За чагой

Александр Георгиевич Гладкий
Когда наступает предзимье я, захватив рюкзак, легкий топорик и стамеску отправляюсь в лес. Еще нет снега, но лист опал с деревьев и подлеска, и лес стоит тихий, прозрачный и безлюдный. Лишь изредка тишина нарушается далеким завыванием пил лесорубов, да лаем охотничьих собак во время охотничьих загонов. Каркнет иногда ворон, заверещит сойка, постучит по сухой верхушке дятел – других звуков нет. Вездесущих грибников уже не встретишь. Нет для них в лесу интереса – рост грибов прекратился до следующего лета, да не всех. Есть один гриб, который растет и сейчас и собирать его удобно именно в это время – издалека  виден на белых березовых стволах. Это легендарная чага. Можно ее собирать и зимой, да лазить по глубокому снегу утомительно.

Чай из чаги издревле пили в некоторых областях Сибири, и было замечено, что на территориях, где была распространена эта привычка, заболеваемость онкологическими болезнями была в разы ниже, чем в местностях, где чагу не употребляли. Целебные свойства чаги были известны еще в древнем Китае и на Руси. В летописях есть сведения, что Владимир Мономах излечился от рака настоем из этого гриба. Полагаю излишним в этом очерке расписывать подробно многочисленные полезные свойства чаги – интернет дает исчерпывающую информацию по этой теме. Остановлюсь на том, как этот гриб собираю я.

Собираясь за чагой, надо четко представлять, как она выглядит. Это угольно-черный нарост на белой березовой коре, сверху очень твердый, внутри коричнево-желтый и помягче. Размеры и форма его самые разные. Мне встречались грибы более двух килограммов весом, но это редко. Обычно до килограмма. К сожалению, иллюстрации к статьям в интернете пестрят ошибками, когда вместо чаги сфотографирован березовый сувель или кап, тоже очень ценная находка для тех, кто в теме. Это покрытый темной корой древесный нарост с деформированным направлением волокон, из которого умельцы делают великолепные изделия поразительной красоты, но я сейчас не об этом.

Чага поселяется в дефектах коры дерева: трещинах и местах облома сучков. Заметив это еще в молодости, я пробовал искусственно заражать березы, делая на них насечки топором и втирая в них измельченную чагу, да ничего из этого не вышло. Спустя много лет деревья оставались здоровыми. Оставалось одно – искать чагу в лесах.

Я люблю прогулки по лесу в любую пору года с целью созерцания фенологических процессов, но когда еще добавляется собирательский интерес – это вдвойне приятно. Медленно и бесшумно ступая по лесному мху, я смотрю не под ноги, как летом в поисках грибов, а по сторонам, обращая внимание на особенности коры стволов берез. Вот узкая, но длинная и глубокая трещина на стволе, заполненная черной субстанцией. Это тоже чага. Она редко растет очень высоко и обычно ее можно достать с земли без каких-либо лестниц. Обнаружив гриб, я достаю топорик и стамеску и, если он округлый и выдающийся наружу, просто вырубаю его из ствола, а если он утоплен вглубь трещины, извлекаю его стамеской по частям, подстелив у подножья ствола полиэтилен. Всего однажды я нашел чагу не на березе, а на ольхе. Тоже забрал ее для сравнения по вкусовым качествам с березовой – никакой разницы я не почувствовал. Обычная чага, как на вкус, так и на вид, снаружи и внутри.

Я находил чагу и в густом лесу, и на опушке, на болоте и в сухих местах, но заметил, что растет она чаще на краю лесных полянок и опушек, реже среди леса. Есть еще один признак участка леса, где стоит искать чагу: если вокруг много молодых елей с дефектами коры, то ищи поблизости березы – велика вероятность их поражения чагой. Видимо, все грибные заболевания деревьев схожи и возникают при одинаковых условиях. На старых березах чага редкость. Полагаю, что пораженные деревья просто не доживают до старости и погибают в зрелом возрасте.

Насобирав плодовых тел чаги, я рублю их на куски, пока не затвердели, высушиваю, измельчаю с помощью кофемолки или терки и завариваю, как обычный чай. В интернете есть разные сведения о целебности плодового тела: что полезна лишь черная, верхняя часть, а внутренняя, светлая – балласт и наоборот. Я перемалываю весь гриб целиком и порошок употребляю.  В последнее время я пью чагу по утрам вместе с кофе: в одну чашку кладу две чайные ложки кофе и одну порошка чаги, заливаю кипятком, даю настояться и пью с удовольствием. Может быть, это не совсем по правилам, но я так привык.