Восхищения и огорчения старушек

Зоя Слотина
                Недавно  умер очень богатый российский человек,  в шутку я называла  его ЛЮМ. Однако вот умер, его похоронили  и забыли. Я  с ним  не знакома, но когда прочла объявление о его смерти, я обнаружила, что он мой ровесник, и тут меня проняло. Я  задумалась  о продолжительности жизни человека.  Думала о ЛЮМ, о его возможностях,  даже пожалела его.  Читая о нём поняла, что  жил он  в стремлении  к  богатству,  достиг желанной цели, и что с того?
               От избытка беспорядочных эмоций и мыслей как-то не благо стало на душе  и невмоготу  моё одиночество. Я поспешила к подруге разделить печаль. Не одно десятилетие мы знаем друг друга. Раньше часто гуляли  вместе,  дышали  воздухом улицы,  делились новостями.  Со временем  новостей поубавилось, общаемся чаще  по Скайпу, чем при личной встрече. Вот и сейчас я включила Скайп.
               - Привет, подруга. Я не отрываю тебя от дела?
               - Привет. Нет, я свободна. Собралась  чайку попить.
               - Я с тобой за компанию, - мы часто пьём чай  одновременно, называется вместе. - Как ты?
               - Нормально. У тебя есть новости?
Подруга  дни проводит  в интернете, интересуется новостями,  политическими передачами, смотрит телевизор, много  читает и размышляет.Она бывший программист. У неё светлая голова. Иногда она меня усердно просвящает, пока мы пьём чай,  рассказывает  как и чем мир живёт.  Я внимательно слушаю, потому что интересно, и я  доверяю её суждениям.
               - Ты знала ЛЮМ,  кого вчера похоронили? – не затягивая разговор, я сразу перешла к теме.
              - А-а-а.  Этот-то... Паразит из рода Паразитов.  Жил грешно и умер смешно. Таких много.
              - Зачем  ты так?  Человек умер, он  непростой человек,  богат  был  неслучайно,- мне стало совсем  грустно.
              - Да знаю я. Лечиться поехал в чужую страну, потому что там  врачи лучше, больницы чище и уход хороший за большие деньги.  Но ему не повезло. Во время  операции умер. Земля ему пухом. Я считаю, что не особо там с ним цацкались. Это у нас он был фигура.  Чего его понёсло  туда.
              - Почему ты так  говоришь?  Это трагическая  случайность. Всё не предусмотришь.
              - Кто он там? Обычный пациент  на конвейре медицинского  бизнеса.  Для особого  подхода к рядовой процедуре  у тех врачей  не было причины. Они действовали  по инструкции.  Там виновных нет. А ему был необходим нестандартный подход.
            - Может быть ты права. Организм  каждого человека загадка. 
            - Он хотел жить, не поленился, нашёл  клинику. Доверился  заморской медицине, которую уже основали, организовали,  персонал подобрали и наладили работу.  Привычная практика у богатых.  Чуть что- сразу за границу. Не затратный способ  ухода за своим здоровьем.
            -  Его понять можно.  У нас-то  медицина  попорчена ещё при советской власти. В век бизнеса  стала ещё хуже, - я невольно подумала о себе и совсем  поникла.
            - Покойник  при жизни  был очень богат, его состояние оценивается миллиардами   долларов.  Есть ли оправдание  экономии на собственном  здоровье?  Скажи!
            - А что он мог? Он же заплатил.
            - Много чего мог, но не сделал. Например, в 19 веке в российской глубинке в Черноземье князь  Вяземский выстроил самый современный в то время  больничный комплекс на своей земле за свои   деньги для себя и крестьян окрестных деревень. У него  не было миллиардов. Просто он был образованный  человек, грамотно  работал на своей земле, и заботился о здоровье и  образовании окрестных крестьян. Построил и передал в земство. Подарил стране.  Потом сын его продолжил дело отца.  Им были нужны здоровые  и  развитые  люди.
             - Сравнила!  Вяземские были княжеского рода. Князей  растили для защиты земли и людей, какими они управляли.  А бизнесмен-покойник  относился  к современным олигархам. У него  другая  культура,  другая цель. 
           - Вот именно!  А за деньги жизнь и здоровье не купишь.  Деньги -  это постоянно исчезающая возможность. Можно на них купить вещи, строения и кусок земли. Но и это сохранить проблематично. Реальная ценность – живой человек.  Сохранение его  жизни –  главная цель, заодно  себя  легче сберечь. В России надо  с нуля создавать  систему здравоохранения,  для неё  подбирать молодёжь,  целенаправленно и правильно её воспитывать, хорошо  учить. Иначе нельзя.  Медик – это особая высшая ступень сознания человека.  Ему доступно понятие реальных ценностей. Не всякий человек может подняться над суетой быта.
           - Кстати и остальных  людей надо воспитывать и учить, чтоб не росли,  как сорная трава. А это долгая песня, - добавила я со значением.
           - Но не бесконечная. Общая  медицина – многогранная наука. Не надо её держать сиротой на нищенском пайке,  за ней надо приглядывать, не подпускать хищников.  Лечебная  практика – наука другая, в ней соседоточены  достижения как лечения, так и ухода. Её у нас вообще  нет. Пускается на самотёк. Любая научная мысль никогда не стоит  на месте. Задержка за её использованием.
            - Согласна. Научная мысль опережает сознание общества. На наших глазах менялся быт, благодаря развитию науки. Когда мы были детьми,  жили тесно, простой ламповый радиоприёмник считали чудом. Редкостью. Его имели состоятельные люди. Позже, когда  у нас появились  дети,  домашние телефоны  считали счастьем. Для всех  на  улицах  стояли телефонные будки, откуда можно позвонить. Односторонняя связь была  высочайшим  достижением, - с грустью вспоминала я.
           - Когда мой сын получал высшее образование,  я участвовала в разработке программ  для компьютера, который помещался  в ящике приличного размера и имел скромные возможности. 
           - А наша мечта?  Видиомагнетофон за огромную  цену. Дефицит! Теперь хоть  телевизор, хоть видиомагнитофон – обычные бытовые приборы, как утюг или чайник .Телефоны  у  всех. А размер компьютера? Любой телефон включает в себя мощный компьютер. Везде  компьютеры. В кухонной плите, во всех автомобилях, везде копьютеры.  До чего дожили! – я радостно  засмеялась.
           - Я не знала, что ты такая дремучая старушка, - улыбалась довольная подруга, как будто  всё это её личная заслуга.   
           - Да, уже давно прабабушка, но продвинутая, - обиделась  я и поспешила сменить тему.- Чаёк-то хорош  и  так  во-время. А твой как? Не остыл?
           - Нормально. Я печенье  люблю. К слову, еда  стала  разнообразной.  Думаю, что такой князья Вяземские не пробовали даже по праздникам, - вот куда занесло подругу, сравнивает себя с князем. Гордыня –неистребимый грех.
           - Такое время.  Сейчас и  небогатые хоть раз в жизни, могут  попробовать  любое  блюдо. 
           - А древним царям  не довелось  даже знать про наши деликатесы .  А что наши  дети увидят и
узнают в будущем,  нам  трудно  представить, - размечталась моя дорогая  собеседница. -  А мы с тобой хорошо и удобно сидим у себя дома, чай пьём,  разговариваем неторопясь  обо всём.
           - Но и  всё равно есть недовольные. Медицина их не устраивает, - напомнила я подруге.
           - Мне хочется улучшения её, потому что пришло время, и это возможно. Спасение жизни  не должно быть бизнесом.  Основа медицины – милосердие. В будущем  в здравоохранении  будет работать  не менее четверти населения, давая возможность процветать  обществу за счёт долгого успешного  использования талантливых и обученных мозгов. А мозгам лучшего ничего не надо. Им работа, слаще мёда. Это же выгодно и правильно.
          - Я тоже считаю, что надо научиться давать возможность полноценной жизни всем мозгам при   любых физических недостатках  тела.  Возможности  без правильной медицинской поддержки  нет.
           - Пойми, в медицине открылось много направлений протезирование,  выращивание для замены необходимых  органов  и многое другое.  Развивается медсестренская наука. Медсёстры – это самое важное звено в лечебном процессе.Они  реализуют все назначения и процессы лечения от восстановления  до поддержания организма. Они должны иметь разную специализацию и градацию, а в СССР уже давно угробили эту специальность. Это надо  срочно восстановить. Надо разработать  ёмкую и информативную документацию, потому что правильно записанная история болезни человека – это документ, сравнимый  с бухгалтерским учётом  на предприятиях. Умелый бухгалтер по документу видит куда  надо инвестировать средства, чтобы увеличить эффективность предприятия. Грамотный врач по многолетней  картине состояния пациента может определить  место критического состояния организма и предотвратит  надвигающуюся катастрофу. Документация и быстрый доступ к ней в медицине  имеет  решающее значение. Предупреждение болезней сократит затраты  и потери людей. Именно сейчас с развитием компьютерной техники  диспансеризация перестанет быть очковтирательством, - подруга увлеклась  моим  просвящением, а моя голова пошла кругом.
            - Ой, ты прямо защищаешь докторскую диссертацию. Если  без дураков, я согласна идей и наработок много.  Но  для их  реализации  необходим талантливый организатор, грамотный  с  осознаной  целью,  обладающий высшей ступенью  развития собственного  сознания,  без тупого стремлений  к стяжательству и самолюбованию, что отличает большинство нынешних чиновников Пока во главе здравоохранения находились не те люди и ставились не те цели, если они ставились, страдали  не только обыватели, но и ЛЮМы, - возразила я подруге.
             Я вспомнила  несчастного ЛЮМа. Он не выходит из моей головы, потому что  я тоже в зоне риска. Я, как он, хочу жить и быть полезной и нужной. А сколько ЛЮМов везут свои деньги зарубеж, мечтая избавиться от болезни. И там они всего лишь богатенькие незнакомцы. А исцеление – всего лишь выигрыш  в лотерею.  Ходят упорные слухи, что к старикам относятся  с равнодушием. У меня обиды нет,  всё хорошо. Но старики – это опыт и подтверждение теорий, какими пока оперируют врачи.  Подруга говорит, что новые поколения  умнее талантливее нас,  и вся надежда на них. Я надеюсь, что они разберутся, и у моих внуков появится шанс сохранить  здоровье, а следовательно и молодость на больший срок.
            - А как может быть иначе? Живём лучше,  дети здоровее,- помолчав и подумав согласилась я.
            -Не только это. Сама  природа помогает. Дети стали другими. Я с двухлетним  внуком моего брата  пообщалась  по телефону,  он  показал  свои рисунки. Очень хорошо рисует.Такой маленький, а сообразительный, телефоном умеет пользоваться, знает много и о зверях, и о машинах, может  сам  толково рассказать, - оживлённо хвалилась подруга.
            - Дети сейчас другие, быстрее  развиваются.  Я восхищаюсь, скорее преклоняюсь перед человечеством, перед современными учёными. Столько удивительного и так быстро появилось. Быт стал  удобным, жилища  настроили шикарные,  еды много, бытовая техника выше похвал и у всех. Мои родители умерли всего двадцать пять лет назад  и не застали такое чудо, - я прервалась, горло перехватило. - Дорогого стоят  новые  возможности общения каждого желающего  с любой точкой Земли. От восхищения  иногда  плачу.  Я к этому никогда не привыкну.
              - А ты не плачешь от того, что практически ничего не меняется для сохранения здоровья и жизни людей?  Платная медицина – просто выколачивание денег у доверчивых пациентов. Операции
для коррекции лица и фигуры неприкрытое преступление, нарушение основного правила врача: «Не навреди». Операции уносят здоровье, а их делают без крайней необходимости ради денег. Дорого оплачиваемые анализы никакой информации врачам не дают. Это просто фикция. Не плачешь? Когда-нибудь   стяжательство отзовётся наказанем,  и оно будет много  жестче предыдущих. Закон бумеранга. Но меня это не радует. Мне наказаний не надо. Я не хочу мстить,  я  хочу  жить  долго и  быть нужной, - подруга  мрачно смотрела на меня с экрана.
               - Кто ж не хочет. Вот и ЛЮМ тоже хотел. Наверняка отдал бы миллиард  долларов за жизнь.
               - Он отдал бы все свои миллиарды, только так скоро хорошую помощь организовать нельзя.
Нужна самоотверженная тяжёлая работа. Как объяснить это ЛЮМам.  Хорошая медицинская помощь людям – это  не  столько наука, сколько культура народа, страны.  Культура!  Пока человечество не доросло до неё. Войны занимают умы. В этом человечество даже переросло себя.Всё направлено на войны.  К смерти, к насилию медленно, но верно приучаются умы. Денег не жалеют. Книги, фильмы, игры, фантастика  работают на воспитание бессмысленной жестокости.
           Я отставила свой чай.  Ну подруга! Чума, а не старуха. Старый человек должен быть добрее.
              - Спасибо, за чай и беседу. Я скажу, дорогая , как говорила моя бабушка: не поминай лихо, пока тихо, - опять об огорчениях говорит моя неуёмная подруга. А стресс мне не на пользу.
               - А то ты не знаешь, что на протяжении известной нам  истории человечества на Земле идут войны. Траты сил и средств огромны. Уничтожаются материальные ценности. Гибнут самые сильные, здоровые, лучшие люди,  потому что слабые,  больные, неразвитые не умеют и не хотят защищаться.  Развитие воюющих стран отбрасывается назад. Накопленные открытия и навыки теряются.
             - Это ужасная беда. но люди образумятся.  А общее  развитие всего человечества в целом худо бедно, но продолжается,-  меня потряхивало от разговора, но отключиться нельзя, обижу.
             - Люди, если захотят, ради своего благополучия могут отказаться от войн.  Появлялись такие мысли  у сильных и умных личностей, но они не приживаются,  побеждают  идеи  от любителей острых ощущений , быстрой  наживы или скучающих  недоумков. Ты об этом думаешь?
             - Я думаю, а что я могу?  И таких, как я, миллионы. Нас много, а сделать ничего не можем.
             - Не войны ли виноваты в том, что человек утратил  важные возможности своего тела, такие как телепатия, ренгеновское зрение, использование гравитации и энергии космоса, предсказание или
прогнозирование будущего и ещё того, о чём мы не знаем и не догадываемся. Может быть тому надо учиться, а учителей не стало. Но время от времени  рождаются уникальные люди, как говорят с паранормальными возможностями, их боятся  обыватели, и они сторонятся обычных  людей.
            - А ещё портят мозг наркотики, алкоголь, никотин, кофеин. Все знают и продолжают портить себя. Что есть, то уж есть.Ты порицаешь плохое, а как избавиться от него? Ты знаешь? – я сорвалась и обозлилась.
            - Не знаю. Это моя печаль и постоянное  огорчение. Я тоже  всегда была обывателем. Я не стремилась руководить, потому что не лидер по своей природе. Я могу понять хорошо это или плохо и то не сразу. Но моё понимание не востребовано, - оказалось  подруга  не железная леди, на глазах слёзы, мне стало жалко её.
           Я понимаю. Больно осознавать грядущее несчастье,  смотреть, видеть,  но  не иметь никакой возможности  добраться до сознания жертв и предотвратить  неизбежное.
            - Успокойся, надо мечтать.  Надо сочинять сказки, где нет зла, но есть недоразумения.
            - Спасибо за компанию и совет.  Ты права, что это я разошлась, можно  заняться каким-нибудь делом, не сказками. Нет, сказки – это не моё. Оставим их сказочникам, - подружка потухла и я увидела, что она уже совсем старенькая. Значит и я такая.
           - Сказки пришли к нам из того времени, когда было невыносимо тяжело, когда мечталось о сапогах-скороходах, о коврах самолётах, о шапке-невидимке, о доброй ведьме, о щедром  парне Иване, о  скатерти - самобранке.  Ты возьми  ситуацию  из жизни,  реши  её сказочно красиво. Много знаешь - тебе и карты  руки, - мне хотелось утешить и взбодрить  любимую единственную подругу.
            - Ты права, я много знаю, но я не знаю главного. Я не знаю стоящей цели общей для всех, такой,  как рай на небе после смерти, или  коммунизм  - рай на земле, но в будущем.  Обыватели  и  все ЛЮМы мира её не знают.  Влечёт всех  стяжательство – как азартная игра.
             Скайп  отключился. Передо мной тёмный экран.