Памяти Людмилы Львовны Пиотрович

Александр Щербаков 5
Ушла мир иной мой многолетний друг и коллега Людмила Львовна Пиотрович, удивительно светлый человек. Наша дружба продолжалась почти 30 лет, а вместе мы работали около 10 лет.  Именно там, в отделе здравоохранения Хабаровского крайисполкома, мы и подружились. А вот увидели друг друга в первый раз годом ранее, в Николаевске. Хотя я лично видел её намного раньше, на целых 18 лет.  Но все по порядку.

Мы с Людмилой Львовной были не только коллеги по работе, но и друзья. Третьим человеком в  нашем дружном  трио была Валентина Ивановна Сысоева. Мы появились в отделе здравоохранения с небольшим перерывом, я там был раньше их, и был старше по возрасту и выше по должности. Мы часто встречались не только в служебной, но и приватной обстановке, в частности, в сауне краевой психиатрической больницы. Компанию нам составляли главный врач краевого противотуберкулезного диспансера Олег Леонидович Карпенко, председатель лицензионной комиссии Лидия Робертовна  Павлова и сестра Валентины Ивановны Лариса, с которой мы родились в один день, но с разницей в один год.

Поэтому мы втроем знали о всех наших делах и проблемах. Именно тогда Людмила Львовна поведала нам о своей жизни до прихода в отдел здравоохранения крайисполкома. Рассказала, что познакомилась со своим будущим мужем Павлом Пиотровичем в первый день  даже не учебы, а поездки на уборку картофеля в Еврейскую автономную область. Павел «положил глаз»  на Людмилу еще на теплоходе, который вез их в ЕАО. И с тех пор не выпускал её из поля зрения. Так что ничего удивительного в том, что они, в конце концов, поженились, нет. Вот именно на их свадьбе, которая отмечалась в ресторане «Центральный» на площади Ленина в Хабаровске, я впервые её и увидел, красивую невесту в белом платье.  Дело в том, что в соседнем зале ресторана в этот день справлял свадьбу мой  друг и сокурсник Сергей Куракин, который заключил брак с Наташей Ксенофонтовой.
 Фамилия Пиотрович была хорошо знакома в нашем институте. Отец Павла Анатолий Карпович был заведующим кафедрой детских инфекционных болезней. Позднее он стал профессором, членом –корреспондентом РАМН, директором НИИ детских болезней СО РАМН.

По окончанию института молодая семья по распределению поехала работать педиатрами в город Николаевск-на-Амуре.  Это говорит о гражданских качествах и Павла с Людмилой, и самого Анатолия Карповича.  Он мог, но ничего не сделал, чтобы молодые остались работать в Хабаровске.  Там, на периферии, работая в городской больнице, которая позже стала центральной районной, молодые специалисты набирались практического опыта, и к тому времени, как уехать из Николаевска в краевую столицу, были уважаемыми и квалифицированными специалистами.  За год до их отъезда я приехал в Николаевск в ранге главного рентгенолога края.  Вот тогда, когда я знакомился с больницей, мы с Людмилой Львовной впервые увидели друг друга.

А еще через год была построена кооперативная квартира в Краснофлотском районе, на которую копили деньги, работая в северном городе молодые Пиотровичи, и они перебрались в Хабаровск. Павла Анатольевича пригласили работать главным врачом детской инфекционной больницы, той самой, где работал его отец, и которая впоследствии получила его имя.  А Людмила Львовна некоторое время проработала в детской поликлинике, но потом заведующий отделом здравоохранения крайисполкома Анатолий Иванович Вялков пригласил квалифицированного педиатра, прошедшего хорошую школу в первичном звене здравоохранения, в свой отдел.

Вот тогда мы и познакомились.  Чуть позднее пришла в отдел и Валентина Ивановна, которая сменила меня в должности заместителя заведующего отделом, когда меня перевели на должность первого зама.  Вначале Людмила Львовна работала под началом другого заместителя, Нины Петровны Овчинниковой, но когда в 1992 года расширились права регионов, в нашей конторе, которую переименовали в управление здравоохранения администрации края,  появился контрольно-аналитический отдел, должность начальника которого заняла Людмила Львовна.  Его  подчинили первому заместителю начальника управления, т.е. мне. С тех пор наши контакты стали практически ежедневными. А позже появилась сауна в краевой психбольнице, сотрудникам управления  выделили время, и мы стали посещать её в конце дня, а потом перешли на субботние часы.

Летом 1992 года мы с Павлом Анатольевичем ездили в Японию в составе большой делегации по приглашению японской фирмы «Искра Индастри ЛТД». В  командировках  люди лучше узнают друг друга, так что у меня был повод пообщаться с мужем своей сотрудницы.  А вот с Людмилой Львовной и Валентиной Ивановной мы тоже ездили в командировки на моей машине в город Комсомольск и районный центр Переяславку.  Там проводились выездные коллегии департамента здравоохранения края. В дороге есть время поговорить  обо всем.

После того, как меня «ушли» из департамента здравоохранения (так стала называться  наша контора после очередной реорганизации), мы продолжали встречаться, но уже намного реже, как правило, когда я заходил по делам в ставшую называться министерством здравоохранения края свою прежнюю организацию.  Еще обязательно посещал своих многолетних коллег перед Новым годом, днем медицинского работника и на дни рождения Людмилы Львовны и Валентины Ивановны, приглашал их на мои дни рождения, если я их где-то отмечал, кроме семьи.

Удивительно, но в это время контрольно-аналитический отдел переехал в другую комнату, ту самую, где когда-то сидел я, будучи первым заместителем у Вялкова.  И Людмила Львовна села в тот угол, где я когда-то сидел.

Знаю, что у Пиотровичей две дачи. Одну купили Павел с Людмилой где-то в районе Воронежа (есть такой пригород в Хабаровске), а еще одну дачу построили старшие Пиотровичи, после смерти которых она перешла по наследству к Павлу и Людмиле. Вот на этой даче я был незадолго до своего отъезда из Хабаровска, мы заезжали туда с Людмилой Львовной, чтобы забрать Павла и вместе поехать к еще одной нашей сотруднице, Ольге Александровне Галиной. На её даче мы отметили день медицинского работника в 2003 году.

А еще через несколько дней  у меня был день рождения, последний, который я отметил в Хабаровске. В пятницу я заехал за дамами в департамент здравоохранения, к этому же времени подошел Олег Леонидович Карпенко, и мы поехали в шашлычную на Корфовской, где неплохо провели время, а потом я всех развез по домам. А на следующий ведь, в субботу, я отогнал свой автомобиль новому владельцу, которым стал Павел Анатольевич.  Мы немного посидели, поговорили, потом Павел с зятем отвезли меня домой, и на следующий день я уехал. Так что последний день, когда я видел Людмилу Львовну, был 21 июня 2003 года.

У Павла Анатольевича и Людмилы Львовны две дочери, обе пошли в медицину, как их родители. Только старшая стала врачом и сейчас работает в той же больнице, которую долгие годы возглавлял ей отец, и в которой долго работал и её дед. А младшая стала медицинской сестрой. У обеих дочерей родились дочки, так что в семье Павла Пиотровича одни девчонки. К сожалению, Павел не так давно умер от онкологического процесса, с которым несколько лет боролся, и в этом ему помогала любящая жена.  К сожалению, через полгода такой же недуг унес жизнь и самой Людмилы Львовны. Пусть земля ей будет пухом.

Я написал это небольшое эссе, чтобы о смерти Людмилы Львовны узнали наши с ней коллеги, которые уважали её, но сейчас судьба разбросала их по всему миру.  Кто-то, как бывшие главные врачи краевых медицинских учреждений Удалов Владимир Викторович и Карпенко Олег Леонидович, живут в России, а еще один – Поляченко Михаил Наумович – в Израиле.  Вечная ей память!