Как Илья Муромец богатырём стал

Виталий Топчий
                Сказка первая

В давнее время наша страна Украина называлась Русью. Правили Русью князья. Шли годы-века, княжеское племя разрослось, что деревья в лесу, и разделили князья страну на княжества. Князь Мстислав Храбрый правил Черниговом. Отважный воин, он не боялся врагов, в схватке с ними всегда выходил победителем. Потому и получил прозвище Храбрый. При таком храбреце Черниговское княжество приросло землями, границы его доходили до города Муром на реке Ока.

И вот в Муроме случилась удивительная история. Жили себе поживали на окраине городка старик со старухой. Хорошо жили! Хлеб в доме никогда не переводился. На столе в пузатом чугунке всегда дымилась каша рассыпчатая да румянилась в глиняной миске рыба жареная. Молоко в круглобокой кринке само просилось — пей, сколько душе твоей угодно! Всё это было так вкусно, что просто пальчики оближешь! Недаром рыжий кот-проказник всегда крутился рядом. Чуть зазеваются дед и баба — прыг на стол и хвать из миски самую большую жареную рыбёшку! Да и был таков!

И не печалиться бы старику со старухой. Да вот беда! Сынок их Илья хворал уж очень. Не слушались его ноженьки, ходить не мог, потому всё лежал на печи. А парень был из себя видный: лицом красен и росточком не маломерок какой-то. Богатырь настоящий! Руками подковы мял, словно глину. И поесть был охоч! Горшок борща съедал одним махом.

Вот как-то старик посетовал старухе:
— И за что нам, родная, такая беда? Уже 33 годочка наш Илюша сиднем сидит на печи.
— Не знаю, милый, не знаю, — отвечала ему старуха, — мы всю жизнь мирно жили и честно трудились. Людей не обманывали и никому не завидовали. Последним хлебушком делились с каликами перехожими. И чем мы только Бога прогневали?..
Старуха краем передника вытерла набежавшую на щеку слезу.
— Да что теперь говорить? Слезы горю не помощь. Полезай-ка, милый, на печь и покорми нашего Илюшу.

В начале августа наступил праздник святого Ильи. Вот баба и говорит деду:
— Давай-ка, милый, сходим с тобой в церковь, помолимся и попросим святого Илью, чтобы вернул здоровье сыночку нашему. Может, и смилостивится святой. Ведь мы своего сынка Илюшей назвали в его память.
— Правда твоя, родимая! Давай сходим в церковь! — ответил дед.
Собрались старик со старухой и пошли в святой дом.

Илья остался  один, ворочается на печи, а встать не может. И тогда он горько заплакал.
Вдруг послышался стук в дверь, незнакомый голос громко потребовал:
— Эй, хозяева, впустите уставшего путника!
— Матушки и батюшки дома нет, а я не могу впустить, не ходят у меня ноженьки, лежнем лежу на печи, — отвечает Илья.
А незнакомец за дверью упрямится:
— А ты, милая душа, встань! Ну же, не робей, пробуй! Спускайся со своего запечья и открой дверь!

Илья послушался незнакомца и попытался встать. И вот чудо! Ноги у него ожили! Он быстро спустился с печи и побежал открывать дверь. И увидел на пороге высокого худощавого старика с седой бородой и добрыми глазами. Старец опирался на длинную суковатую палку и приветливо улыбался. Илья пригласил нежданного гостя в дом.

— Скажи, добрый человек, чем я смогу тебя отблагодарить за чудесное моё исцеление? —спросил Илья незнакомца. Ничего у меня нет. Разве что угощу тебя молоком, которое оставила на столе матушка. Пей на здоровье, добрая душа!
— Не суетись, Илья! И чуду, случившемуся с тобой, не удивляйся, — ответил ему старец. —  33 года ты лежнем лежал на печи, всё накапливал силушку сильную. Теперь суждено тебе своими подвигами богатырскими прославить землю родную Черниговскую. А за молоко — спасибо! Можно и попить перед дальней дорогой.

— А как же мне без коня? — спросил старца Илья. — Без верного друга и товарища богатырских подвигов не совершить.
— Всему своё время. Будут у тебя чудо-конь, меч булатный, копьё острое и доспехи крепкие, — ответил старец.
— Чудно ты говоришь, дедушка!
Только сказал так Илья, как вдруг закружилась у него голова и ослабли ноги. Он прикрыл глаза и опустился на скамью. А когда слабость прошла, старика в горнице  не было.
— Вот диво дивное! — промолвил Илья. — Не ведаю, кто был этот чудный старец, но он меня исцелил. Верю его словам, потому сделаю так, как он повелел.
Илья пощупал свои ноги и пустился в пляс. И так весело притоптывал, что рыжий кот заплясал вместе с ним!

Вот наплясался Илья вволю и вышел во двор. И увидел возле крыльца лопату.
— Эх, соскучились мои рученьки по работе! Нужно помочь родителям. Старенькие они уже, тяжело им управляться с хозяйством.

Только он так сказал, как вдруг поднялся сильный ветер и послышался дикий хохот. По небу на метле пролетела  старушка в чёрной накидке с прорезями для рук вместо рукавов и в чёрной юбке. На её маленьком личике торчал длинный, как закорючка, нос. Это была баба-яга, она опустилась возле Ильи, злобно прищурилась и замахнулась на него метлой.

— Илья, в мире чудес не бывает! Это неправда, что ты стал ходить. Это просто тебе приснилось. Твоя участь — всю жизнь лежать на печи и горько рыдать о своей доле!

— Черней смолы твои речи, бабуля! Сгинь, а не то огрею лопатой!
Илья схватил стоявшую у крыльца лопату и сжал её в руке.
— А-а, так ты хочешь меня побить!? Сейчас я тебе покажу, быстренько очутишься на своём запечном месте!— прошамкала баба-яга. Она вынула из-за пазухи пучок сухой травы, начала пританцовывать и колдовать:
— Злынь-трава, отбери у Ильи разум, пусть отправляется на свою печь. А помогут ему мои верные служки!

Ведьма трижды дунула на злынь-траву и бросила её в сторону двух росших во дворе тополей. Они ожили,  зашевелили огромными руками-ветвями и превратились в леших. С рогами на голове и большими мохнатыми, как у козы, ушами.

— А ну-ка, верные мои лешаки, отправьте Илью на печь! — приказала ведьма. Лешие подступили к Илье.
— Не испугаешь меня, злобная бабка, своими лешаками! Сломаю их, как соломинку!

Илья отбросил лопату,схватил подступивших к нему леших за шиворот, встряхнул и столкнул лбами. Они замертво свалились у его ног. Ведьма перепугалась и зло прошипела: "Я ещё с тобой поквитаюсь, Илья!" Вскочила на свою метлу и улетела.  Только белая курчавая дымка осталась от метлы в небе.

— Что, бабуля, острое словечко колет сердечко? Скатертью дорога! Тебе ещё повезло. Таких дряхлых да глупых я не трогаю!

Илья проводил ведьму взглядом и задумчиво произнёс:

— А чудеса на свете всё же бывают! Просто нужно в них верить. И тогда обязательно сбудется!

Он посмотрел на леших, но их во дворе уже не было. На прежнем месте мирно стояли два тополя. Илья озадаченно почесал затылок:

— Ишь, орясины,какие здоровенные вымахали! Посоветуюсь с батей, нужно срубить их. Больно уж они смахивают на нечистую силу!

Так чудесно вернулось к Илье Муромцу здоровье и он совершил свой первый подвиг. И дальше всё в его жизни случится так, как предсказал ему чудный старец. Под Черниговом он разгонит полчища печенегов, слава о его богатырских подвигах пойдёт по всей Руси. И пригласит Илью Муромца в свою дружину великий киевский князь Владимир Красное Солнышко.