М. М. Кириллов Пустые хлопоты? Наблюдения

Михаил Кириллов
  М.М.КИРИЛЛОВ

ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ?

Наблюдения

   В Саратове, по пути 3-го трамвая, более половины  протянувшейся на многие километры улицы «50-летия Октября», сегодня, как и раньше, занимают заводы. По советским меркам, крупные или даже очень крупные. По своему значению 30 лет тому назад они были даже всесоюзного масштаба. Оборонные и секретные. С них когда-то и начинался этот наш район города. На этих предприятиях в те годы, говорят, бывал даже А.Н.Косыгин.
     Трамвайные и троллейбусные остановки приходились как раз напротив заводских проходных. 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-я Дачные остановки точнее было бы назвать не Дачные, а Заводские. Много  раньше тут были только дачи.
      Десятки тысяч рабочих и служащих в то, советское, время каждый день поглощали здешние заводские цеха, конструкторские бюро и управления. К началу работы народ, спешивший на трудовую смену, бывало, буквально висел на подножках трамвая, держась разве что только не за колёса, так его было много. Залезть в вагоны было невозможно. Добирались часто пешком. Перед проходными люди тучами стояли – вахтёры не успевали пропускать. Радовались новому рабочему дню и ощущению коллективной мощи своих предприятий.
     А теперь, вот уже лет двадцать пять, как опустели трамваи, проходные и заводские корпуса. Заросли кустарником внутризаводские территории. Жалкими ручейками уныло тянутся теперь по здешним дорожкам одинокие заводчане. Прежние социалистические гиганты практически обанкротились и вымерли. Ставшие из государственных частными, заводы эти постепенно растеряли свою былую мощь, утратили высококвалифицированный рабочий класс и накопленную культуру производства. Это и «Знамя труда», и «Тантал», и «СЭПО», и завод «Алмаз», что у Трофимовского моста. Названия предприятий живут долго, сохраняя память. Кто их не помнит! Прежние многозначительные вывески всё ещё гордо висят на высоких фронтонах ныне заброшенных заводских корпусов. Теперь это памятники пустоте за заводскими заборами. Обрывки былой формы при вымершем содержании. Словно застывшие истуканы с острова Пасхи…
     Такая картина характерна для многих заводов не только Ленинского района нашего города. Получается, социализм и советскую власть угробили, но ведь и капитализм не прижился. Какой-то он у нас однобокий и жалкий, в основном, сырьевой, по легенде «прорывной», но бессистемный и даже не рыночный, а скорее, базарный. И новая, буржуазная, власть, возникшая из наскоро переделанных, «посыпавшихся» из КПСС в девяностые годы, как из лукошка, псевдокоммунистов, такая же разнородная, несозревшая и бесплодная, как и сам этот, сложенный на скорую руку, малоэффективный и непрочный, но чрезвычайно алчный, кичливый и наглый молодой российский капитализм.
      Ну, о каком ожидаемом властью росте производительности труда может идти речь сейчас, при столь очевидной для всех деградации даже такого, прежде мощного, производства в миллионном городе?!
     Саратов, конечно, – не исключение, и отмеченная картина характерна для всего, переставшего быть общенародным, экономического уклада в нашей стране. На этом фоне даже успешное решение ряда современных мегапроектов выглядят как строительство одиночных «небоскрёбов» рядом с плодящимися брошенными развалюхами, подобными старому послевоенному городскому шанхаю.
      Но, может быть, я, как не экономист, чего-то недопонимаю и просто не вижу на самом деле очевидного для других? Рабочий класс, прежде, гегемон, хозяин, это не нынешний наёмный рабочий «сброд», находящийся в чьей-то частной собственности. Из наёмного «быдла» Стахановы не рождаются. Разве что только за деньги. Сейчас всё за деньги.
     Та же картина деградации характерна и для многих других сторон жизни государства толстосумов, прежде всего, для системы высшего, особенно медицинского, образования и здравоохранения, ставших практически платными и, во многом, недоступными большинству народа. При колоссальной потребности в подготовленных медицинских работниках и их повсеместном дефиците, особенно в первичном звене здравоохранения, многие из них покидают свою профессиональную область, уходят в бизнес или вынуждены совмещать на двух-трёх работах в ущерб качеству своего труда. Всё дело, в конечном счёте, в крайне низкой заработной плате в этой области, как, впрочем, и в других отраслях. Не путайте со «средней зарплатой по больнице»! Сейчас обедневшие врачи лечат подчас столь же бедных, а то и нищих больных. Эту область я хорошо знаю, я ведь какое-то время был проректором по лечебной работе нашего медицинского Университета в 90-е годы, но всего не расскажешь.
      При элементарной бедности, тем не менее, власти действительно строят и высокотехнологичные центры, кардиологические, онкологические, перинатальные. Приходится: в стране плохо с демографией, а это, в конечном счёте, необходимые трудовые резервы. И это отлично, но явно недостаточно для громадной страны и не решает сложившегося положения. И очень напоминает уже знакомое нам строительство, на этот раз, медицинских «небоскрёбов» в государстве с запущенным здравоохранением. «Небоскрёбы» и медицинский «Шанхай». К тому же, медицина – это же  ещё более убыточное место, чем даже промышленное производство, хотя и особенно чувствительное. Опасно, много лет недофинансируемая государством, прежде знаменитая, бесплатная для населения, отечественная медицинская школа, постепенно сдаёт позиции. Предложенные недавно меры – капля в море. Скоро больные будут лечить себя сами.
     А литература и искусство, писатели, книгоиздание, библиотеки всех уровней?! Нищета. Вымирание шедевров и мастеров, опустошение даже минимальных потребностей людей. Книг не читают! Скоро только на Набоковых, Солженицыных и Граниных будем молиться. Но ведь советских писателей из книгоиздания, учебных программ и библиотек изгнали полностью уже много лет тому назад, а других-то нет. И не будет. Пустота творческого бесплодия, свойственная любому рыночному, потребительскому, обществу, основанному лишь на достижении прибыли любой ценой, рождает только массовую киркоровскую бездуховность и пошлость шпагатных балерин и пустышек с сахарными зубками. Живём-то ведь только старыми достижениями и упускаем воспитание молодёжи.
      Особенностью этой сферы общественной жизни является то, что ныне творческих «небоскрёбов» строить не из чего. В «смартфоновской», уже десятилетиями не читающей, России, Горькие и Шолоховы не рождаются, а зачатие Чеховых вообще невозможно. Не те теперь духовные ценности у модных «политических гурманов». Зато мертворожденных писак - море.
      Социальная сфера вообще бездонна. Даже прикасаться к этой теме сложно. В нашей стране, ещё недавно объединённой общенародной собственностью и властью трудящихся, а ныне разделённой на несколько десятков миллиардеров, с одной стороны,  и миллионы бедных и нищих граждан, с другой, социальные «небоскрёбы» возможны, как в народе говорят, разве только в Москве, на Рублёвском шоссе. Так и «общенациональное единство» народа возможно только в головах идеологов «Единой России». Эта их партия и есть, единственный, да и то, абсолютно виртуальный социальный государственный «небоскрёб». Честные люди в нём не живут. Брезгуют.
     Различия между предпринимателями и ворами исчезают, поскольку сущность их одна. Поощряют и тут же сажают. Взаимосвязь очевидна: и там, и там нажива. Разница только в величине награбленного.
      В сенате РФ и в значительной мере в нижней палате нашего парламента заседают исключительно только господа (они так себя и именуют). А во всей нашей необъятной Родине по-прежнему живут не господа, а миллионы  товарищей, как жили и сто лет тому назад. Ни о каком классовом единстве при таком соотошении социальных слоёв в государстве не может быть и речи, по определению. Народ живёт всё хуже, а число миллиардеров в стране растёт и растёт. Если что-то и растёт, то только производительность накопления частного капитала.
      Одиночные «небоскрёбы, уродливо торчащие посреди, требующей тотального капремонта, стране, именно такое, невесёлое, зрелище представляет собой современная гибридная Россия. Защитить-то её надёжно, спасибо талантливым оружейникам и трудовому народу, есть чем, да было бы кого и от кого защищать.
      А каковы Ваши суждения на этот счёт? Не пустые ли хлопоты?