Вот и всё, что было

Нина Ганьш
"Чёрная флейта"   

Страничка из дневника.  Восьмая встреча... последняя.   

Начало декабря 2013 года. Мы с сестрой Диной гостим на Украине у старшей сестры Тамары... В данный момент находимся в новой, просторной 3-х комнатной квартире Тамариной дочери и её мужа в пригороде украинского Донецка – м/р Петровский (похоже, называется так).

На украинской мове смотрим тревожные местные новости: зарождение майдана, в Киеве на площади собрались толпы народа, проводят шумные митинги, ставят палатки... Племянница нам объяснила:

-- Ничего страшного... это не надолго и быстро всё закончится. Народ разойдётся, ведь нужно будет готовиться к весне, скоро обрабатывать свои огороды...

Я снова позвонила Коле. Несказанно рад, пригласил нас к себе в гости, объяснил, как и на чём доехать.

-- Приезжайте к нам в Горловку, я вас встречу! Вы увидите как мы живём, познакомлю с внуками... Они малы, но уже выступают на сцене и с радостью покажут вам свои номера.

Но мы отказались, сославшись на недомогание сестры Дины... Коля пообещал приехать к нам завтра к середине дня.

На улице начало зимы, а снега пока не видать. С серого неба, как из сита, сыплется мелкий холодный дождь. На тротуаре лужи в прозрачных пузырьках, значит, дождь будет затяжным (северная примета).

Мы с Диной стоим на остановке, ждём автобус...
Вот и наш гость! Шустренько выпрыгнул с автобуса, сияющими глазами посмотрел на нас, обнял...  Какой же ты, Колюшка, красавчик! И молодой... в свои–то не совсем молодые года!

На нём тёмное полупальто, на голове - его обязательный чёрный беретик, вокруг шеи светлый с тёмным абстрактным рисунком шарфик, в руке маленькая сумочка: по облику сразу поймёшь, что это творческий человек. 

После праздничного обеда в первую очередь включил видеофильм о своих внуках, у него их много: всех охарактеризовал, поделился интересными историями. Больше говорил о маленькой внучке Лизоньке...  Счастливый и любящий дед! 
 
Снова привёз мне диски с записями своих творческих вечеров и новый сборник стихов с дарственной надписью:  «Нина, это твоя книга.  Чайковский.  2013».

Пообещал выслать мне бандеролью кое-какие материалы в прозе и историю Детской музыкальной школы, уже почти всё подготовил - осталось за малым (немного корректировки).  Но... этому не суждено было сбыться. 

Вечером он уезжал на машине зятя. На выходе из квартиры Колюшка, будто согревая, взял мои руки в свои горячие ладони, попрощался со мной, мы обнялись, с глубокой печалью посмотрели в глаза друг другу...
Напоследок он сказал:

-- Я как понимаю: наша любовь не умирала и никогда не умрёт! Нинушка, скажи, это сумасшествие?

Я ответила:   

-- Ты же знаешь - это любовь... любовь с наших с тобой студенческих лет, сначала - заочная по переписке, а потом и на протяжении всей нашей длинной жизни, чистая любовь души и сердца...

Коля нежно обнял меня, поцеловали друг друга в щёку ещё раз, снова простились и в этот раз - навсегда... 
Не смогу забыть его печальных иконных глаз...



Творческому человеку, как кислород, нужна муза.

Перелистала страницы своего дневника и наткнулась на понятие "Муза"...
Ещё со студенческих лет я помню: нам преподавали довольно интересный предмет «Этика и эстетика»... С этикой всё понятно: учение о морали (нравственности), совокупность норм поведения.

Вторая часть предмета: эстетика - система взглядов на искусство, сущность и форма прекрасного в художественном творчестве, а так же в природе и в самой жизни...

И я поняла, творческому человеку, если у него есть яркий талант, как кислород - нужна муза! Муза в греческой мифологии одна из девяти богинь – покровительница искусств: источник художественного, музыкального, поэтического и литературного вдохновения.

Всем творческим людям (музыкантам, писателям, поэтам, художникам) обязательно нужна муза, потому как без музы талант гибнет, ровно как и сам человек...

По своей судьбе я как раз попала в этот разряд поэтических муз, попала давным-давно: с моих далёких 17 лет вдруг стала стимулом для творчества, причём, в заочной переписке. Такое вот предназначение, выпавшее на мою долю!

Спрашиваю себя: какая из меня муза?! О, Господи!



Пожалуйста, приезжайте!

Мы с сестрой Диной тоже забеспокоились из-за стремительно разворачивающихся не совсем хороших событий в Киеве, и намного раньше запланированного времени уехали домой.

Время не стоит на месте, оно летит... События в столице Украины вышли из под контроля, как говорится в пословице: "Чем дальше в лес, тем больше дров". Смотрим новости, они никак не радуют, они очень тревожат...

Из дому звоню Николаю через день, голос у Коли расстроенный, потерянный:

-- Нас обстреливают! Почти каждый день убегаем к соседям в подвал! Страшно... В моей Горловке погибают люди!

Я переживаю, мы с мужем настойчиво приглашаем его со всей своей семьёй приехать к нам в Краснодар:

-- Пожалуйста, приезжайте! Ехать-то всего ничего: через Мариуполь каких-то двенадцать часов рейсовым автобусом!

-- Поселим вас всех в отдельную - самую большую комнату... поможем, чем можем!
 
Но, с каждым днём начиналась другая, неожиданная для меня история: мой друг Колюшка своей внезапно изменившейся политической позицией однажды довёл меня до горьких слёз... Позже, конечно, принёс искренние извинения, но легче мне не стало.

Телефонной связи нет, его телефон заблокирован. Стали общаться в ОК и ФБ, но не так, как раньше. В переписке живых эмоций нет.
Снова пишу, приглашаю их всех к нам, уговариваю, но... в ответ глухое молчание.
Я не нахожу себе места...


Какое уж тут "ничего"!

Вот такая история была в моей жизни! Заканчивая свой дневник, хочу сказать напоследок кое-кому из заинтересованных (моих знакомых): действительно, между нами ничего не было кроме чистой и яркой любви души и сердца, любовь плотская нам была не досягаема. Плохо это или хорошо? Как знать...

В одном из своих писем Николай мне написал:

  ... "Меня немного смущает твоя часто повторяющаяся мысль: «Между нами ничего не было». Смешная?! Ничего может и не быть, даже если и происходит это «ничего». А здесь всё до предела: и радость и боль и тайна тайн любви, а ты говоришь –  «ничего». Какое уж тут «ничего»!
Очевидно, я совсем не смыслю ни в женском целомудрии, ни в его логике. Но мне кажется, что всё происшедшее с нами больше того «ничего», которого ты так боишься!
Не знаю, с чего это я так осмелел, что заговорил «об этом» - мне просто давно хотелось тебе это сказать"...



Вот и всё, что было.

Такова наша история с Николаем Чайковским - светлым и талантливым человеком, начавшаяся в сентябре 1962 и закончившаяся в самом начале июля 2016 года...
Ах, как болит душа!

Боже! Как же трудно быть музой поэта и музыканта!

            
          ***

"Чёрная флейта"


Плачь, моя флейта
           чёрная, плачь!
Я не расстанусь с тобою.
Только и ты
      мою горечь не прячь:
Раньше она
       называлась любовью.
Так же,
   как грустные ноты твои,
Тоже когда-то
          звенели листвою.
Где же, о флейта,
            твои соловьи -
Сад, ослеплённый весною?
Кто наша жертва -
               тот и палач!
Что же нам делать с тобою?
Не с кем делиться
     ни счастьем, ни болью -
Плачь, моя флейта,
              чёрная плачь!

           Николай Чайковский.



Посмотрела некоторые диски, что подарил мне Колюшка. В одном из его музыкально-поэтических вечеров на экране сцены проецируется наш с мужем видеофильм «Русский Север – родина моя», на фоне цветных слайдов с музыкальным сопровождением Николай Чайковский читает свои изумительные стихи...

       Закрываю последнюю страницу своего "многострадального" дневника.