Глава 2 часть 4. Долматов и др

Дарима Базарсадаева
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/12/18/197

Приказом РВС СССР № 0015 от 20 марта 1932 года в составе Особого колхозного корпуса на территории ОКАДВ, управление которого находилось в г. Хабаровске, была сформирована 4 колхозная кавалерийская дивизия в районе ст. Борзя, Тургинский, Дураевская, зав.Нерчинский.

По приказу РВС СССР № 002 от 14 января 1933 года она получила наименование 1 колхозной кавалерийской дивизии (в приказах по дивизии называлась 1 особой кд), т.к. находилась на территории дислокации Забайкальской группы войск ОКАДВ.
С 3 июля 1936 года 4 ккд стала именоваться 22 кд, приказом НКО № 137 от 8 июля 1936г. ей было присвоено имя А.М.Горького (расформирована после апреля 1941г.).
Входила в состав Особого колхозного корпуса (1933-июнь 1940) Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, Дальневосточного фронта (с июля 1938), 2 КА (с сентября 1938).

В Боржигантае, в бытность его населенным пунктом под названием Хатачеев Луг, Бурят-Монгольским военным конным заводом (БМВКЗ), работали-служили, жили разные люди с интересной, часто героической, иногда трагической, судьбой, прошедшие «огонь, воду и медные трубы». Пережившие и участвовавшие в русско-японской, в первой мировой войнах, в революционных событиях 1917 года, гражданской войне, в строительстве социализма в отдельно взятой стране – в России, со всеми этапами и особенностями его строительства в Забайкалье, в т.ч. события 30-х годов прошлого века; в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) и войне с японцами (1945г.).

1. ДОЛМАТОВ Е.Н. (1899-1977)

Приказом Революционного военного совета Республики (РВСР) № 1001 от 11 мая 1933 года помощником начальника части, начальником сектора по племенному и ремонтному коннозаводству Управления военно-конскими заводами был назначен Долматов Евгений Николаевич, в разные периоды своей службы живший-работавший, приезжавший в БМВКЗ по служебным делам после ареста и освобождения.

Революционный военный совет Республики (РВСР), с 28 августа 1923 — Реввоенсовет СССР, был высшим коллегиальным органом военной власти в стране с 6 сентября 1918 года по 20 июня 1934 года.).

Приказом РВС СССР № 0128 от 12 февраля 1934 года Долматов Е.Н. был назначен помощником командира 1 кавалерийской колхозной дивизии (сокращенно ккд) по коневодству, одновременно он же был начальником сектора ремонтного коннозаводства управления военными конными заводами РККА.

Приказом Наркомата Обороны (НКО) № 874 от 21 мая 1936г. Долматов Е.Н. был освобожден от занимаемой должности помощника командира 1 ккд по коневодческой части и назначен помощником командира по производственной части той же дивизии.
Приказом НКО № 01457 от 15 апреля 1936г. он вновь был назначен помощником по коневодству командира 1 колхозной кавалерийской дивизии с присвоением воинского звания «интендант 1 ранга» (=полковник).

Приказом НКО № 542 от 1 февраля 1937 г. Долматов Е.Н., помощник по производственной части командира 22 кавалерийской дивизии интендант 1 ранга, был освобожден от занимаемой должности и откомандирован в распоряжение Главного коневодческого управления наркомата земледелия СССР, с оставлением в кадрах РККА в счет «1000».

А затем, приказом НКО № 01786 от 23.9.1938 г.  Долматов Е.Н., состоящий в кадрах РККА в счет «1000», интендант 1 ранга, уволен по ст. 44 п. «в» Положения о прохождении службы комначсоставом» .

Увольнение по п. «в» ст. 44 Положения – арест.

Про этот период из опубликованных в открытых источниках воспоминаниях З.Г. Липской, его племянницы:  Долматов Е.Н.был арестован в 1937 году по ложному доносу, осужден за контрреволюционную деятельность Трибуналом войск НКВД к 10 годам ИТЛ с лишением воинского звания, наград и конфискацией имущества. Отбывал срок в Читинской области, работал в карьере по добыче щебенки для строящейся железной дороги. Зимой 1938г. заболел тифом. К нему добралась из Москвы жена Долматова О. и смогла выходить мужа. В декабре 1940 года Долматов был освобожден и вернулся в Москву, без восстановления воинского звания, работал по отбору лошадей для конницы по всем конезаводам страны.  Окончание войны встретил в Берлине в 1945 году в звании подполковника. В 1958 году Долматов Е.Н. был назначен директором Центрального Московского ипподрома.
 
 В 1975г. – увольнение на пенсию, в феврале 1977г. Евгений Николаевич Долматов скончался.

По архивным данным приказ об увольнении Долматова Е.Н. из РККА был ОТМЕНЕН уже 9 ноября 1938 г. приказом НКО № 02314.

Приказом НКО № 02402 от 14 июня 1939 года Долматов Е.Н., состоявший в кадрах РККА в счет «1000», интендант 1 ранга, был назначен для особых поручений при заместителе Наркома Обороны СССР …

Загадочная формулировка «в счет 1000» обозначала согласно действовавшего в те времена совместного постановления ЦИК и СНК СССР (1936г.) «О зачислении 1000 резервистов в кадры РККА с оставлением на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях». При необходимости специалисты-резервисты направлялись с любого места работы в ряды РККА.

По данным разных источников, в т.ч. по вышеуказанным и из книг историков коневодства и коннозаводства в России-СССР видно, что Долматов Евгений Николаевич родился 23 декабря 1899 года в с. Александровское Ставропольского края в семье крестьян, его отец занимался коневодством. В 1912 году закончил церковно-приходскую школу, в 1914 году стал работать в Москве конюхом на Московском ипподроме, с 1919 года служил в коннице Буденного, в 1930 году был назначен директором Краснодарского конезавода, и далее – см. вышеперечисленные приказы.

До назначения директором Московского центрального ипподрома Долматов Е.Н., отставной кавалерист, участник Великой Отечественной войны, побывавший в лагере в числе «врагов народа», длительное время работал в с. Прилепы Тульской области, вблизи Ясной Поляны. После ликвидации Прилепского государственного конного завода в 1927 году в Прилепах была размещена Тульская государственная конюшня, при которой в 1944 году были созданы Центральные курсы подготовки и повышения квалификации работников коневодства.

Став директором Московского Центрального ипподрома Долматов Е.Н. по оценке Д.Урнова, советского и американского литературоведа, также писавшего о лошадях и конном спорте, «пробил окно в зарубежный конный мир: наши рысаки побежали на ипподромах Западной Европы и Америки. На Московском ипподроме впервые со времен Кейтонов выступил американский рысак, в обмен на семь жеребят он остался у нас, был отправлен производителем в Прилепы и дал удачный приплод».

Старейший наездник ипподрома Козлов А.С. (в 2014 году) на вопрос журналиста «Когда начали участвовать в международных соревнованиях?» ответил: «Когда стала формироваться команда за рубеж, министерство хотело отправить на соревнование своих приближенных сотрудников. Но директор ипподрома Евгений Николаевич Долматов сказал: «Нет, мы даем вам своих лошадей и своего наездника Козлова». Я взял за границу двух лошадок, на обеих и выиграл.
    Потом, участвуя в соревнованиях, я объехал всю Европу и Америку и везде выступал удачно. Мне первому в Союзе присвоили звание мастера-наездника международного класса. Это звание присваивал не наш главк, а международная ассоциация. Для этого требовалось выиграть определенное количество призов за рубежом. У меня за плечами было более 2000 первых мест, друзья в шутку называли меня «человек-чемпион».

Рассказав немного о Долматове, нельзя не рассказать хоть немножечко о предыдущем месте его работы - о знаменитом Прилепском конезаводе и его  организаторе, владельце – Якове Ивановиче Бутовиче (1882-1937).

Конный завод по разведению орловских рысаков организовал в 1909 году в Прилепах Я.И. Бутович, став владельцем имения, старого конезавода, знававшего и лучшие времена, переведя в новое владение племенных лошадей своей конюшни из Херсонской области. Он был лучшим специалистом того времени в России по племенному коневодству – профессионалом, закончившим Полтавский кадетский корпус, затем Николаевское кавалерийское училище, участник войны с Японией (1905). После отставки из армии он обучался в ряде европейских университетов животноводству.
Кроме того, Я.И. Бутович известен, как создатель единственного в мире частного иппологического музея «Лошади», экспонаты для которого он собирал всю жизнь – лучшие образцы «конского портрета» и «конного жанра», скупая повсеместно рисунки, картины, портреты и скульптуры с изображениями лошадей, не считаясь с материальными затратами.

В 1918 году, как и все предприятия в России, Прилепский конный завод был национализирован и передан в управление Народному комиссариату земледелия. Я.И. Бутович был назначен членом Чрезвычайной комиссии по спасению племенного животноводства при Наркомземе РСФСР, работал директором (управляющим) Прилепского конного завода Наркомата земледелия СССР. Занимался разведением, испытанием и тренингом орловских рысаков. Внёс значительный вклад в сохранение ценнейшего поголовья лошадей в России. Основал в Москве Государственный музей коневодства при Московском ипподроме, став его первым директором и хранителем.

Во время Гражданской войны он был консультантом С. М. Будённого.

Известность коннозаводчика, его образованность, широта натуры, видимо, кому-то не давали покоя, казались подозрительными. В 1927 году Прилепский конный завод был ликвидирован, а племенной состав в количестве 140 голов лошадей передан в Хреновской конный завод. По ложному доносу Я.И.Бутович в 1928 году был арестован как «враг народа и саботажник», три года провел в тюрьме, затем был выслан без права проживания в Москве и Ленинграде, в 1937 году вновь арестован – в Мценске Орловской области и расстрелян. Реабилитирован в 1989 году.

После него России досталось богатое наследство, не только конезавод, который вновь, с 1960 года, имел статус племенного конезавода. Ныне многострадальный конезавод, переданный в частные руки, вновь в числе пострадавших, от «неспециалистов» не только коневодства, но даже не специалистов сельского хозяйства.

Музей коневодства и коннозаводства при Московском ипподроме, основой которого послужили более 1200 экспонатов, принадлежавших лично Я.И.Бутовичу, с 1940 г. стал принадлежать Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Ныне собранные Бутовичем и приумноженные шедевры (только картин, произведений скульптуры, графики и прикладного искусства теперь более 3500 ед.хр., не считая иных экспонатов) хранятся  и экспонируются в «Музее коневодства»  Российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева.

И не менее ценное наследство от Я.И. Бутовича, кроме Музея - это изданная, на основе его записей - «тетрадей», которые он продолжал вести и после ареста, и на свободе, изданная в 2013 году книга «Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика» (составители Д.Урнов, Ю. Палиевская). Это ценнейший исторический документ, насыщенный фактами, конкретными именами, точными датами. Обращаясь к потомкам, Бутович писал: «Если бы я своевременно покинул бы пределы России… лично для меня это было бы, конечно, лучше…. Но что сталось бы с русским коннозаводством, покинутым всеми на произвол судьбы? Это вопрос, на который ответить нетрудно: всё бы несомненно и бесповоротно погибло! … Беспристрастную оценку этой моей деятельности даст только суд истории».

Продолжение  http://www.proza.ru/2020/01/02/476.

Фото: Центральный Московский ипподром, старое фото; адрес ныне г. Москва, ул. Беговая, 22.