должны быть готовыми пожертвовать отношениями даже с самыми близкими и родными людьми, поскольку любят Христа и его учение превыше всего. Иоанн записал в своём втором послании следующие богодухновенные слова: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; Ибо приветствующий его участвует в злых делах его." (2Ин. 9-11)
Хотя данные стихи и нельзя напрямую применить к Вечере Господней, они, однако же, побуждают нас быть рассудительными и осторожными в вопросах общения.
Закрытое (ограниченное) общение – это библейский подход, практикуемый в церквях Нового Завета, желающих следовать учению Христа во всём. В данной работе сделана попытка показать, что практика Закрытого (ограниченного) общения церквями Нового Завета прошлого – это подтверждённый исторический факт. Церковь в Фессалониках удостоилась такой похвалы Апостола Павла:
"Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что; и те от Иудеев" (2Фес. 2:13-14)
Да проявит Господь к нам Свою благосклонность в том, что и дальше поведёт всех Святых Своих, чтобы действием Святого Духа и Его Слова, нам всегда следовать примеру христиан Нового Завета и их церквей!
Пастор Хёрб Хэтфилд
“Мы верим в то, что крещение и Вечеря Господня – это установления Иисуса Христа, которые нужно совершать до Его пришествия. И второе не может существовать без первого: участвовать в Вечере Господней могут только те, кто, исповедовав свою веру, были крещены погружением в воду во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Потому мы признаём смешенное общение небиблейской, порочной практикой, недопустимой во всех церквях Иисуса Христа.” (Во что верят баптисты евангельского образца, статья XV, издано в 1842 году)
“Некоторые мои друзья не могут принять сейчас или никогда не примут библейское крещение. Умаляет ли данное обстоятельство мою любовь к ним? Служит ли оно помехой для личного общения с ними? Совсем нет! Мы рады говорить о вещах, взгляды на которые совпадают. Я не собираюсь насильно кормить из нравоучениями об истинном крещении. Но истинно и то, что я не могу разделять с ними Господню Трапезу, и мне было бы очень больно видеть их сидящими рядом, но разделять хлеб и вино с людьми, которых я знаю гораздо меньше моих друзей. Из-за того, что сейчас дела складываются именно так, причём исправлению их мог бы помочь зауженный дверной проём в церкви, я не должен совершать зло, чтобы вышло доброе, я не должен нарушать ясную заповедь ради большего единства, если только я не считаю себя мудрее Бога. Если я люблю и уважаю своих друзей, то я не стану желать, чтобы они совершили грех, перепрыгнув через одну заповедь, перешли ко второй. И если мои друзья любят и уважают меня, то они не станут склонять меня ко греху, принуждая меня допустить их к участию к Вечере Господней, пойдя на компромисс с моей совестью.”
Джозеф Чарльз Филпот