Ким Чен Сын

Вадим Слуцкий
Я люблю придумывать людям прозвища. Этого человека я называю "Ким Чен Сын". Почему? Попробую объяснить.

У меня есть старая знакомая, Тамара Константиновна. Она раньше была прекрасным врачом, очень любила свою работу. Помогла сотням людей, в том числе, в своё время, моей маме и мне.

Она была замужем, и у неё есть сын. Анатолий. Единственный ребёнок. Его называли "папиным-маминым", он до 41 года не женился. Ему нравилось жить с родителями. Знакомый Т.К. - известный в городе врач - подыскал ему жену. Тихую, робкую, уставшую от одиночества, во всём покорную мужу.

Я помню его, ещё относительно молодым. Такой робкий, застенчивый, тихий, как мальчик. Почти в 40 лет. Тамара Константиновна всегда о нём говорила с восторгом: "Мой Толя!" Мой Толя такой, мой Толя сякой! Самый лучший. Самый умный. Самый-самый.

И вдруг её муж заболел. Деменция. В лучшие годы очень общительный, активный, он засел дома, никуда не выходя, ни с кем не общаясь. И она вынуждена была сидеть с ним. Годами. Она по натуре бешено активная и чрезвычайно общительная. И очень любила свою работу, жила ею. Ей пришлось бросить работу.

Это было ужасно для неё. Мужа своего она совсем не любила. Хотя и хорошо относилась к нему.

Я иногда приходил к ней, но мужа её видел только один раз. Он вышел к нам, на кухню, мятый, небритый, в дырявых джинсах и, не глядя на меня, не здороваясь, спросил: "Вы скоро от нас уйдёте?"

Он очень долго не умирал. И Т.К. тоже заболела: и тоже деменцией.

И вот тут её сын совершенно изменился. Как-то вдруг. Куда делся тот робкий, тихий, застенчивый великовозрастный мальчик? Вместо него появился высокомерный, невероятно придирчивый, не терпящий даже малейшего возражения деспот. Нет, он не отдал маму в ПНИ. Он о ней усиленно заботится. Каждый вечер приходит. Водит по врачам.

Вот только он отобрал у неё ключ от квартиры, и Т.К. уже не может принимать у себя гостей. А ей очень нужны друзья, неформальное общение, нужна какая-то активность. А у неё нет ничего.

Она сидит в своей квартире - без ключа. Анатолий это обосновал просто: он боится, что она пустит в квартиру чужого человека. Но такого ни разу не было. Как-то Т.К. потеряла ключ - прямо в квартире. У неё проблемы с памятью. Вот после этого она и осталась без ключа. Ему так удобнее.

Сам Анатолий интроверт: он мало с ней разговаривает. И она его боится. Это явно видно, когда они вместе.

Он получает за неё пенсию. Всё решает за неё. Совершенно не считаясь с ней, её потребностями, её индивидуальностью.

Ему так удобнее. Ему не приходит в голову, что для неё это плохо. Он не понимает, что его мама - не то же самое, что его рука или его нога. Он воспринимает её (как, кстати, и многие люди воспринимают своих близких) как часть себя, как расширенное "Я" - почти как свою вещь. Что хорошо для меня, то и для неё.

Я пытался ему предлагать разные варианты улучшения жизни Т.К., но он ничего не слушает, раздражается, злится.

Это её сын. Её самый близкий человек. Она сама его таким вырастила.

И вот теперь, когда стала беспомощной, слабой и больной, пожинает плоды.

Утром к ней приходит социальный работник, чужая, равнодушная женщина, которая готовит, убирает, меряет давление, даёт таблетки - и уходит. Вечером приходит сын. Строгий начальник, с которым толком не поговорить, не возразить ему. В остальное время она одна, с котиком и телевизором в пустой квартире. Где нет никаких средств связи, кроме квартирного телефона, но Т.К. никогда никому сама не звонит. Стесняется.

А она исключительно живая, энергичная, умная, начитанная, интересная - даже сейчас. Ведь ещё совсем недавно я с ней регулярно общался. Она сто очков вперёд даст своему вялому, равнодушному сыну: она намного психологически моложе, глубже, живее него. Но он имеет теперь над ней полную власть. И ему очень нравится эта власть.

Почему-то у меня перед глазами такая сцена. Мы с Т.К. сидим в фойе театра. Ждём Анатолия. Он появляется у входа, и Т.К. говорит с гордостью: "Вот он - мой Толя! Видите? Мой сын - такой большой человек!" Он действительно высокого роста и полный.

Она всю жизнь была так увлечена своей работой, уходила в неё с головой. Ей и в голову не приходило задуматься, а правильно ли она воспитывает сына. И она не заметила, кто это такой вырос из него.

И вот - результат. Она как в тюрьме, совершенно беспомощная, и никто не в силах ей помочь. А он - её тюремщик.

"Мой Толя". Любимый мальчик. Самый-самый лучший.

Ким Чен Сын.


*Иллюстрация - картина А.М.Шилова "Зацвёл багульник"